Практикоориентированное обучение на уроках дисциплины "Социально-культурная деятельность"
Автор: Гриценко Наталья Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский областной колледж культуры" Населённый пункт: г.Бор Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Практикоориентированное обучение на уроках дисциплины "Социально-культурная деятельность" Раздел: среднее профессиональное
Практико-ориентированный подход на уроках дисциплины
"Социально-культурная деятельность".
«Скажи мне,
и я забуду.
Покажи мне, –
я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Сегодня
основной
целью
профессионального
образования
является
подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и
профиля,
конкурентного
на
рынке
труда,
свободно
владеющего
своей
профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к
постоянному
профессиональному
росту,
социальной
и
профессиональной
мобильности.
Современная
педагогическая
практика
показывает,
что
наиболее
продуктивными
и
перспективными
в
профессиональном
образовании
являются
технологии,
позволяющие
организовать
учебный
процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует
от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из
таких методов является практико-ориентированное обучение. Работодатели
хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию
на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать
самостоятельные
решения
и
адаптироваться
в
профессиональной
сфере,
решать проблемы и работать в команде.
Современный рынок труда диктует необходимость усиления практико-
ориентированной составляющей учебного процесса с тем, чтобы выпускники
имели
реальные
возможности
достойного
трудоустройства.
Рынок
труда
требует не просто теоретически подготовленного специалиста, а человека,
способного решать практические задачи.
Практико-ориентированный
подход
к
обучению
в
образовательном
учреждении
должен
применяться
с
первых
дней
обучения
и
далее
с п о с о б с т в о ват ь
п о э т ап н ом у
ф о рм и р о ва н и ю профессиональных
компетенций личности студента.
1 этап – Смысловой
Адаптация
к
образовательному
пространству.
У
студентов
формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и
социальной
значимости
своей
будущей
профессии,
проявление
к
ней
устойчивого интереса.
2 этап – Ценностный
Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных
интересов
студентов.
Самостоятельность
в
определении
за дач
профессионального и личностного развития.
3 этап - Практический
Непосредственное
знакомство
с
професиональной
деятельностью
в
период
освоения
профессиональных
модулей
и
прохождения
учебной
практики,
готовность
к
дифференцированной
оценке
уровня
своего
профессионализма и активность позиции.
4 этап – Заключительный
Готовность
организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
Если говорить о специфике образования, которое получают студенты в
Нижегородском областном колледже культуры, то не секрет, что творчеству
научить невозможно, его можно развить, но только при одном условии: когда
студент этого хочет и много занимается в свободное от учебы время.
Несмотря на то, что в колледж культуры в основном поступают дети
после 9 классов, и им на протяжении почти двух лет необходимо изучить
общеобразовательные дисциплины, процесс обучения в колледже выстроен
таким образом, что специальные предметы дети начинают изучать сразу с
первого курса. Это дает возможность студентам понять: то ли учреждение
они выбрали, а также педагогам по специальностям повысить интерес к
обучению и мотивировать студентов на профессиональную деятельность.
Специальность "Социально-культурна деятельность", которую
получают студенты колледжа, достаточно востребована на рынке труда, но
при одном важном условии, что выпускник обладает не только знаниями,
умениями и навыками, но и практическим опытом работы в сфере культуры,
понимает как устроено учреждение того или иного типа, обладает
творческими способностями и амбициями, умеет мыслить нетрадиционно,
как сейчас модно говорить - креативно, адаптироваться в коллективе,
работать с различными возрастными и социальными группами населения и
т.д. Другими словами работодатель, принимая на работу специалиста, хочет
видеть универсальную творческую личность.
Дисциплина "Социально-культурная деятельность"является
профилирующей и изучается на протяжении всего обучения с первого курса.
Программа обучения дисциплины выстроена в унисон с программой
учебной, производственной и преддипломной практики.
На первом курсе изучается классификация организаций культуры и
особенности организации их деятельности: начиная с учреждений культуры
клубного типа, музеи, библиотеки, парки культуры и отдыха, учреждения
дополнительного образования детей. Поэтому отправляясь на первую
учебную практику студенты имеют основные теоретические знания о
различных типах учреждений.
Ко второй учебной практике студенты знают методику подготовки и
проведения различных форм культурно-досуговых мероприятий, пишут
планы подготовки досуговых программ, сценарные планы, эпизоды
сценариев, умеют делать анализы мероприятий, и поэтому имне сложно
профессионально подойти к подготовке и проведению культурно-досуговой
программы, поработав командой.
Также большой практический опыт студенты получают при проведении
самостоятельного социологического исследования аудитории на предмет
досуговой и социокультурной деятельности. Они начинают с разработки
анкеты, затем самостоятельно проводят анкетирование на различные
возрастные группы и проводят непосредственно анализ, делают выводы.
На третьем курсе в 6 семестре, согласно рабочей программе, студенты
самостоятельно разработывают, оформляют и делают презентации
социокультурных проектов, с целью дальнейшей их реализации в культурно-
досуговом учреждении.
Также на уроках СКД, в зависимости от темы, студенты учатся
работать с нормативно-правовыми документами, а также самостоятельно
разрабатывать некоторые из них. Они изучают Устав учреждения,
Положение о клубе, Положение о Народном коллективе и др. А Положение о
любительском творческом коллективе, Положение о конкурсе разрабатывают
самостоятельно на примере типовых документов. Такой практический опыт
работы с документами поможет студентам не только во время прохождения
практики, но и при дальнейшей их трудовой деятельности.
Начиная с первого курса студенты, с помощью педагога, пишут
сценарии конкурсно-игровых программ и проводят мероприятия для разной
аудитории. Так, студенты 31 группы на 1 курсе провели 2 мероприятия для
учащихся школы и детей из интерната, на втором участвовали в
благотворительном фестивале для детей инвалидов в качестве сценаристов,
ведущих и организаторов, в рамках учебной практики провели праздничный
концерт к Дню работников культуры, конкурс ведущих игровых программ
"Во имя жизни на земле", литературный квартирник, посвященный
творчеству С.Есенина и др.
Также в рамках предмета СКД студенты с педагогом посещают
областные культурно-досуговые мероприятия, проводимые Министерством
культуры Нижегородской области. Например, Финал Областного конкурса
агитбригад "Мы выбираем жизнь", областной конкурс ведущих
развлекательных программ. Просмотр и обсуждение такого уровня
мероприятий дает положительный эффект при дальнейшем изучении
предмета СКД.
•
Пункт 7.3. ФГОС определяет «реализация компетентностного подхода
должна предусматривать широкое использование в учебном процессе
активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных
симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций,
различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с
целью
формирования
и
развития
профессиональных
навыков
обучающихся»
«удельный
вес
занятий,
проводимых
в
активных
и
интерактивных
формах,
определяется
главной
целью
(миссией)
программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием
конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны
составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.
Активные инновационные
технологии обучения, которые рекомендуется
используемые в профессиональном обучении, основанном на компетенциях,
это:
- не имитационные методы ( проблемная лекция, лекция с ошибками, лекция
визуализация, дискуссия);
-
неигровые имитационные методы (кейс-метод, контекстное обучение,
тренинг, конкурс профессионального мастерства, метод группового решения
творческих задач);
-
игровые
имитационные
методы
(мозговой
штурм,
деловые
игры
имитационные, операционные, ролевые, проектирование).
Так, с студентами 2 курса был проведен открытый урок - деловая игра
"Совещание", который был посвящен современным подходам к организации
досуга молодежи;
Со
студентами
3
курса,
специальности
"Народное
художественное
творчество"
разработали
и
создали
художественно-творческий
проект
в
рамках предмета СКД (это значит, что вся подготовка проходила только во
время урока) по теме "Зарождение и развитие досуговых форм на разных
этапах
развития
общества",
где
были
взяты
некоторые
литературные
произведения, написанные о разных
исторических периодах и студенты
познакомили зрителей с досуговыми формами того или иного периода.
Тренинги, дискуссии, проблемные лекции
часто используются на уроках,
начиная с первого курса. Первая дискуссия у первокурсников уже прошла на
уроке СКД при обсуждении темы "Социокультурная ситуация в современной
России, где студенты сначала написали эссе по предложенному плану, а затем
прошла
дискуссия,
совместное
обсуждение,
где
все
разделились
на
сторонников и противников той или иной идеи, причем, выбрав себе возраст,
пол и социальное положение и выступая от лица этого человека и очень
активно
обсуждали
проблемы,
которые
касаются
культурной
сферы
на
сегодняшний момент.
Также
можно
сказать
о
положительном
влиянии
на
практико-
ориентированное обучение при проведении конкурсов профессионального
мастерства. Конкурс ведущих игровых программ был проведен совместно с
преподавателем
дисциплины
"Игровой
досуг"
О.А.
Мордерер,
который
показал и интерес к данному конкурсу и межпредметные связи. А самое
главное, что студенты получили свой первый опыт в роли игротехника.
Как добиться высокого качества обучения?
•
Качество
системы
образования
не
может
быть
выше
качества
работающих в ней педагогов.
•
Единственный способ улучшить результаты обучения состоит в том,
чтобы улучшить преподавание.
•
Качественно
улучшить
преподавание
можно
за
счет
воспитания
эффективного педагога.
Эффективный педагог:
•
Осознает имеющиеся недостатки и затруднения в работе
•
Стремится овладеть наиболее эффективными методами и технологиями
обучения
•
Мотивирован на совершенствование своей деятельности.
«Главная
задача
преподавателя
-
вовлечь
учащегося
в
учебный
процесс.
То,
что
делает
учащийся,
чтобы
обучаться,
значительно
важнее того, что делает педагог, чтобы учить»
Дэвид Милтон
Преподаватель дисциплины "Социально-культурная