Напоминание

Развитие мелкой моторики руки у детей раннего возраста


Автор: Ивашковская Инна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 181 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики руки у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие мелкой моторики руки у детей раннего возраста

1.

Проблема развития мелкой моторики руки у детей раннего

возраста в психолого-педагогической литературе
Проблема развития мелкой моторики рук детей очень важна на всех этапах дошкольного возраста, но особую роль она играет в раннем возрасте. Дело в том, что именно мелкая моторика выступает свидетельством того, как развивается ребенок, является подтверждением его интеллектуальных способностей. Моторика – это двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; комплекс двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющийся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т.д.; включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения. Крупная моторика – это сумма действий, предназначенных для выполнения какой-либо задачи. К крупной моторике относится ходьба, бег, прыжки, ползание, наклоны. Крупная моторика – это база, потому что сначала ребенок осваивает именно ее, и только потом к ней понемногу добавляются навыки мелкой моторики. Мелкая моторика включает в себя умение действовать с помощью мелких предметов и выполнять более точные действия. При этом задействованы мелкие мышцы. Мелкая моторика включает в себя умение застегивать пуговицы, завязывать узелки, играть на музыкальных инструментах, рисовать, вырезать и т.д. Развитие ребенка будет гармоничное и последовательное, если крупная и мелкая моторика будут развиваться в комплексе. Дальнейшее развитие ребенка зависит от того, насколько хорошо он научился управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте.
Развитие мелкой моторики выступает важным фактором формирования у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По мнению М. М. Кольцовой, движения пальцев рук в ходе эволюции оказались тесно связанными с развитием речевой функции. Жесты были первоначальной формой общения первобытных людей. Большую роль играло развитие руки - это дало возможность с помощью жестов и движений прийти к тому языку, с помощью которого люди стали объяснялись. Чуть позже жесты стали сочетаться с возгласами. Словесная речь развивалась много тысяч лет, но, тем не менее, она еще значительное время была зависима от жестикуляции. При отставании развития движений пальцев зачастую идет задержка речевого развития, даже несмотря на то, что уровень развития общей моторики может находиться в норме. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движения рук особенно активно протекает в раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является средством познания ребенком предметного мира. Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними. Особое значение имеет период развития ребенка в первые полгода жизни. В пять месяцев начинается противопоставление большого пальца всем остальным. Захватывание предмета происходит пальцами, а не всей ладонью. Становятся более свободными движения остальных пальцев. На шестом месяце становятся более точными и уверенными движения схватывания. На седьмом месяце у ребенка можно наблюдать появление артикуляции слогов: та-та-та, ма-ма-ма и т. д. В восемь-девять месяцев
ребенок уже берет двумя пальцами мелкие предметы, показывает пальцем на интересующий его предмет и т.д. Следом за развитием подобных дифференцированных движений пальцев он готов к произнесению первых слов [18]. В течение всего раннего детства наблюдается следующая подчиненность - по мере совершенствования мелких движений пальцев рук идет развитие речи. Известно выражение В. А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. М. Монтессори успешно использовала в работе с детьми ручные навыки, поскольку была убеждена в большой роли сенсорного развития детей раннего возраста. Ребенок раннего возраста осуществляет познание окружающего мира с помощью таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие, представление. Их развитие у ребенка выступает важной предпосылкой для возникновения более других, сложных познавательных процессов, таких как память, воображение, мышление. С развитием ощущений и восприятий связано формирование многих способностей, например, музыкальных или способности к рисованию. Сенсорное развитие прямо связано с мелкой моторикой. Осязание является одним из пяти чувств человека, при помощи которого дети с раннего возраста получают большой объем информации об окружающем мире. Грамотное и систематическое развитие мелкой моторики детей раннего возраста важно еще и потому, что в этот период сенсорные процессы развиваются особенно активно. Оно обуславливает также развитие у ребенка согласованного действия рук и глаз, или сенсомоторной координации. Зрение помогает ребенку изучать все, что находится в пределах его зрения, контролировать свои движения, благодаря чему они становятся более точными и совершенными.
Получается, что зрение способствует обучению руки, потому что с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается новая для него информация. Движения рук и зрение выступают важным источником познания ребенком окружающего мира. При изучении всевозможных предметов при помощи касаний и ощупывания, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем ребенок становится старше, тем более энергично он использует руки и пальцы [21]. Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. При помощи упражнений, способствующих развитию мелкой моторики, он учится следить за собой и своими вещами, правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика способствует формированию самостоятельности ребенка. Отсюда следует, что развитие мелкомоторных функций, формирование координации движений, концентрация внимания, умение довести выбранную работу до конца очень важно для формирования личности человека в целом. Таким образом, под мелкой моторикой понимают сумму согласованных операций нервной, мышечной и костной систем, зачастую в комплексе со зрительной системой при осуществлении мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Трудно переоценить роль развития мелкой моторик детей раннего возрасте, так как именно с ее помощью формируются такие высшие свойства сознания, как мышление, воображение, внимание, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
1.2.

Возрастные особенности детей раннего возраста

Ранний возраст (от одного года до трех лет) является очень важным и ответственным периодом развития ребенка, который характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя основными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение способствует развитию ориентацию в пространстве, поступление непрерывного объема нужной для развития ребенка новой информации. В период дошкольного детства можно отметить определенные этапы, когда ребенок особенно открыт для разного рода влияний, когда он особенно впечатлителен для получения определенной информации. Например, развитие речи особенно эффективно приходится на период от полутора до трех лет. Речевое общение позволяет ребенку быстрее усваивать новые знания, развивать необходимые умения и навыки, и в конечном итоге приобщаться к культуре. Именно в этот период ребенок усваивает основные языковые средства, у него формируются основы речевого поведения, развивается чувство языка. В раннем возрасте происходят заметные изменения в развитии речи: заметно увеличивается запас слов, ребенок начинает рассуждать об окружающей его действительности, и выражает это в достаточно развернутых выражениях. Ребенок усваивает определения для обозначения величины, формы, цвета (большой - маленький, круглое, треугольное, квадратное, белое, красное) и функции (прыгает, светит). Использование определений способствует общему развитию и углублению восприятия различных качеств предметов. Развитию способностей ребенка, особенно ручных движений способствует предметная деятельность. Ребенок в раннем возрасте начинает интересоваться новыми для него вещами. Он вначале внимательно изучает предметы и только после этого пробует применить их на практике. Это
происходит потому, что ребенок этого возраста должен сначала выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употребить ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?» и «для чего это?». Дети также начинают выполнять действия с игрушками, которые они наблюдают у взрослых: куклу укладывают спать, кормят, выводят на прогулку, везут коляску, моют, готовят пищу, стирают и т. д. Ведущим видом деятельности выступает предметно-действенное сотрудничество. Одним из достижений раннего возраста заключается в том, что действия ребенка характеризуются целенаправленным характером. Все эти факторы незаменимы, а все вместе взятые достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького человека. С целью дальнейшего развития ребенка необходимо учитывать ряд новообразований раннего возраста. С полутора лет можно наблюдать заметные изменения в характере и деятельности ребенка, в его отношениях с окружающими людьми, причем как взрослыми, так и сверстниками. Резко возрастает любознательность детей. Их знакомство с окружающей действительностью имеет ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов. Складывается и мыслительная деятельность, которая включает в себя способность к обобщению, переносу приобретенного опыта из одних условий в другие. Наиболее интенсивно развивается восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления. Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Методом проб и ошибок ребенок собирает пирамидку, вкладывает предмет в отверстие соответствующей формы и размера. В процессе неоднократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей ребенок получает практический результат.
Превалирующей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок уже не просто классифицирует предметы по признакам внешнего сходства (например, по форме, цвету, величине), но и усваивает представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Важнейшее значение в период раннего детства приобретают эмоции. Эмоциональная сфера играет значительную роль на развитие познавательных способностей детей. Ребенка трудно заставить совершать какие-либо действия, однако его можно заинтересовать, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – базовые составляющие периода раннего дошкольного возраста. В это время ребенок становится более активным, увеличивается целенаправленность действий; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Ребенок осваивает большое количество движений уже в первые годы своей жизни. Первоначально его действия не очень ловки, умелы и гармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идет в своем индивидуальном темпе. В возрасте до двух лет ребенок постепенно учится ползать, сидеть, вставать и начинать ходить. Он активно и с большим интересом исследует окружающий мир, берет в руки различные предметы, совершает простые действия. Именно в этот период ребенок начинает брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками кусочки пищи и класть их в рот, снимать с себя одежду. Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс (0-1 месяца) - это рефлекторное движение, которое активизируется с помощью осязания. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его. В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2 - 3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания - сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении. Хватательный рефлекс начинает угасать в 3-4 месяца и появляется локтево-ладонная хватка. Новорожденный хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит движение и другой руки. Иногда, когда малыш хватает что- нибудь, он держит этот предмет боком (вкось). Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Подтягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные. В 5-6 месяцев видна радиально-ладонная хватка: держит предмет всей ладонью руки и сгибает пальцы вокруг него. Может держать достаточно большие предметы обеими руками и отпускать их; перекладывать игрушку из одной руки в другую. В 6-7 месяцев ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становится более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Хватка с помощью пальцев происходит в 8-9 месяцев: держит предметы четырьмя или пятью пальцами. Ребенок с удовольствием играет в игры типа «Дай-возьми», может держать по кубику в каждой руке и ударять ими друг о друга, берет предметы пальцами. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает преобладание одной руки. В возрасте 10-11 месяцев ребенок накладывает один предмет на другой. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в
отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого. В 11-12 месяцев наблюдается щипающая хватка: держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить мелкие всевозможные предметы, лежащие на полу; хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх. С 11 месяцев до 1 года 3 месяца появляются функциональные действия, наблюдается совершенствование действий. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков. Совершенствуются действия рук - кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными. В 1,5 год а ребенок самостоятельно строит «башню» из трех кубиков; держит ложку, ухватив ее поперек ручки; в состоянии самостоятельно есть, но много проливает. Когда ребенку исполняется 2 года, он держит ручку или ложку перекрестной хваткой (хватка крест-накрест), держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, строит башню из шести кубиков, бросает мяч в определенном направлении. В 3 года ребенок наливает воду в кружку, строит «башню» из восьми кубиков, держит карандаш высоко «перекрестной» хваткой, открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Между 3 и 4 годами наблюдается хватка щетки. Она также называется верхней хваткой пальцами, так как теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет.
Уровень развития мелкой моторики ребенка раннего возраста определяет такие важные для его дальнейшего формирования качества, как развитие речи, воображение, внимание, координацию в пространстве, концентрацию. Те центры головного мозга, которые отвечают за перечисленные способности, тесным образом связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Именно поэтому упражнения и занятия, которые направлены на развитие пальчиков ребенка, очень важны для его дальнейшего умственного и психического развития. Таким образом, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства - время созревания всех основополагающих функций. Происходят существенные изменения в развитии речи, возрастает любознательность детей, складывается мыслительная деятельность. Наиболее интенсивно развивается восприятие, от которого зависит улучшение памяти, речи, мышления. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Важными понятиями раннего возраста выступают мелкая моторика, сенсорика, координация движений.
3. Пальчиковые игры как ресурс развития мелкой моторики руки у

ребенка раннего возраста
Очень важно развивать мышцы ребенка с раннего детства, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Большое значение для развития мелкой моторики играют пальчиковые игры – упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. Положительный эффект таких игр заключается в том, что на мозг ребенка воздействуют нервные окончания рук и активизируется мозговая деятельность. Пальчиковые игры являются отличными помощниками для подготовки руки ребенка к письму и развития координации.
Повторяя игровые движения взрослых, дети раннего возраста развивают мелкую моторику рук, тем самым формируя ловкость, умение управлять своими движениями, сосредотачивать внимание на каком-либо виде деятельности. Педагоги и психологи уже с десятимесячного возраста рекомендуют активно проводить тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Пальчиковые игры использовались исторически у разных народов. В Древнем Китае использовались упражнения с шарами из камня или металла. Подобные упражнения способствуют улучшению памяти, способствуют оптимизации деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, снимают эмоциональное напряжение, разрабатывают координацию движений, силу и ловкость рук, направлены на поддержание жизненного тонуса. В Японии для подобных целей выполняют упражнения с грецкими орехами для ладоней и пальцев. В России издавна наши предки использовали пальчиковые игры «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки» и др. Самым классическим примером подобной игры является всем с детства известная присказка про сороку-белобоку: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Дальше перечисляются все ее детки, которых сорока накормила кашкой, при этом на ладошке ребенка загибаются по очереди все пальчики. Пальчиковые игры максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет большое значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия.
Ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, умения сосредоточиться. Все это способствует развитию речи и подготавливает руки к письму. Большую роль пальчиковые игры оказывают на творческое развитие детей. Если ребенок научится играть в пальчиковые игры, то он в дальнейшем будет стремиться выдумать новую инсценировку для других стишков и потешек. Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Игровая деятельность доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Многие пальчиковые игры предполагают участие обеих рук, что дает возможность развивать одновременность движений. Дети в возрасте от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, в которые можно играть одной рукой. Дети трех лет играют в пальчиковые игры, которые проводятся с помощью двух рук, например, одна рука изображает гнездо, а другая – птичку, влетающую в это гнездо. Так как пальчиковые игры требуют соотнесения слова с движениями, то это дает возможность для развития словесной регуляции движения. Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов,
движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие ст ановит ся целенаправленным, анализирующим. Такие игры не только развивают мелкую моторику пальцев, но и память, сосредоточенность и воображение, а также поможет запоминать какие-то важные факты (времена года, названия животных и растений и т.д.). В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. От того, какое содержание будет вкладываться педагогом в предлагаемые детям пальчиковые игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Заинтересует ли ребенка, игра зависит по большей части от исполнения взрослого. Для самых маленьких необходимо спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. В возрасте трех лет имеет существенное значение выразительная мимика и речь участника. Классификация пальчиковых игр по развитию мелкой моторики рук: 1. Упражнения, развивающие координацию пальцев рук: «Цепочки», «Поочередное соединение всех пальцев», «Ножки», «Соединение одноименных пальцев», «Пианист», «Пальчики кивают». 2. Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочередное соединение всех пальцев», «Ножки». 3. Упражнения с различными предметами: «Упражнение с пробками», «Узловка», «Упражнение с четками», «Упражнение с бусами», «Упражнение со счетными палочками». 4. Гимнастика для пальцев: «Щелчки», «Потягивание за кончики пальцев».
5. Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением формируют и совершенствуют чувство ритма, учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. - Пальчиковые игры без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Взрослые сами на себе все демонстрируют: - «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. - «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. - «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок идет по столу. И т.д. Для достижения оптимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены так, чтобы они сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались отдельные движения каждого пальчика. При этом используют следующие приемы: - регулярность проведения пальчиковых игр; - последовательность – от простого к сложному. Сначала игры проводятся на правой руке, потом на левой; а при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно; - пальчиковые игры обязательно должны проводиться по желанию ребенка, учитывая его эмоциональный настрой; - непозволительно переутомление ребенка в игре. Таким образом, пальчиковые игры являются важным средством развития мелкой пластики движений у ребенка и активизируют моторику рук. Использование пальчиковых игр в работе с детьми способствует развитию у них ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, скорости движения, способности к словесной регуляции движения. Пальчиковая игра подводит ребенка к
полному дифференцированному восприятию, так как перед ним ставится задача вычленения отдельных действий, из которых она состоит.


В раздел образования