Рациональное сочетание упражнений в тренировочном процессе
Автор: Перминов Николай Владимирович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ "СОШ №5" Населённый пункт: Башкортостан г. Стерлитамак Наименование материала: Статья Тема: Рациональное сочетание упражнений в тренировочном процессе Раздел: среднее образование
процессе
Баскетбол, является увлекательной, атлетической игрой. Не случайно он
очень популярен среди школьников. Баскетбол как важное средство
физического воспитания и оздоровления включен в обязательные программы
общеобразовательных школ. Во внеклассной работе по физическому
воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие
укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему
физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной
программы по физической культуре, а также воспитание
определенных организационных навыков у детей и привычки к
систематическим занятиям физической культурой и спортом. Правильно
организованное обучение имеет большое значение для всей будущей
спортивной подготовки баскетболиста. Значение упражнений в спортивной
тренировке переоценивать невозможно. При помощи упражнений решаются
почти все вопросы технической, тактической и физической подготовки.
Скорость и еще раз скорость - такова наиболее яркая тенденция развития
современного баскетбола. Интенсификация игровой деятельности
обусловлена многими факторами: возрастанием скорости атак, увеличением
удельного веса быстрого прорыва и прессинга, улучшением технических
возможностей игроков при максимальной быстроте действий,
психологической настроенностью на введение игры в высоком темпе и т.п.
Все это базируется на фундаменте специальной физической
подготовленности игроков, характеризующейся высоким уровнем развития
определенных физических качеств. Этот уровень должен быть настолько
высок, чтобы он мог обеспечить максимальное проявление всех сторон
быстроты баскетболиста на протяжении длительного времени.
Существует бесчисленное множество различных упражнений, но каждый
учитель может придумать и свои собственные. Естественно, многие учителя
используют в большинстве случаев почти идентичные упражнения, но у
каждого есть, кроме того, и особые, излюбленные – те, которые он чаще всего
применяет. Можно даже утверждать, что успех большинства учителей
зависит от их способности или умения придумывать подходящие упражнения
для реализации частных задач конкретного вида нападения и защиты.
В современном баскетболе каждый игрок должен уметь точно и
своевременно сделать передачу и поймать мяч в самых неожиданных
ситуациях, мгновенно изменить направление ведения мяча или сделать
бросок в корзину без предварительной подготовки. Активизация защитных
действий заставляет нападающего с мячом, с одной стороны, увеличить
скорость выполнения игровых приемов, а с другой – изменять их
динамическую и кинематическую структуру, приспосабливаясь к новым
обстоятельствам.
Есть и еще один путь преодоления активного защитного противодействия –
совершенное владение отвлекающими движениями (финтами), которые могут
вывести защитника из равновесия.
Достижение цели упражнения зависит от энтузиазма, с которым игрок
выполняет его. Поэтому желательно в каждое упражнение вносить элемент
соревнования. Игрок может соревноваться с партнером по команде или
стремиться в упражнении выполнить большее количество движений за
единицу времени. Все это заставляет игрока постоянно поддерживать
интерес к выполняемым приемам.
Одно упражнение нередко объединяет два, три и большее количество
игровых приемов. Например, держание, передачи и ловля мяча входят
составной частью почти в каждое упражнение. Ведение мяча хорошо
сочетается с остановками и поворотами. Таков баскетбол. Игрок должен
внимательно относиться к выполнению каждого приема.
При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип
“от простого к сложному”. Несоблюдение этого принципа может отбить у
игроков, особенно у начинающих, охоту к занятиям. Игроки должны ясно
понимать цель упражнений, с тем чтобы они могли видеть, как упражнения
помогают им достигать лучших результатов. При обучении новым игровым
приемам надо соблюдать следующие правила:
1.
Объяснить упражнения и показать, как его правильно выполнять.
2.
Предложить игроку проимитировать показанное упражнение и следить за
правильностью движений.
3.
Сделать замечание и указать путь исправления ошибок, если это
необходимо.
Добиваться от игрока повторений правильного выполнения движений до
тех пор, пока не будет сформирован навык, после чего возвращаться к
выполнению этого упражнения, по мере необходимости поддерживая
усвоенный навык. В тренировочный процесс все активнее внедряются новые
виды упражнений для совершенствования умения владеть мячом –
упражнения повышенной сложности, напоминающие эффективные номера
цирковых жонглеров.
Опыт использования таких упражнений показывает, что они содействуют
становлению и развитию следующих важных для баскетболиста качеств:
а) ориентировки во время действий с мячом (местоположение мяча
относительно частей тела игрока);
б) зрительно – моторный координации (правильные действия с мячом);
в) предвидения, необходимого для овладения свободным мячом , и
постоянной готовности к
д) ”чувства мяча” , необходимого при маневрах в нападении;
е) надежности (уменьшают количество потерь мяча);
ж) ловкости и быстроты
Современный уровень знаний в спорте не только расширяет запас наших
представлений о взаимосвязи всех сторон подготовки баскетболистов, но и
значительно углубил их. Недаром говорят, что сегодняшний день
баскетболиста – это день скорости, техники и рациональной тактики.