Автор: Малькова Елена Валерьевна Должность: учитель изо Учебное заведение: МБОУ "СОШ №37" Населённый пункт: г. Чебоксары Наименование материала: Программа Тема: "Творческое развитие личности" Раздел: среднее образование
школьников»
Разработчик программы:
учитель ИЗО МБОУ «СОШ №37»
г. Чебоксары Малькова Е.В.
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ №37»
г. Чебоксары __________Р.А. Соснова
Чебоксары 2016 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1.
Цель
2.
Задачи
3.
Сроки и этапы реализации программы
4.
Содержание программы
5.
Условия реализации программы
6.
Основные показатели творческих способностей
7.
Условия формирования творческой деятельности
8.
Выявление и развитие творческих способностей
9.
Творческое начало. Особенности творческого развития
Планируемые результаты
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» —
созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия:
«Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных
ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию
своего опыта».
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и
гуманитаризации
обучения.
Этот
процесс
проявляется
прежде
всегов
установлении
субъектно-субъектных
отношений,
т.е.
ученик
рассматриваетсяне
как
объект
для
педагогических
воздействий,
а
как
субъект
со
своим
внутренним
миром,
системой
ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства.
Высокая
сензитивность
этого
возрастного
периода
определяет
большие
потенциальные
возможности
разностороннего
развития
ребенка.
Этот
возраст
определяется важным обстоятельством - поступлением ребенка в школу. Новая социальная
ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной
деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к
концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и
верить в свои силы.
Творческие
возможности
могут
проявить
себя
в
разном
возрасте
(детском,
подростковом, юношеском и взрослом), в том числе и уже в дошкольном детстве. В
последнем случае они могут быть выявлены ещё до поступления ребёнка в школу, что
создаёт предпосылку для последующего творческого обучения и творческого развития.
Таким
образом,
развитие
творческих
способностей
ученика
имеет
важнейшее
значение для дальнейшей его учёбы и жизни.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование творческой личности школьника
ЗАДАЧИ:
Выявление активистов среди 1-11 классов по творческому направлению.
формирование и развитие творческой команды
создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития
личности;
развитие творческого потенциала школьников;
способствовать высокому уровню межличностных отношений как в классном
коллективе, так и во взаимодействии учителей и родителей;
привить детям любовь к малой Родине
формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание,
толерантность, милосердие);
воспитывать эстетическое, нравственное отношение к окружающей среде;
потребность в здоровом образе жизни;
развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
способствовать организации самоуправления в школе.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (1-11 классы).
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1 этап – 2016– 2017 уч.год.
2 этап – 2017 – 2018 уч.год.
3 этап – 2018 – 2019 уч.год.
Реализация задач осуществляется через индивидуальные формы работы (беседы,
консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск
решения проблемы); групповые (творческие группы, органы самоуправления),
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования). Так же
через изучение психологических особенностей учащихся: ролевые игры, соревнования,
викторины, экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную,
спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Творческое развитие личности – сложный и трудоёмкий процесс воспитания.
Актуальность такого воспитания неоспорима, так как каждый ребёнок, как личность,
должен иметь возможность и условия для полноценного развития. Отличительной
особенностью данной программы от уже существующих является использование новых
методик, инновационных технологий. Целостностью реализации задач является
включение разных аспектов воспитания, влияющих на формирование личности, с учётом
возрастных и психофизиологических особенностей детей. Основные направления работы
– это воспитание в детях любви к своей Родине, привитие нравственных и духовных
качеств, а также укрепление физического здоровья. Прогностичность при таком подходе
обучения очевидна: это не только выполнение заказа государства и общества на
воспитание полноценного и всесторонне развитого гражданина России, но и помощь
самому ребёнку в дальнейшей жизни иметь возможность реализации жизненных
установок и целей, стать успешным и физически здоровым.
В реализации программы по развитию всесторонне развитой личности участвуют не
только учителя, но и родители, что способствует контролируемости качества подачи
материала, его эффективности. В работу включены такие формы, как «круглый стол»,
совместные спортивные соревнования, поездки в театры, музеи, экскурсии по заповедным
природным зонам «Чуваш вармане» д. Шемурша Чувашской Республики.
Программа включает в себя следующие направления, в которых прослеживаются
последовательность, логика, методическая обоснованность:
Система тематических бесед и внеклассных мероприятий для 1-11 классов.
Система тематических родительских собраний, проведение «круглых столов» с
руководителями творческой команды
Психолого – педагогическая диагностика и коррекция, тренинговые занятия,
ролевые игры.
Проведение различных спортивных мероприятий в целях реализации
здоровьесберегающих педтехнологий.
УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
.
№
Критерии
Пояснения
1.
Статус, вид группы
Школьный коллектив из социально
благополучных семей.
2.
Особенность набора
Творческие активисты среди 1-11 классов
3.
Формы занятий
Индивидуальные, групповые, совместная
работа с родителями.
4.
Годы обучения, количество учащихся
2016 – 2017гг – 15уч.,
2017 – 2018гг –
2018 – 2019гг –
5.
Количество бесед и мероприятий в год
По особому плану
6.
Место проведения
Кабинет центр творчества, кабинет
психолога, спортзал, спортплощадка,
концертный зал, природные зоны.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость
мысли. Оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с
одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно
использовать в другом.
Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает
умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать
фиксированность методов решения. своевременно отказываться от скомпрометированной
гипотезы. быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксу.
Оригинальность – способность к генерации идей. отличающихся от общепринятых,
парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и
зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему
новому.
Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему
творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности; не
пугаться
собственных
выводов
и
доводить
их
до
конца,
рискуя
личным
успехом
и
репутацией.
Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию
среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс –
говорил
по
этому
поводу,
что
наследственный
потенциал
является
важнейшим
показателем будущей творческой продуктивности. В Какой степени творческие импульсы
ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и
других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка
еще в дошкольном возрасте.
Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в которой
проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого
проявления.
Как
показывают
исследования
психологов,
она
в
значительной
мере
способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе
детских игр заложены возможности развивать как свои собственные замыслы, так и
предложения других людей.
Еще
одно
исключительно
важное
достоинство
игровой
деятельности
–
это
внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой
процесс. И взрослым остается лишь использовать эту единственную потребность для
постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей
более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь
какого-нибудь конкретного результата игры.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У творческих школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая.
Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому
необходимо
развивать
творческие
способности.
Учащимся
приходится
запоминать
определения,
доказательства,
объяснения.
Приучая
детей
к
запоминанию
логически
связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
Регулярное
использование
на
уроках
системы
специальных
задач
и
заданий
направленных
на
развитие
познавательных
возможностей
и
способностей,
расширяет
творческие
способности
младших
школьников,
способствует
личностному
развитию,
повышает
качество
творческой
подготовленности,
позволяет
детям
более
уверенно
ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и
активнее использовать творчество в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать него
желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и познавательные интересы учащихся в
процессе
обучения
состоит
в
умении
сделать
содержание
своего
предмета
богатым,
глубоким,
привлекательным,
а
способы
познавательной
деятельности
учащихся
разнообразными, творческими, продуктивными.
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В
мировой
педагогике
стало
общепринятым
начинать
развитие
творческих
способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр.
Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития
воображения,
который
совершенствуется
в
процессе
восприятия
детских
сказок
и
мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С
одной
стороны,
как
указывал
Л.
С.
Выготский‚
нужно
культивировать
творческое
воображение,
с
другой
стороны,
в
особой
культуре
нуждается
процесс
воплощения
образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и
другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то,
что мы вправе от него ожидать.
Существуют методы развивающего образования, когда акцент в проектировании и
реализации учебно-воспитательного процесса смещается в сторону создания условий,
способствующих проявлению и развитию творческих возможностей учащихся в общем и
дополнительном образовании. В этом случае акцент смещается на создание развивающей
возможности самореализации.
Одним
из
методов
выявления
и
развития
творческих
способностей
является
психологический
тренинг.
Главное
отличие
тренинговых
от
других
психологических
методов заключается в том, что с их помощью внимание человека переключается с
анализа достигнутых результатов на изучение способов осуществления деятельности. При
этом оказывается, что способы выполнения одного и того же задания могут быть разными.
Переход от одного способа работы к другому по своей психологической сути и является
преодолением
сложившегося
и
неосознаваемого
стереотипного
(привычного)
способа
деятельности. При этом приобретается психологический опыт по осознанию самого себя,
преодолению собственных стереотипов сознания и тем самым – раскрытие творческой
активности.
Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться
к
её
эмоциональным
переживаниям.
Возможность
выразить
свои
эмоциональные
состояния
даёт
человеку
ощущение
реализованности
собственной
уникальной
индивидуальности,
что
позволяет
ему
воспользоваться
всеми
имеющимися
в
его
распоряжении потенциальными возможностями.
Был
введён
принцип
трансформации
когнитивного
содержания
в
эмоциональное.
В
соответствии с этим принципом внимание человека на переживаемые им в этой ситуации
эмоциональные состояния. Когда эмоция осознаётся, её предлагается выразить с помощью
слова, жеста, рисунка, знака и т.д
Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят
для:
- выявления скрытых творческих способностей младших школьников и
их развития;
- преодоления эмоциональных. личностных и иных психологических
барьеров, затрудняющих развитие школьников; _
-
профессиональной
и
особенно
личностной
подготовки
педагогов
и
психологов,
работающих над повышением творческих способностей школьников.
На
основании
принципа
трансформации
когнитивного
содержания
в
эмоциональное, с использованием принципов развивающего обучения и с соблюдением
условий
безоценочности,
принятия
поддержки
безопасности.
Центром
комплексного
формирования личности была разработана развивающая программа «Развитие творческого
потенциала личности школьника», рассчитана на учащихся с I по ХI класс. В результате
использования программы было выявлено, что повышается уровень творческого развития
учащихся, а также уровень и интеллектуального развития и самооценка.
Использование
новых
методов
и
развивающих
программ
повышает
уровень
творческого
и
интеллектуального
развития
детей,
а
также
повышают
личностную
самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства.
ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем,
связанных
с
творческим
развитием
личности,
в
первую
очередь
личности
ребенка,
подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский‚ П. П. Блонский, С.
Т.
Шацкий‚
Б.
Л.
Яворский,
Б.В.
Асафьев,
Н.Я.Брюсова.
Опираясь
на
их
опыт,
обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие
педагоги во главе со «старейшинами» - В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л.
Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать
принцип творческого развития детей и юношества.
Творческое
начало
рождает
в
ребенке
живую
фантазию,
живое
воображение.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем
не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему,
лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к
лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и
широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей
функции
оно
ничем
не
может
быть
заменено.
По
своей
удивительной
способности
вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди
всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А
без
творческой
фантазии
не
сдвинуться
с
места
ни
в
одной
области
человеческой
деятельности.
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие
слова: «Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого
поэтического дара! Зачем он рисует – из него ведь все равно художник не получится! А
для чего он пытается сочинять какую-то музыку – ведь это не музыка, а чепуха какая-то
получается!...» У детей с высокими творческими способностями отношения с родителями
обычно не являются авторитарными и нет чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких
детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство
ответственности.
Все
эти
качества
чрезвычайно
важны
для
развития
творческих
способностей. Отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты
интеллектуальные
способности)
часто
наблюдается
определённая
эмоциональная
дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого. разлада между
родителями,
хотя
это
и
не
приводит
к
враждебности
по
отношению
к
детям
или
пренебрежению ними.
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо
обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и
несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные
мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет
стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует
картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной
ногой.
Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества,
какими
бы
смешными
они
вам
не
показались.
Это
было
бы
самой
большой
вашей
педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми
этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые
истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких
чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в
раннем
возрасте
это
очень
трудно
предвидеть),
но,
возможно,
станет
отличным
математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом
дадут
о
себе
знать
его
творческие
увлечения,
добрым
следом
которых
останется
творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее
вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления
свидетельствует
хотя
бы
тот
поразительный
факт,
что
значительная
часть
научно-
технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и
даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.
Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и
актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и
специалистом-ремесленником.
Эта
в
высшей
степени
важная
проблема
теснейшим
образом связана с проблемами эстетического воспитания.
Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника
тем,
что
стремится
создать
что-то
сверх
того,
что
ему
«по
инструкции»
положено
создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено –
«отсюда и досюда». К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет
обременять себя подобными стремлениями.
Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все. что ему положено, и, может
быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в
какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит
тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или
двигаться вперед, или отставать.
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к
своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-
творцом и специалистом-ремесленником.
Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью. ибо приходится иногда слышать
более чем странное мнение, будто существуют профессии «творческие» и профессии
«нетворческие». Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто
к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работы, считает себя вправе не
творчески относится к своему труду.
Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое
начало. И когда говорят, что учащихся-выпускников общеобразовательной школы надо
ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с
первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет
и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет
открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не
творчески, то и в самой «творческой» профессии ничего путного не создаст.
Поэтому
важнейшая
задача
эстетического
воспитания
в
школе
–
развитие
в
учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в
физике или в спорте, в общественной работе или в щефстве над первоклассниками.
Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все
хорошие
педагоги.
Ведь
там,
где
проявляется
творческая
инициатива,
там
всегда
достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему
не
правы
учителя,
несклонные
вводить
в
изучение
преподаваемых
ими
предметов
элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка
учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго,
щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Формирование навыков и привычек нравственного поведения, обогащение
эмоционального мира детей. Формирование ответственности за своё здоровье,
формирование моральных норм. Формирование коммуникативных умений и навыков,
способностей адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Повышение обучающихся к учебной деятельности. Формирование у детей чувства
патриотизма, милосердия. Система отслеживания результатов включает в себя
разнообразные приёмы и методики: педагогическое наблюдение, использование методов
специальной диагностики, тестирование. Таким образом, творчество для школьников в
учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений,
благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,
уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения,
интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности
личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных
возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из
самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению»,
вдохновению и им подобным состояниям, сменяющих предварительную работу мысли.