Напоминание

Практикоориентированное обучение на уроках дисциплины "Социально-культурная деятельность"


Автор: Гриценко Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский областной колледж культуры"
Населённый пункт: г.Бор Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Практикоориентированное обучение на уроках дисциплины "Социально-культурная деятельность"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Практико-ориентированный подход на уроках дисциплины

"Социально-культурная деятельность".
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда». Сегодня основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Современная педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является практико-ориентированное обучение. Работодатели хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде. Современный рынок труда диктует необходимость усиления практико- ориентированной составляющей учебного процесса с тем, чтобы выпускники имели реальные возможности достойного трудоустройства. Рынок труда требует не просто теоретически подготовленного специалиста, а человека, способного решать практические задачи. Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться с первых дней обучения и далее
с п о с о б с т в о ват ь п о э т ап н ом у ф о рм и р о ва н и ю профессиональных компетенций личности студента. 1 этап – Смысловой Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. 2 этап – Ценностный Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении за дач профессионального и личностного развития. 3 этап - Практический Непосредственное знакомство с професиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции. 4 этап – Заключительный Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Если говорить о специфике образования, которое получают студенты в Нижегородском областном колледже культуры, то не секрет, что творчеству научить невозможно, его можно развить, но только при одном условии: когда студент этого хочет и много занимается в свободное от учебы время. Несмотря на то, что в колледж культуры в основном поступают дети после 9 классов, и им на протяжении почти двух лет необходимо изучить общеобразовательные дисциплины, процесс обучения в колледже выстроен таким образом, что специальные предметы дети начинают изучать сразу с первого курса. Это дает возможность студентам понять: то ли учреждение они выбрали, а также педагогам по специальностям повысить интерес к обучению и мотивировать студентов на профессиональную деятельность. Специальность "Социально-культурна деятельность", которую получают студенты колледжа, достаточно востребована на рынке труда, но при одном важном условии, что выпускник обладает не только знаниями, умениями и навыками, но и практическим опытом работы в сфере культуры, понимает как устроено учреждение того или иного типа, обладает творческими способностями и амбициями, умеет мыслить нетрадиционно, как сейчас модно говорить - креативно, адаптироваться в коллективе,
работать с различными возрастными и социальными группами населения и т.д. Другими словами работодатель, принимая на работу специалиста, хочет видеть универсальную творческую личность. Дисциплина "Социально-культурная деятельность"является профилирующей и изучается на протяжении всего обучения с первого курса. Программа обучения дисциплины выстроена в унисон с программой учебной, производственной и преддипломной практики. На первом курсе изучается классификация организаций культуры и особенности организации их деятельности: начиная с учреждений культуры клубного типа, музеи, библиотеки, парки культуры и отдыха, учреждения дополнительного образования детей. Поэтому отправляясь на первую учебную практику студенты имеют основные теоретические знания о различных типах учреждений. Ко второй учебной практике студенты знают методику подготовки и проведения различных форм культурно-досуговых мероприятий, пишут планы подготовки досуговых программ, сценарные планы, эпизоды сценариев, умеют делать анализы мероприятий, и поэтому имне сложно профессионально подойти к подготовке и проведению культурно-досуговой программы, поработав командой. Также большой практический опыт студенты получают при проведении самостоятельного социологического исследования аудитории на предмет досуговой и социокультурной деятельности. Они начинают с разработки анкеты, затем самостоятельно проводят анкетирование на различные возрастные группы и проводят непосредственно анализ, делают выводы. На третьем курсе в 6 семестре, согласно рабочей программе, студенты самостоятельно разработывают, оформляют и делают презентации социокультурных проектов, с целью дальнейшей их реализации в культурно- досуговом учреждении. Также на уроках СКД, в зависимости от темы, студенты учатся работать с нормативно-правовыми документами, а также самостоятельно разрабатывать некоторые из них. Они изучают Устав учреждения, Положение о клубе, Положение о Народном коллективе и др. А Положение о любительском творческом коллективе, Положение о конкурсе разрабатывают самостоятельно на примере типовых документов. Такой практический опыт работы с документами поможет студентам не только во время прохождения практики, но и при дальнейшей их трудовой деятельности. Начиная с первого курса студенты, с помощью педагога, пишут сценарии конкурсно-игровых программ и проводят мероприятия для разной
аудитории. Так, студенты 31 группы на 1 курсе провели 2 мероприятия для учащихся школы и детей из интерната, на втором участвовали в благотворительном фестивале для детей инвалидов в качестве сценаристов, ведущих и организаторов, в рамках учебной практики провели праздничный концерт к Дню работников культуры, конкурс ведущих игровых программ "Во имя жизни на земле", литературный квартирник, посвященный творчеству С.Есенина и др. Также в рамках предмета СКД студенты с педагогом посещают областные культурно-досуговые мероприятия, проводимые Министерством культуры Нижегородской области. Например, Финал Областного конкурса агитбригад "Мы выбираем жизнь", областной конкурс ведущих развлекательных программ. Просмотр и обсуждение такого уровня мероприятий дает положительный эффект при дальнейшем изучении предмета СКД. • Пункт 7.3. ФГОС определяет «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» «удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Активные инновационные технологии обучения, которые рекомендуется используемые в профессиональном обучении, основанном на компетенциях, это: - не имитационные методы ( проблемная лекция, лекция с ошибками, лекция визуализация, дискуссия); - неигровые имитационные методы (кейс-метод, контекстное обучение, тренинг, конкурс профессионального мастерства, метод группового решения творческих задач); - игровые имитационные методы (мозговой штурм, деловые игры имитационные, операционные, ролевые, проектирование).
Так, с студентами 2 курса был проведен открытый урок - деловая игра "Совещание", который был посвящен современным подходам к организации досуга молодежи; Со студентами 3 курса, специальности "Народное художественное творчество" разработали и создали художественно-творческий проект в рамках предмета СКД (это значит, что вся подготовка проходила только во время урока) по теме "Зарождение и развитие досуговых форм на разных этапах развития общества", где были взяты некоторые литературные произведения, написанные о разных исторических периодах и студенты познакомили зрителей с досуговыми формами того или иного периода. Тренинги, дискуссии, проблемные лекции часто используются на уроках, начиная с первого курса. Первая дискуссия у первокурсников уже прошла на уроке СКД при обсуждении темы "Социокультурная ситуация в современной России, где студенты сначала написали эссе по предложенному плану, а затем прошла дискуссия, совместное обсуждение, где все разделились на сторонников и противников той или иной идеи, причем, выбрав себе возраст, пол и социальное положение и выступая от лица этого человека и очень активно обсуждали проблемы, которые касаются культурной сферы на сегодняшний момент. Также можно сказать о положительном влиянии на практико- ориентированное обучение при проведении конкурсов профессионального мастерства. Конкурс ведущих игровых программ был проведен совместно с преподавателем дисциплины "Игровой досуг" О.А. Мордерер, который показал и интерес к данному конкурсу и межпредметные связи. А самое главное, что студенты получили свой первый опыт в роли игротехника.
Как добиться высокого качества обучения?
• Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов. • Единственный способ улучшить результаты обучения состоит в том, чтобы улучшить преподавание. • Качественно улучшить преподавание можно за счет воспитания эффективного педагога.
Эффективный педагог:
• Осознает имеющиеся недостатки и затруднения в работе
• Стремится овладеть наиболее эффективными методами и технологиями обучения • Мотивирован на совершенствование своей деятельности. «Главная задача преподавателя - вовлечь учащегося в учебный процесс. То, что делает учащийся, чтобы обучаться, значительно важнее того, что делает педагог, чтобы учить» Дэвид Милтон
Преподаватель дисциплины "Социально-культурная

деятельность" Гриценко Наталья Александровна


В раздел образования