Автор: Шаляпина Ирина Ивановна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Д/с №7" Населённый пункт: Оренбургская область, город Бугуруслан Наименование материала: статья Тема: Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
(из опыта работы Шаляпиной Ирины Ивановны МАДОУ «Д/с №7»)
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий
в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В
постсоветском
обществе
искажены
представления
о
доброте,
мило сердии,
справедливости; гражданственности и патриотизме.
В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и
уважения к истории России. Поэтому на современном этапе особенно актуальна проблема
нравственно-патриотического воспитания детей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного
образования
одним
из
направлений
образовательной
программы
дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
предполагает развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Я считаю, что патриотическое воспитание требует нового подхода к обучению и
воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и
образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим; обогащать
ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.
Целью
моей
работы
является
совершенствование
нравственного
воспитания,
развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинаете с малого - с любви к
матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить
вокруг себя то, что достойно восхищения.
Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу провожу с детьми к
Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Вместе с детьми изготавливаю подарки,
открытки, приглашения на праздники, организовываем тематические выставки.
В процессе всей работы использую занятия особого вида, главной задачей которых
является
воспитание
у
детей
патриотических
начал,
стараюсь
превратить
детей
из
зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Экскурсии по родному
городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к
прошлым и настоящим событиям города, с памятниками нашего города. Знакомство с
родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также
стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел.
Поэтому
эта
работа
обязательно
продолжается
и
на
занятиях
по
изобразительной
деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему
родному
городу,
родной
природе
позволяют
им
создать
выразительные
образы,
основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над
отношением к окружающему миру.
Приобщение
к
народным
праздникам
и
традициям
-
важная
особенность
патриотического
воспитания
детей.
Участвуем
с
детьми
в
народных
праздниках:
“Веснянка”,
“Масленица”,
“Пасха”.
В
процессе
работы
над
праздником,
дети
много
узнают о русских обычаях, традициях.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с
художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного
характера,
иллюстративно
-
дидактическим
материалом
обязательно
сопровождается
музыкой.
В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения
устного
народного
творчества,
так
как
оно
является
богатейшим
источником
познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах
метко
оцениваются
различные
жизненные
позиции,
высмеиваются
недостатки,
восхваляются положительные качества людей.
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она
является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые,
общественные
сюжеты.
Игры
-
драматизации
по
любым
сказкам,
использование
различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры красной
чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Дети группы
всегда
демонстрируют
свои
“артистические”
способности
малышам.
Все
получают
удовольствие, радость от общения. Театр - синтез всех видов искусств, и активное его
использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение
к тому уголку Родины, в котором он живет.
Очень большая работа проводится ко Дню Победы. В группе вместе с детьми и
родителями оформляем уголок “Мы помним”. В группе создан уголок “Моя Родина”, где
представлены фотоальбомы различной тематики, игры экологической направленности,
есть
глобус,
портрет
президента.
Дети
бережно
относятся
к
предметам,
когда
-
то
принадлежавшим их прадедушкам и родным.
Работа
по
формированию
чувства
любви
к
родному
краю,
стране,
более
эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только
большие
и
активные
помощники
детского
сада,
но
и
равноправные
участники
формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении
развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: “День защитника
Отечества”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выставок
детского творчества “Великий праздник День Победы”.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к
которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что
детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если
целостность
этого
процесса
нарушится,
разрушится
связь
между
поколениями.
Воспитание
патриотических
чувств
есть
и
будет
одним
из
главных
составляющих
воспитания маленького гражданина.
Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то
чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от
нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и
передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю,
что патриотизм - главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к
Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши
дети, что они унесут из детства.