Напоминание

Про географию, туризм и туристские соревнования


Автор: Тимошев Геннадий Матвеевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа имени В.С.Архипова с. Семеновка г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола, с. Семеновка, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Про географию, туризм и туристские соревнования
Раздел: полное образование





Назад





Про географию, туризм и туристские соревнования
География и туризм – что же общего между ними? Многие учителя, да и эксперты аттестационной комиссии считают, что география и туризм – это разные ипостаси (вещи). Не могу с этим не согласиться. Не потому, что я учитель географии и занимаюсь туризмом. Для начала определимся с направлениями туризма. Общепринято, что это или спортивный туризм, или рекреационный, когда выбирают туры, путевки, едут отдыхать. Для большинства людей география ассоциируется с учебным предметом, который изучается в школе с 5 по 11 классы. Для некоторых – источник знаний о тех местах, куда они собираются отправиться в путешествие. Кстати, для некоторых учащихся мечта о таких путешествиях появляется именно с урока географии, когда о чем-то интересном рассказали на уроке, или что-то очень необычное запало в душу. Те же, кто серьезно увлечен географией, понимают, что почти все стороны обычной, повседневной жизни, так или иначе, связаны с этим предметом: это и природа, хозяйственная деятельность, отдых, экология, материальный достаток и т.д. Одна общая грань между географией и туризмом уже обозначилась – это путешествия. Ведь, прежде, чем отправиться в путешествие, мы обязательно ориентируемся по карте, куда же мы отправляемся, узнаем все об это месте: природные объекты, которые можно посетить, климатические условия, чтобы взять все необходимое, какие опасности могут ожидать, как их избежать и т.д. Но даже небольшое путешествие требует определенных знаний. Пусть это будет прогулка в лес за грибами и ягодами. А какая погода нас ожидает сегодня или завтра? Не всегда под рукой есть прогноз погоды. Иногда капризы погоды не подчиняются обычным прогнозам. И как выбраться из леса обратно на дорогу, когда случайно, увлекшись грибами или ягодами, забрались в глушь или просто незнакомое место. О значении туризма написано много, я не буду это еще раз повторять. Я хочу рассмотреть элементы спортивного туризма и показать его связь с географией. Причем в этом направлении чаще всего принимают участие учащиеся школ. Ни для кого не секрет, ежегодно проводятся туристские слеты различных рангов, туриады, фестивали туризма, Первенства и т.д. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в различных туристских соревнованиях. Это соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, краеведческие маршруты, турслеты, туриады и т.д. Понятно, что на спортивных дистанциях участники преодолевают естественные или искусственные препятствия. И никакого отношения к географии они не имеют. Но вот все остальные направления тесно связаны с географией. Одним из самых популярных видов является туристско-краеведческий маршрут. И он же чаще всего является самым сложным, потому что между командами на соревнованиях иногда разница составляет 1-2 балла. Попробую объяснить это на примере всероссийского туристкого слета педагогов, который проходил 24-28 августа 2014 года в Республике Марий Эл. Вид соревнования - «Туристско-краеведческий маршрут». Соревнования проводились в форме кросс-похода.
Этапы дистанции: 1. Разжигание костра, кипячение воды. 2. Вязание узлов. 3. Топография (работа с картой, определение топознаков по карточкам и карте). 4. Медицина, оказание первой доврачебной помощи. 5. Тестовые задания по медицине. 6. Изготовление носилок. 7. Транспортировка пострадавшего по пересеченной местности. 8. Определение растительности. 9. Определение высоты предмета, расстояния до недоступного предмета, угла склона; азимута на ориентир, ориентира по азимуту. 10. Ориентирование по выбору, в заданном направлении, по легенде, на обозначенном маршруте; азимутальный ход. Длина маршрута – до 5 км. Для сравнения я взял учебник «Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова». Второй раздел учебника «Виды изображений поверхности Земли. План местности». В разделе изучаются топографические знаки, определение сторон горизонта, в том числе и азимута, определение ориентира по азимуту, изображение на плане неровностей земной поверхности, т.е. все, что нужно для чтения карты и выполнения заданий этапов. Этап 8. Определение растительности. Определяются древесные, кустарниковые и травянистые растения. Но это тоже программа географии. При изучении темы «Природные зоны» в 5, 6 и 8 классах учащиеся обязательно должны знать растения, характерные для каждой природной зоны, пусть и не в таком объеме, как на соревнованиях. Зато, приняв участие в турслете, они свободно могут назвать растения своего региона. Учащиеся, принимающие участие в таких соревнованиях, сумеют прочитать топографические и физические карты. Часто городские соревнования ничуть не уступают межрегиональным или российским. Например, этап «определение сторон горизонта по местным приметам» является достаточно сложным и редким, но это изучают учащиеся 6 класса. Еще более сложный вариант выбирается на городских соревнованиях. Участникам предлагается выделенный участок топографической карты. Необходимо выписать все используемые в этом квадрате топографические знаки. Или необходимо пройти обозначенный маршрут и составить карту маршрута, или … нарисовать все природные объекты, которые встретились в пути, в виде топографических знаков. Как видите, вариантов много, и все они имеют право быть. Ежегодно проводятся городские соревнования «Школа безопасности», и в ней обязательно участвуют все образовательные учреждения. Одной из дистанций этих соревнований является «Маршрут выживания». И здесь основной перечень этапов и заданий, связанных с географическими знаниями, почти такой же: снова топография, азимутальный ход, ядовитые и съедобные растения, лекарственные травы, викторины по краеведению и туризму, экология и все остальное.
В программе межреспубликанских и всероссийских соревнований всегда проводятся конкурсы капитанов, краеведов и экологов. Как конкурсы краеведов и экологов тесно связаны с географией, так и конкурс капитанов предполагает знание не только правил различных соревнований, теории и тактики преодоления различных препятствий, совершения походов, но в первую очередь элементарных знаний топографии и картографии, климатографии, экологии и многих других компонентов географической науки. В свою очередь, именно туристы во многом лучше знают географию, изучают ее дополнительно, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. В результате в выигрыше оказываются все: туризм выигрывает, когда учащиеся хорошо усвоили учебный материал, география выигрывает от того, что учащиеся используют полученные знания на практике и закрепляют ее.


В раздел образования