Напоминание

Развитие творческих способностей с помощью сказкотерапии


Автор: Котькина Ольга Евдокимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Старошайговский детский сад №2" комбинированного вида
Населённый пункт: РМ Старошайговский район с. Старое Шайгово
Наименование материала: Презентация
Тема: Развитие творческих способностей с помощью сказкотерапии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель: МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Котькина О.Е.
СКАЗКОТЕРАПИЯ


У

сказки

есть

счастливая

возможность

перелететь

через

пропасти,

охватывать

бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные

вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если

сказка

потеряет

свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и

чувства справедливости , и дара воображения, и предвидения. С.Я.МАРШАК


Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития

личности ребенка, достоинства сказок заключаются в следующем:
 Отсутствие в сказках дидактики, нравоучения.  Неопределенность места действия и главного героя.  Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.  Победа Добра . Психологическая защищенность.  Наличие Тайны Волшебства.

Общие закономерности работы со сказочным материалом
:
1.Принцип осознанности.
Основной акцент делается на осознании причинно- следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающих событиях. Основная
задача взрослого
– показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно.
2.Принцип множественности.
Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. В этом случае
задача
– показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
3.Принцип

реальности.
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Здесь
задачей
выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях

Что такое

сказкотерапия ?

Сказкотерапия
– метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для расширение сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром.

Основной принцип

метода -

духовное, целостное

развитие личности

ребенка
, забота о его Душе. Забота о Душе ( в переводе греческого) – и есть терапия. В с т а в к а р и с у н к а

Сказкотерапевтическое воздействие

осуществляется с помощью пяти видов сказок:

1
.
Дидактические
(в форме учебного задания).
2. Медитативные (
для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
3. Психотерапевтические
(для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные
(для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные
(авторские истории, мудрые древние сказки)
народные
(с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
сказки о животных;

бытовые сказки;

страшные сказки;

волшебные сказки.


Цель сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Задачи:
 Создать условия для творческого воображения, оригинальности мышления.  Стимулировать творческое самовыражение.  Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Алгоритм занятия:

1

этап.

Организационный

момент.
На котором можно использовать приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу. 
II этап.

Проблема практики
. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо. 
III этап. Ритуал «входа» в сказку
. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным). 
IV этап. Решение проблемы.
Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях. 
V

этап.

Развивающий

элементы

самосознания.
Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой. 
VI этап. Ритуал «выхода из сказки».
Повторение ритуала «входа в сказку». 
VII этап. Рефлексия.
Когда дети «возвращаются» в группу, подводится итог, что всё получилось, и мы справились с проблемой только потому, что были все вместе, приходили друг другу на выручку. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.

При подготовке к занятию важно чтобы :
- комната была освобождена от привычной детям мебели и игрушек; - в оформлении комнаты присутствовали сказочные элементы; - занятие проводилось при неярком освещении; - были приготовлены костюмы для детей; - костюм ведущего чем-то отличался от обычного; - был правильно подобран музыкаль-ный фон.
Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями.
В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения . Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни.

Сказкотерапия
– процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг
.
Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться Мечта.

«Настоящая сказка не кончается никогда,

она только переходит из одной в другую…»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


В раздел образования