"Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений"
Автор: Четаева Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Золушка" Населённый пункт: РМ Чамзинский район Наименование материала: Инновационный педагогический опыт Тема: "Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида «Золушка»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующая МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида «Золушка»
_____________ Н.В. Арискина
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ВОСПИТАТЕЛЯ
на тему:
«Использование дидактических игр при формировании
элементарных математических представлений у
дошкольников»
воспитатель МБДОУ
«Детский сад комбинированного
вида «Золушка»
Четаева Марина Александровна
п.Чамзинка
2016г.
«Без
игры
нет, и
не
может
быть
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через
которое
в
духовный
мир
ребёнка
в ы лива е т с я
жив ит е льны й
п о т о к
представлений, понятий.
Игра
-
это
искра,
зажигающая
огонёк
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Актуальность
опыта
заключается
в
разработке
инновационных
подходов к организации и методике проведения занятий с детьми
младшего дошкольного возраста по математике с использованием
дидактических
игр,
способствующих
эффективному
развитию
математических способностей.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к
школе.
От
того,
насколько
качественно
и
своевременно
будет
подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его
дальнейшего обучения.
Огромную
роль
в
умственном
воспитании
и
в
развитии
интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию
памяти,
речи,
воображения,
эмоций;
формирует
настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий
математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах,
основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а,
следовательно,
предсказуем
для
человека. Обучение
математике
детей
дошкольного
возраста
немыслимо
без
использования
дидактических
игр. Их
использование
хорошо
помогает
восприятию
материала
и
потому
ребенок
принимает
активное
участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой,
использование
мыслительного
процесса.
Игра
–
естественный
способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А
процесс
решения,
поиска
ответа,
основанный
на
интересе
к
задаче,
невозможен
без
активной
работы
мысли.
Этим
положением
и
объясняется
значение
занимательных
задач
в
умственном
и
всестороннем
развитии
детей.
В
ходе
игр
и
упражнений
с
занимательным
математическим
материалом
дети
овладевают
умением вести поиск решения самостоятельно.
Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо
создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую и
игровую среду. Чем полнее и разнообразнее представляемый ему
материал
для
исследовательской
деятельности,
занятий
математикой,
тем
более
вероятным
будет
своевременное
прохождение
этапов
развития
восприятия,
мышления,
речи.
Наличие соответствующего материала в группе позволяет не только
сти мули ровать
и зн ач а льн о
п ри сущую
д о ш ко л ь н и к а м
любознательность,
но
и
развивать
их
познавательные
интересы
дальше.
Так, к объектам для исследования в реальном действии в своей
работе
отношу
широкий
диапазон
материалов,
от
специально
разработанных до естественных природных и культурных:
• Материал
для
сенсорного
развития
(головоломки,
мозаика,
пирамидки, шнуровки и т. д.)
• Природные объекты (коллекции минералов, семян, игры с песком
и водой и т. д.)
• Культурные объекты (лупа, весы, термометр и т. д)
Для реализации принципа наглядности в ходе ФЭМП использую
специально
созданные
пособия
(образно-символиче ские
материалы) :
• Наборы
картинок
с
изображениями
(геометрические
формы,
бытовые предметы, животные, растения и т. д.)
• Разрезные картинки, складные кубики, пазлы
• Парные картинки для сравнения
• Истории в картинках
• Разнообразные
игрушки
(объемные
и
плоскостные
фигурки
животных, наборы муляжей овощей, фруктов и т. п.)
Данные типы материалов вводятся в арсенал детской деятельности
постепенно. На каждом возрастном этапе их диапазон расширяется,
они изменяются от простого к сложному, что, в конечном итоге,
создает возможность для полноценных и разнообразных творческих
занятий.
Материал
для
познавательного
развития
размещается
в
разных
местах группы, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов
располагается
на
специальном
дидактическом
столе.
Остальные
предметы
для
исследования
и
образно-символический
материал
помещаются в поле зрения ребят непосредственно перед началом
их
свободной
деятельности.
Все
эти
материалы
дети
должны
свободно брать и заниматься с ними в удобных, спокойных местах
группового помещения (индивидуально или со сверстниками). Для
того,
чтобы
вызвать
интерес
у
воспитанников
к
новым
или
позабытым предметам, в течение года они постоянно меняются.
Нельзя
не
остановиться
на
приобщении
дошкольников
к
математике
в
условиях
семьи.
Такое
приобщение
в
игровой
и
занимательной
форме
поможет
им
быстрее
и
легче
усваивать
сложные моменты. Для этого потребуется смекалка и творческий
подход родителей, которые между делом могут задавать ребенку
вопросы или несложные задачи, например, во время совместной
домашней работы или прогулки. Особый интерес вызовут у детей
изготовленные
родителями
различные
математические
пособия.
Методическую помощь в этом, конечно, призваны оказать мы, то
есть педагоги дошкольного учреждения.
Концептуальность
Своеобразие и новизна опыта заключается в разработке системы
занятий по математике для детей младшего дошкольного возраста с
использованием, логических игр, систематизации и сериации игр и
игровых
заданий
для
развития
математических
способностей,
логического мышления. Одним из наиболее эффективных пособий,
на мой взгляд, являются логические игры, которые способствуют
развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и
других психических процессов. Самостоятельности в выполнении
простых, логико- математических действий, их осознание, развитие
способности
детей
управлять
собой,
в
жизненных
ситуациях.
Выполнение
действий
по
а лгоритму
создает
о с н о ву
совершенствования умения контролировать ход своих решений.
Образовательно
-
воспитательный
процесс
по
формированию
элементарных
математических
способностей
я
выстраиваю
с
учётом следующих принципов:
1)
Доступность
-
соотнесение
содержания,
характера
и
объёма
учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано
сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к
п о стоя н н ому
п оп олн ен и ю
сво его
и н т е л л е к т у а л ь н о г о
багажа.
3)
Целостность-
-формирование
у
дошкольников
целостного
представления о математике.
4)Научность.
5)
Системность
–
этот
принцип
реализуется
в
процессе
взаимосвязанного
формирования
представлений
ребёнка
о
математике
в
различных
видах
деятельности
и
действенного
отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я
пришла к выводу, что нельзя обойтись без дидактических пособий.
Они помогают ребенку вычислить анализируемый объект, увидеть
его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости,
определить элементарные отношения, сходства и отличия.
Ведущая педагогическая идея
Работа
над
развитием
познавательно-исследовательской
деятельности посредством использования игрового занимательного
материала дошкольного возраста через дидактические игры,
лабиринты, головоломки, занимательные вопросы, загадки, задачи-
шутки,
поговорки,
считалки,
пословицы
и
физкультминутки
с
математическим содержанием была разделена на три этапа.
Первый
этап
предполагает
обнаружение
проблемы,
выявление
уровня сформированности игрового занимательного интереса. На
основном этапе была проведена обширная работа, которая была
направлена
на
создание
и
проведение
дидактических
игр,
развлечений.
Контрольный этап показал успешность игровой деятельности для
решения поставленной проблемы.
Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я
пришла к выводу, что нельзя обойтись без дидактических пособий.
Они помогают ребенку вычислить анализируемый объект, увидеть
его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости,
определить элементарные отношения, сходства и отличия.
В
течении
шести
месяцев
была
проведена
работа
над
среднесрочным
проектом
«Мир
геометрических
фигур».
Цель
проекта:
сформировать
у
детей младшего дошкольного
возраста
знания о геометрических фигурах.
Данная работа принесла хороший результат.
Невозможно
спланировать
работу
без
помощи
родителей.
С
родителями были проведены: беседы, консультация "Математика
для малышей ", «Математика – это интересно». Родители были
привлечены к созданию познавательно-развивающей среды.