ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
Автор: Захарова Галина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35" Населённый пункт: г. Северск Наименование материала: статья Тема: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ Раздел: дошкольное образование
Захарова Г.Н., воспитатель
г. Северск, Томская область, муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 35»
Важнейшим
способом
реализации
сотрудничества
педагогов
и
родителей
является
организация
их
совместной
деятельности,
в
которой
родители
не
пассивные
наблюдатели,
а
активные
участники
процесса.
Детский сад – первый внесемейный социальный институт (О.И. Бочкаёва),
первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители
и где начинается их педагогическое просвещение. От совместной работы
родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Об
этом в своих работах писали известные специалисты в области возрастной и
педагогической
психологии:
И.В.Дубровина,
Р.В.Овчарова,
В.С.Мухина.
Каким
будет
взрослый
человек
по
своим
физическим
и
умственным
(Ж.Пиаже)
способностям,
нравственным
качествам
(Л.С.Выготский),
в
большей степени зависит от того, как протекает этот период. Как уже было
сказано,
в
раннем
возрасте
ориентиром
в
неизвестном
мире
взрослых,
сверстников, предметов, является родитель и педагог.
Как известно адаптация – это трудный период для каждого ребенка,
характеризующийся не только процессом привыкания к новой обстановке, к
новому
режиму
дня,
к
новым
отношениям,
но
и
выработка
ранее
не
востребованных умений и навыков. Педагогам приходится прилагать немало
усилий и умений, чтобы этот период прошел для ребенка менее травматично
в
точки
зрения
эмоциональных
переживаний.
Для
этого
в
работе
используются
любимые
персонажи
детей,
содержащие
определенную
положительную
эмоциональную
нагрузку:
кошечка,
собачка,
зайчик,
заводные
и
музыкальные
игрушки.
Сюрпризные
моменты
для
детей
позволяют
удерживать
непроизвольное
внимание
которое
доминирует
у
воспитанников младшей группы.
Протекание
процесса
адаптации
непосредственно
связано
с
удовлетворением
базовой
потребности
в
доверии
(К.Хорни,
Э.Эриксон),
соматическим состоянием ребенка. Одни с опаской заходят в группу, где его
окружают незнакомые люди, другие – с интересом смотрят на все новое,
незнакомое,
что
уже
на
ранних
этапах
развития
может
выступать
индикатором эго-направленности личности (интроверсия, экстраверсия). Но
постепенно дети осваиваются в новой обстановке, знакомятся друг с другом,
воспитателями.
Следующим
этапом
адаптационного
взаимодействия
является
знакомство детей и родителей с детским садом: музыкальным и
физкультурным залами, экологической гостиной, медицинским кабинетом,
«Игралочкой».
Родители
становятся
помощниками,
союзниками
в
ходе
адаптационного
периода,
так
как
цель
педагогического
коллектива
и
родителей одна – воспитание здорового ребенка, развитие его физической и
психоэмоциональной сферы.
В настоящее время в литературе представлено немало методических
наработок
по
организации
взаимодействия
ДОУ
и
семьи.
Анализ
работ
Зеленцовой С. А. «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании
ребенка»
(г.Челябинск),
Золотухиной
Н.В.
«Межсемейный
проект
«Мы
вместе» (г. Абаза), Паршуковой С.В. «Влияние характера внутрисемейных
отношений
на
социально-психологическую
адаптацию
детей
раннего
возраста
к
условиям
дошкольного
образовательного
учреждения
(ДОУ)»
(г.Сыктывкар)
и
т.д.
позволил
выделить
ключевые
моменты
в
работе
с
родителями, которые были учтены в ходе планирования и реализации работы.
С
учетом
новых
педагогических
технологий,
форм
и
методов
взаимодействия педагоги образовательного учреждения стали разрабатывать
и
проводить
совместные
мероприятия
с
родителями
–
театрализованные
представления
для
детей.
При
разработке
были
учтены
следующие
положения:
родители
и
педагоги
являются
партнерами
в
воспитании
и
обучении детей;
помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов,
так и со стороны родителей.
Очень
важно,
чтобы
у
родителей
семейная
ситуация
которых
в
настоящий
момент
является
трудной
или
кризисной
появился
интерес
к
жизни их детей в группе. Мамы и папы стремились к взаимодействию с
воспитателями,
задавали
вопросы,
касающиеся
формирования
личности
малыша. Но большинство современных родителей очень заняты выполнении
исторически заложенной функции семьи «добывающей» и перекладывают
ответственность за воспитание детей на плечи иного социального института
(в данном случае – детского сада). Следовательно, воспитателю необходимо
искать
новые
формы
взаимодействия
с
семьями.
Работа
должна
мотивировать, активизировать родителей на общение.
Детский
сад
необходим
–
это
истина
нашего
времени,
которая
подтверждается статистикой - нехватка мест в детских садах - «больное»
место социально-экономической политики современных муниципалитетов.
Получая заветную «путевку» в дошкольное образовательное учреждение (и
соответственно
возможность
вновь
стать
полноценным
коллегой
для
сослуживцев)
родители
полностью
перекладывают
ответственность
за
развитие ребенка на педагогов: они ждут от учреждения не только хорошего
присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления,
обучения и воспитания, организации интересного досуга. При этом родители
«вряд
ли
смогут
активно
посещать
консультации,
семинары»,
о
чем
свидетельствуют
результаты
анкетных
опросов.
Следовательно
-
индивидуальный
подход.
Родителей
интересуют
успехи
их
ребенка,
его
достижения (умения). Следовательно, педагоги вовлекают родителей в иные
виды
деятельность:
предлагают
сделать
новогоднюю
игрушку
дома,
нарисовать книжку-малышку, газету и т.д.
Самой эффективной формой
работой с родителями в описываемом образовательном учреждении являются
родительские
собрания,
круглые
столы
и
совместные
театрализованные
праздники.
Развитие
театрализованной
деятельно сти
в
д ошкольны х
образовательных
учреждениях
и
накопление
эмоционально-чувственного
опыта у детей – это длительная работа, которая требует участия родителей.
Активизации
их
интереса
способствуют
традиционные
семинары-
практикумы, которые проводит педагог-психолог. Здесь родители вместе с
детьми
являются
равноправными
участниками,
а
педагоги
становятся
соратниками.
Такой
союз
педагогов
и
родителей
спо собствует
интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Подготовка к проведению театрализованных праздников проходит в
несколько этапов.
1.
На
первом
этапе
читается
сказка
для
детей,
происходит
знакомство с персонажами, пальчиковым или настольным театром.
2.
На следующем этапе проходит закрепление полученных знаний
малышами через изобразительную деятельность (лепка). Например, после
прочтения сказки «Колобок» лепят колобка из теста.
3.
Музыкальный руководитель учит малышей передавать характер
персонажей движениями и мимикой. А с детьми двух-трехлетнего возраста,
воспитатель
в
группе
обыгрывает
сказку.
Например,
сказка
«Теремок»,
предлагая детям попроситься в теремок как лягушка или медведь.
4.
Прежде чем поставить сказку, педагоги совместно с родителями и
музыкальным работником обсуждают сценарий в проигрывании которого
будут принимать непосредсвтенное участие мамы, папы, бабушки, дедушки.
Родители ответственно относятся к таким мероприятиям: готовят костюмы и
реквизиты,
разучивают
роли,
репетируют
с
детьми
отрабатывая
таким
образом модели поведения (Я.Морено, И.Медведева, Т.Шишова). Все это
сближает
не
только
детей
и
родителей,
но
и
создает
благоприятную
эмоциональную среду для развития ребенка.
Дети
получают
много
положительных
эмоций
от
сказок
(о
роли
архетипического
сознания
и
метафор
в
развитии
человека
много
писал
К.Г.Юнг, Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева, Е.Захаров). Эмоциональный отклик
воспитанников ДОУ увидевших своего папу или маму в костюме любимого
персонажа
закрепляется
в
памяти
каждого
члена
семьи.
Дети
не
только
зрители, но и участники спектаклей. Они с персонажами сказок играют,
танцуют, подпевают песни.
Таким
образом,
постоянный
поиск
новых
эффективных
форм
взаимодействия
детского
сада
и
семьи
является
залогом
полноценного
развития ребенка и профессионального роста педагогического коллектива
учреждения.
Литература:
1.
Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ.
Методическое пособие. МТЦ «Сфера», 2009г.
2.
Горюнова
Т.
М.
Развитие
детей
раннего
возраста:
Анализ
программы дошкольного образования.- М.: ТЦ «Сфера», 2009г.
3.
Маханева
М.
Д.
Театрализованные
занятия
в
детском
саду:
Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.