Напоминание

"Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений"


Автор: Четаева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Золушка"
Населённый пункт: РМ Чамзинский район
Наименование материала: Инновационный педагогический опыт
Тема: "Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

комбинированного вида «Золушка»
УТВЕРЖДЕНО Заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золушка» _____________ Н.В. Арискина
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ВОСПИТАТЕЛЯ

на тему:

«Использование дидактических игр при формировании

элементарных математических представлений у

дошкольников»


воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золушка» Четаева Марина Александровна п.Чамзинка 2016г.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка в ы лива е т с я жив ит е льны й п о т о к представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
Актуальность
опыта заключается в разработке инновационных подходов к организации и методике проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста по математике с использованием дидактических игр, способствующих эффективному развитию математических способностей. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с
занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую и игровую среду. Чем полнее и разнообразнее представляемый ему материал для исследовательской деятельности, занятий математикой, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала в группе позволяет не только сти мули ровать и зн ач а льн о п ри сущую д о ш ко л ь н и к а м любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше. Так, к объектам для исследования в реальном действии в своей работе отношу широкий диапазон материалов, от специально разработанных до естественных природных и культурных: • Материал для сенсорного развития (головоломки, мозаика, пирамидки, шнуровки и т. д.) • Природные объекты (коллекции минералов, семян, игры с песком и водой и т. д.) • Культурные объекты (лупа, весы, термометр и т. д) Для реализации принципа наглядности в ходе ФЭМП использую специально созданные пособия (образно-символиче ские материалы) : • Наборы картинок с изображениями (геометрические формы, бытовые предметы, животные, растения и т. д.) • Разрезные картинки, складные кубики, пазлы • Парные картинки для сравнения • Истории в картинках • Разнообразные игрушки (объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей овощей, фруктов и т. п.)
Данные типы материалов вводятся в арсенал детской деятельности постепенно. На каждом возрастном этапе их диапазон расширяется, они изменяются от простого к сложному, что, в конечном итоге, создает возможность для полноценных и разнообразных творческих занятий. Материал для познавательного развития размещается в разных местах группы, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов располагается на специальном дидактическом столе. Остальные предметы для исследования и образно-символический материал помещаются в поле зрения ребят непосредственно перед началом их свободной деятельности. Все эти материалы дети должны свободно брать и заниматься с ними в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками). Для того, чтобы вызвать интерес у воспитанников к новым или позабытым предметам, в течение года они постоянно меняются. Нельзя не остановиться на приобщении дошкольников к математике в условиях семьи. Такое приобщение в игровой и занимательной форме поможет им быстрее и легче усваивать сложные моменты. Для этого потребуется смекалка и творческий подход родителей, которые между делом могут задавать ребенку вопросы или несложные задачи, например, во время совместной домашней работы или прогулки. Особый интерес вызовут у детей изготовленные родителями различные математические пособия. Методическую помощь в этом, конечно, призваны оказать мы, то есть педагоги дошкольного учреждения.
Концептуальность
Своеобразие и новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей младшего дошкольного возраста с использованием, логических игр, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления. Одним из наиболее эффективных пособий, на мой взгляд, являются логические игры, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико- математических действий, их осознание, развитие
способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по а лгоритму создает о с н о ву совершенствования умения контролировать ход своих решений. Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих
принципов:
1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к п о стоя н н ому п оп олн ен и ю сво его и н т е л л е к т у а л ь н о г о багажа. 3) Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике. 4)Научность. 5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. 6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе. Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я пришла к выводу, что нельзя обойтись без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычислить анализируемый объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия.
Ведущая педагогическая идея
Работа над развитием познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала дошкольного возраста через дидактические игры,
лабиринты, головоломки, занимательные вопросы, загадки, задачи- шутки, поговорки, считалки, пословицы и физкультминутки с математическим содержанием была разделена на три этапа. Первый этап предполагает обнаружение проблемы, выявление уровня сформированности игрового занимательного интереса. На основном этапе была проведена обширная работа, которая была направлена на создание и проведение дидактических игр, развлечений. Контрольный этап показал успешность игровой деятельности для решения поставленной проблемы. Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я пришла к выводу, что нельзя обойтись без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычислить анализируемый объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. В течении шести месяцев была проведена работа над среднесрочным проектом «Мир геометрических фигур». Цель проекта: сформировать у детей младшего дошкольного возраста знания о геометрических фигурах. Данная работа принесла хороший результат. Невозможно спланировать работу без помощи родителей. С родителями были проведены: беседы, консультация "Математика для малышей ", «Математика – это интересно». Родители были привлечены к созданию познавательно-развивающей среды.


В раздел образования