"Социально-нравственное воспитание дошкольников на семейных традициях"
Автор: Тихонова Надежда Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 58 "Солнышко" комбинированного вида Населённый пункт: пгт. Бачатский, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Социально-нравственное воспитание дошкольников на семейных традициях" Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в форме круглого стола
Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников на семейных традициях»
Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить
неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.
Задачи :
•
Рассмотрение
разных
подходов
к
понятиям
"социально
–
нравственное
воспитание
дошкольников " и "семейные традиции".
•
Обмен
опытом воспитателей по
проблеме
организации
работы
в воспитании
в
семьях
семейных традиций.
Форма проведения : круглый стол.
Оборудование: компьютер, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья
по кругу для всех участников.
Предварительная работа:
Подбор материала для сценария.
Разработка сценария.
Задания для родителей.
Подбор музыкального материала.
Подбор оформительского материала.
Создание презентации для проведения мероприятия.
Оформление зала.
План проведения:
1. Вводная часть (определение и обсуждение понятий).
2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения.
3. Заключительная часть (рефлексия).
Ход мероприятия
1 слайд: Социально - нравственное воспитание дошкольников на семейных
традициях
Ведущий : Добрый день, уважаемые родители! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении
темы о том, как помочь родителям воспитывать свих детей в семейных традициях .
Приветствие друг друга
Упражнение «Без маски»
Но для начало работы вам нужно прочитать карточки с написанной фразой, эти фразы не
имеют окончания, вам нужно продолжить и завершить эту фразу.
Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;
- формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой
предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно
быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать
еще одну карточку. Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ...
В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности
родителей
по воспитанию у
детей
основ
нравственных
ценностей
–
фундамента
будущей
личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и
общественном сознании. Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие:
мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании
ребёнка , играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения,
чувств, социально -нравственного облика и позиции малыша.
2 слайд: В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях,
личном примере из детства родных и близких.
И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что
главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется
той
огромной
ролью,
которую
играет
семья
и семейные
традиции в
развитии
и
формировании социально -нравственной культуры ребёнка.
3 слайд: Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
• Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время
как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет
наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер ;
• Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных
ценностей;
• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит
о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания
личности ребёнка .
Рассмотрим более подробно, что же такое семейные традиции , какими они бывают и зачем они
нужны.
4 слайд: Как появилась семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
А что такое семья?
5 слайд: Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних
родственников, живущих вместе .
6
слайд:
Американский
психолог
Верджиния
Сатир
одной
из
первых
обратилась
к
исследованию проблемы психологии семьи и семейной терапии. Она
считала, что здоровая
семья — это семья, в которой:
1) каждый член семьи воспринимается как равный другим;
2) доверие, честность и открытость являются существенными;
3) члены семьи поддерживают друг друга;
4) каждый член семьи несёт свою часть ответственности за семью в целом;
5) отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе;
6) в семье существенное место занимают традиции и ритуалы;
7) члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них; в семье уважается
право на наличие личного пространства.
8) чувства каждого члена семьи принимаются.
Для
ребенка
семья
-
это
среда
,
в
которой
складываются
условия
его
физического
,
психического, эмоционального и интеллектуального развития.
6 слайд
«Традиции» -
это
прочно
установившиеся,
унаследованные
от
предшествующих
поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их
взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура
»
5 слайд Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют:
распорядок дня
уклад жизни
обычаи
привычки обитателей.
«Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи
и взгляды, которые передаются из поколения в поколение»
Говорят, что сколько семей, столько и традиций, ведь у всех они свои, хотя чем-то многие из них
все-таки
схожи.
Например,
нет
такой
семьи,
которая
бы
не
отмечала
все
самые
важные
праздники вместе, собравшись за большим или маленьким столом, заставленным любыми
вкусностями.
Традиции семей очень зависят от страны их проживания, где-то принято вместе пить чай
с молоком и шоколадным пирогом в определенное время суток, а в других государствах любят
вместе играть в футбол, ходить в походы или заниматься экстремальными видами спорта. Но в
нашей
стране,
семьи
наиболее
дружные,
потому
что
люди
стараются
как
можно
больше
проводить своего свободного времени вместе.
6 слайд: Какими бывают семейные традиции.
1 Семейный выход в свет.
Простая, но приятная семейная традиция – раз в месяц (а лучше – по выходным) выбираться в
кинотеатр на многообещающую новинку, в Макдональдс на «праздник живота», за город – на
водную или конную прогулку, и пр. Не имеет особого значения – будете ли вы собирать красные
листья в парке или снимать «красоты» с колеса обозрения, главное – провести время в семейном
кругу и зарядиться свежими впечатлениями и позитивом.
2 Совместный шопинг .
Семейные путешествия по супермаркетам и другим магазинам города – отличный способ
поднять себе настроение. А заодно и научить младших ребятишек науке экономии, счету,
правильному выбору вещей и полезных продуктов.
3 Пикники на природе – совмещаем приятное с полезным.
Семейный регулярный отдых на природе может быть любым, в соответствии с желаниями и
временем года – купание и сочные шашлыки, рыбалка всей семьей, ночные посиделки у костра с
гитарой и чаем в котелке, путешествие по кладовым матери-природы за грибами-ягодами или
даже сбор лекарственных трав для домашней народной аптечки.
4 Новый год и Рождество .
Как
правило,
получается
так,
что
все
приготовления
к
новогодней
сказке
начинаются
в
последний момент — и подарки, и елка, и украшения.
5 Семейный альбом – память для будущих поколений.
Такие
альбомы
можно
создавать
не
только
путем
обычного
распихивания
фотографий
по
«рубрикам» — их можно сопровождать интересными веселыми комментариями от каждого
члена
семьи,
разбавлять
детскими
рисунками,
памятными
салфетками,
засушенными
листьями/цветами и
6 Вечер в кругу семьи.
Отличная традиция – хотя бы раз в неделю забывать про свои дела и устраивать веселые
посиделки на диване всей семьей.
7 Собираемся на дачу!
Семейный
выезд
на
дачу
–
это
тоже
традиция.
Она
обычно
сопровождается
разделением
интересных обязанностей между всеми членами семьи – младшие поливают будущую клубнику,
старшие
занимаются
более
тяжелой
работой.
Но
после
этого
(дабы
выезд
на
дачу
не
превращался в каторгу, а был праздником, которого все ждут) – обязательный отдых.
8 Заводим традицию – быть здоровыми.
Основа основ – здоровый образ жизни. К нему следует приучать своих малышей, как только они
перестают помещаться поперек лавки.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока
не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше
радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
7
Слайд.
В
о снове традиций всегда
лежит
ценность
семьи,
которая
определяет
смысл традиционного
поведения .
Если
ребёнка воспитывают
в
традициях гуманного
отношения
к
окружающим,
то
он
не
только
проявляет сострадание ,
уважение,
доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных.
Видео «1000 шариков»
ДИСКУССИОННАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы:
1.
Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье и как их можно устроить?
Праздник — это событие в детской жизни, и ребенок считает свои о дни от праздника до
праздника, как и мы свои годы от одного «важного события до другого.
2. Какие подарки можно дарить своим детям? Подарки должны быть немного на вырост, но в
меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить
детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики — карандаши,
пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как
благодарит за него. Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного
3. Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода ? ( семейный альбом )
Есть ли в вашем доме семейный альбом ?____________________________________________
Семейный альбом - это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и
понятное ребенку, с другой — загадочное и удивительное.
. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов
с е м ь и ,
ч т о
в ы з ы в а е т
ж и в о й
и н т е р е с
р е б е н к а
и
с т и м у л и р у е т
е г о
запоминание.________________________
4. Расскажите, у кого в семье есть традиция выезжать за город , на дачу вместе с ребенком?
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие
личности дошкольника , дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу
благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать все семьей
за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса
птиц,
понаблюдать
за
жизнью
насекомых,
полюбоваться
красотой
окружающей
природы,
провести с ребенком игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С
какого дерева лист», «Кто где живет», «Что где растет».
5. Кто из родителей постоянно ходит с детьми в музеи, театры, цирк, парк аттракционов?
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою
культуру, свои обычаи, свои традиции . Мы, взрослые, должны способствовать приобщению
детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать
праздником для всей семьи. Наша задача — помочь ребенку успешно войти в современный мир,
занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.
6.
Скажите,
в
какие
игры
и
как
часто
вы
играете
с
ребенком?
Мы
с
уверенностью
можем сказать: детство ~ это игра, игра — это детство. Детство дано для того, чтобы мы
подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь , чтобы ребенок
почувствовал
себя
человеком
среди
людей,
наполнился социальными
эмоциями ,
переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое
7. Вот эта традиция есть в каждой семье
В этот день Мы замерзнуть не боимся
Мы танцуем и поём
Мы смеёмся веселимся
И подарки ждём
И вокруг нарядной ёлки
Водим хоровод
Не боимся мы замёрзнуть
Мы встречаем … (Новый Год)
Мастер класс Новогодняя игрушка (под музыку)
Скоро семейный праздник я вам предлогаю вести традицию изготавливать новогодние
игрушки вместе со своей семьей
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)
Ведущий :
Я хочу поблагодарить вас за ваше активное участие. Если вам было
уютно, полезно, комфортно и вы взяли что то для себя, то предлагаю ваши
новогодние игрушки повесить на верхние ветки ели. Если вам было не уютно, не
комфортно и не полезно, и вы для себя не чего не взяли, то повести ваши елочные
игрушки на нижние ветки ели.
Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола . Мы готовы
ответить на ваши вопросы.
1. Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье, и как их можно устроить?
2. Какие подарки можно дарить детям?
3. Расскажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?
4. . Расскажите, у кого из вас семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с
ребенком?
5 Кто из родителей постоянно ходит с детьми в музеи, театры?
6. Скажите, в какие игры и как часто играют с ребенком родители дома?
7. Вот эта традиция есть в каждой семье
В этот день Мы замерзнуть не боимся
Мы танцуем и поём
Мы смеёмся веселимся
И подарки ждём
И вокруг нарядной ёлки
Водим хоровод
Не боимся мы замёрзнуть
Мы встречаем … (Новый Год)
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."