Развитие творческих способностей с помощью сказкотерапии
Автор: Котькина Ольга Евдокимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Старошайговский детский сад №2" комбинированного вида Населённый пункт: РМ Старошайговский район с. Старое Шайгово Наименование материала: Презентация Тема: Развитие творческих способностей с помощью сказкотерапии Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: МДОУ
«Старошайговский детский сад №2
комбинированного вида»
Котькина О.Е.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
У
сказки
есть
счастливая
возможность
перелететь
через
пропасти,
охватывать
бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные
вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если
сказка
потеряет
свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и
чувства справедливости , и дара воображения, и предвидения. С.Я.МАРШАК
Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития
личности ребенка, достоинства сказок заключаются в следующем:
Отсутствие в сказках дидактики,
нравоучения.
Неопределенность места действия и
главного героя.
Образность языка. Кладезь
мудрости. Метафоричность языка.
Победа Добра . Психологическая
защищенность.
Наличие Тайны Волшебства.
Общие закономерности работы со сказочным материалом :
1.Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинно-
следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в
развивающих событиях. Основная задача взрослого – показать детям, что одно
событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно.
2.Принцип множественности.
Понимание того, что одно и то же событие,
ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. В этом случае задача –
показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
3.Принцип
реальности.
Осознание
того,
что
каждая
сказочная
ситуация
разворачивает перед нами некий жизненный урок. Здесь задачей выступает
кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того,
как
сказочный
урок
будет
использован
в
реальной
жизни,
в
конкретных
ситуациях
Что такое
сказкотерапия ?
Сказкотерапия –
метод, использующий
сказочную форму для
интеграции личности,
развития творческих
способностей, для
расширение сознания и
совершенствования
взаимодействия с
окружающим Миром.
Основной принцип
метода -
духовное, целостное
развитие личности
ребенка , забота о его Душе.
Забота о Душе ( в переводе
греческого) – и есть терапия.
В
с
т
а
в
к
а
р
и
с
у
н
к
а
Сказкотерапевтическое воздействие
осуществляется с помощью пяти видов сказок:
1 . Дидактические (в форме учебного задания).
2. Медитативные ( для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют,
сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают –
“колдуют”.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго
волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем
проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим
собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
сказки о животных;
бытовые сказки;
страшные сказки;
волшебные сказки.
Цель сказкотерапии:
-
активизация в
ребенке творческого,
созидающего начала,
раскрытие глубин
собственного
внутреннего мира,
развитие его
самосознания.
Задачи:
Создать условия для
творческого воображения,
оригинальности мышления.
Стимулировать творческое
самовыражение.
Формировать позитивное
отношение ребенка к своему
«Я».
Алгоритм занятия:
1
этап.
Организационный
момент.
На
котором
можно
использовать
приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.
II этап.
Проблема практики . Её назначение расширить представление детей, о
чем- либо.
III этап. Ритуал «входа» в сказку . Создать настрой на совместную работу. (Он
может быть произвольным).
IV этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность.
Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.
V
этап.
Развивающий
элементы
самосознания.
Дети
погружаются
в
своё
внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.
VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».
VII этап. Рефлексия. Когда дети «возвращаются» в группу, подводится итог, что
всё получилось, и мы справились с
проблемой только потому, что были все
вместе, приходили друг другу на выручку. Мы всегда готовы прийти на помощь, а
добро может творить настоящие чудеса.
При подготовке к занятию важно чтобы :
- комната была освобождена от
привычной детям мебели и игрушек;
- в оформлении комнаты присутствовали
сказочные элементы;
- занятие проводилось при неярком
освещении;
- были приготовлены костюмы для детей;
- костюм ведущего чем-то отличался
от обычного;
- был правильно подобран музыкаль-ный
фон.
Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить
выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и
справедливости.
С помощью сказки ребенок может
ставить себя в предлагаемую
ситуацию, отождествляя себя с
главными героями и тем самым
проживая их действия.
Терапия сказкой помогает ребенку
справиться со многими
внутренними переживаниями.
В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие
способности и логическое мышление.
Разыгрывая сказочное представление
или обсуждая сказку, они
приобретают навыки общения
.
Через сказки ребенок получает знания
о мире, о взаимоотношениях людей, о
проблемах и препятствиях,
возникающих у человека в жизни.
Сказкотерапия –
процесс улучшения
внутренней природы и
мира вокруг .
Это еще и терапия
средой, особой сказочной
обстановкой, в которой
могут проявиться
потенциальные части
личности, нечто
нереализованное, может
материализоваться
Мечта.
«Настоящая сказка не кончается никогда,
она только переходит из одной в другую…»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!