Напоминание

"Творческое развитие личности"


Автор: Малькова Елена Валерьевна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №37"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Программа
Тема: "Творческое развитие личности"
Раздел: среднее образование





Назад




«9» сентября 2016 г.
ПРОГРАММА

«Личностное и творческое развитие

школьников»
Разработчик программы: учитель ИЗО МБОУ «СОШ №37» г. Чебоксары Малькова Е.В. Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №37» г. Чебоксары __________Р.А. Соснова
Чебоксары 2016 год. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 1. Цель 2. Задачи 3. Сроки и этапы реализации программы 4. Содержание программы 5. Условия реализации программы 6. Основные показатели творческих способностей 7. Условия формирования творческой деятельности 8. Выявление и развитие творческих способностей 9. Творческое начало. Особенности творческого развития Планируемые результаты
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всегов установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматриваетсяне как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Этот возраст определяется важным обстоятельством - поступлением ребенка в школу. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Творческие возможности могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе и уже в дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены ещё до поступления ребёнка в школу, что создаёт предпосылку для последующего творческого обучения и творческого развития. Таким образом, развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
 Формирование творческой личности школьника
ЗАДАЧИ:
 Выявление активистов среди 1-11 классов по творческому направлению.  формирование и развитие творческой команды  создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности;  развитие творческого потенциала школьников;  способствовать высокому уровню межличностных отношений как в классном коллективе, так и во взаимодействии учителей и родителей;  привить детям любовь к малой Родине  формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, толерантность, милосердие);  воспитывать эстетическое, нравственное отношение к окружающей среде;  потребность в здоровом образе жизни;  развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;  способствовать организации самоуправления в школе. Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (1-11 классы).
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1 этап – 2016– 2017 уч.год. 2 этап – 2017 – 2018 уч.год. 3 этап – 2018 – 2019 уч.год. Реализация задач осуществляется через индивидуальные формы работы (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы); групповые (творческие группы, органы самоуправления), коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования). Так же через изучение психологических особенностей учащихся: ролевые игры, соревнования, викторины, экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Творческое развитие личности – сложный и трудоёмкий процесс воспитания. Актуальность такого воспитания неоспорима, так как каждый ребёнок, как личность, должен иметь возможность и условия для полноценного развития. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является использование новых методик, инновационных технологий. Целостностью реализации задач является включение разных аспектов воспитания, влияющих на формирование личности, с учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Основные направления работы – это воспитание в детях любви к своей Родине, привитие нравственных и духовных качеств, а также укрепление физического здоровья. Прогностичность при таком подходе обучения очевидна: это не только выполнение заказа государства и общества на воспитание полноценного и всесторонне развитого гражданина России, но и помощь самому ребёнку в дальнейшей жизни иметь возможность реализации жизненных установок и целей, стать успешным и физически здоровым. В реализации программы по развитию всесторонне развитой личности участвуют не только учителя, но и родители, что способствует контролируемости качества подачи материала, его эффективности. В работу включены такие формы, как «круглый стол», совместные спортивные соревнования, поездки в театры, музеи, экскурсии по заповедным природным зонам «Чуваш вармане» д. Шемурша Чувашской Республики. Программа включает в себя следующие направления, в которых прослеживаются последовательность, логика, методическая обоснованность:  Система тематических бесед и внеклассных мероприятий для 1-11 классов.  Система тематических родительских собраний, проведение «круглых столов» с руководителями творческой команды  Психолого – педагогическая диагностика и коррекция, тренинговые занятия, ролевые игры.  Проведение различных спортивных мероприятий в целях реализации здоровьесберегающих педтехнологий.
УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
.
№ Критерии Пояснения 1. Статус, вид группы Школьный коллектив из социально благополучных семей. 2. Особенность набора Творческие активисты среди 1-11 классов 3. Формы занятий Индивидуальные, групповые, совместная работа с родителями. 4. Годы обучения, количество учащихся 2016 – 2017гг – 15уч., 2017 – 2018гг – 2018 – 2019гг – 5. Количество бесед и мероприятий в год По особому плану 6. Место проведения Кабинет центр творчества, кабинет психолога, спортзал, спортплощадка, концертный зал, природные зоны.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли. Оригинальность, любознательность, точность и смелость. Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения. своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы. быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксу. Оригинальность – способность к генерации идей. отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе. Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому. Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту. Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности; не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс – говорил по этому поводу, что наследственный потенциал является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В Какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой
процесс. И взрослым остается лишь использовать эту единственную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У творческих школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать творческие способности. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления. Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности младших школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С
одной стороны, как указывал Л. С. Выготский‚ нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать. Существуют методы развивающего образования, когда акцент в проектировании и реализации учебно-воспитательного процесса смещается в сторону создания условий, способствующих проявлению и развитию творческих возможностей учащихся в общем и дополнительном образовании. В этом случае акцент смещается на создание развивающей возможности самореализации. Одним из методов выявления и развития творческих способностей является психологический тренинг. Главное отличие тренинговых от других психологических методов заключается в том, что с их помощью внимание человека переключается с анализа достигнутых результатов на изучение способов осуществления деятельности. При этом оказывается, что способы выполнения одного и того же задания могут быть разными. Переход от одного способа работы к другому по своей психологической сути и является преодолением сложившегося и неосознаваемого стереотипного (привычного) способа деятельности. При этом приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания и тем самым – раскрытие творческой активности. Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться к её эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями. Был введён принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом внимание человека на переживаемые им в этой ситуации эмоциональные состояния. Когда эмоция осознаётся, её предлагается выразить с помощью слова, жеста, рисунка, знака и т.д Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для: - выявления скрытых творческих способностей младших школьников и их развития; - преодоления эмоциональных. личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников; _
- профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников. На основании принципа трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, с использованием принципов развивающего обучения и с соблюдением условий безоценочности, принятия поддержки безопасности. Центром комплексного формирования личности была разработана развивающая программа «Развитие творческого потенциала личности школьника», рассчитана на учащихся с I по ХI класс. В результате использования программы было выявлено, что повышается уровень творческого развития учащихся, а также уровень и интеллектуального развития и самооценка. Использование новых методов и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства.
ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский‚ П. П. Блонский, С. Т. Шацкий‚ Б. Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А
без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: «Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует – из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку – ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!...» У детей с высокими творческими способностями отношения с родителями обычно не являются авторитарными и нет чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности. Все эти качества чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности) часто наблюдается определённая эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого. разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ними. Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой. Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его творческие увлечения, добрым следом которых останется творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно- технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой. Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему «по инструкции» положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено – «отсюда и досюда». К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все. что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперед, или отставать. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом- творцом и специалистом-ремесленником. Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью. ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии «творческие» и профессии «нетворческие». Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работы, считает себя вправе не творчески относится к своему труду. Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся-выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой «творческой» профессии ничего путного не создаст. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в
физике или в спорте, в общественной работе или в щефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где проявляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правы учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Формирование навыков и привычек нравственного поведения, обогащение эмоционального мира детей. Формирование ответственности за своё здоровье, формирование моральных норм. Формирование коммуникативных умений и навыков, способностей адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях. Повышение обучающихся к учебной деятельности. Формирование у детей чувства патриотизма, милосердия. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приёмы и методики: педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики, тестирование. Таким образом, творчество для школьников в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющих предварительную работу мысли.


В раздел образования