Автор: Лукина Светлана Афанасьевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ Кустурская общеобразовательная средняя школа Населённый пункт: село Кустур Наименование материала: План открытого урока Тема: Биосфера-живая оболочка Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кустурская средняя общеобразовательная школа им.Слепцова И.Н.
КОНСПЕКТ
интегрированного урока биологии и географии
Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
День открытых дверей.
Методическая тема:
«Роль метапредметных связей
в формировании инновационной
компетентности школьников».
5 класс.
Лукина Светлана Афанасьевна
учитель географии
п.Кустур.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ
«БИОСФЕРА - ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ»
5 КЛАСС.
Цель для обучающихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке,
активизировать свои мыслительные возможности,
показать знания по
изученным темам, усвоение новых знаний.
Цель урока:
Сформировать представление о биосфере из курса географии и
биологии
Пробудить интерес к изучению географии и биологии
проверить качество его усвоения
Задачи урока:
Обучающие
1.
закрепить и проверить знания учащихся о биосфере - живой оболочке
Земли
Развивающие
1.
развивать общеучебные навыки и умения работать по плану, с
раздаточным материалом,
2.
развивать мышление учащихся (сравнение, анализ)
3.
развивать умения делать самостоятельные выводы
4.
развивать различные виды памяти (механическую, зрительную,
слуховую)
Воспитательные
1.
формирование экологической культуры
2.
привить любовь к природе родного края
3.
продолжить формирование толерантного отношения к окружающим
4.
воспитывать чувство ответственности, коллективизма
Цель для учителя: возбудить желание у детей учиться, настроить на это
желание. Подготовить обучающихся к восприятию нового материала.
Формирование представлений о биосфере, роли биосферы.
Тип урока: урок-интегрированный. (Урок игра – путешествие по странам.)
Оборудование:
мультимедийный компьютер
проектор
экран
доска
учебники биологии и географии
раздаточный материал – фишки,таблицы.
настенная географическая карта
открытки с изображением животных и растений , занесенных в Красную
книгу
маршрутные листы
Ход урока.
1. Орг. момент. Добрый день ребята, уважаемые учителя! Приглашаем всех
на открытый урок .Сегодня у нас урок необычный, проведем два урока
географии и биологии.
Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие. В путешествие по стране
ваших знаний и умений, которые вы получили на уроках географии и
биологии по теме: «Биосфера – живая оболочка Земли». Эти две науки очень
похожи – обе они занимаются изучением природы, обе применяют для этого
схожие способы и методы и, даже, используют одни и те же термины.
(Слайды) Вот мы и предлагаем Вам сегодня убедиться в этом, путешествуя
по биосфере – живой оболочке Земли. Давайте вспомним слова поэта
А.Т.Твардовского:
«Есть два разряда путешествий
Один — пускаться с места вдаль.
Другой — сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.»
В нашем уроке будут играть, соревноваться 4 команды.(активность..)
Хочу представить 4 команды. Первая команда «Биосфера». Вторая команда
«Атмосфера». Третья команда «Гидросфера». Четвертая команда
«Литосфера». Посмотрим активность команд, дисциплину,
любознательность и умение давать правильные ответы . Также будете
соревноваться по командам, чья команда соберет много фишек, та команда
станет победителем, в нашем путешествии.
Перед вами, на столе лежит карта путешествия, на которой изображен ваш
сегодняшний маршрут. Давайте с ней познакомимся. Где же мы побываем?
( (Страна Биосфера – Страна Атмосфера – Страна Гидросфера – Страна
Литосфера – ) . Вы готовы отправиться в путешествие? (Да)
Итак, отправляемся в путь! С нашими кораблями « география, биология»
Во первых побываем в стране «Биосфера»
Задание 1.
Страна Биосфера. ( приложение 1)
Перед Вами лежит зашифрованная информация, которую надо
расшифровать. Термины и их определения перепутались. Для того, чтобы
путешествие началось, надо навести порядок. Перед вами карточки, вы
должны найти правильное определение терминов. Надеюсь, у Вас это
получится. Какая группа быстрее дадут определения.
Термины:
•
Ботаника
•
Зоология
•
Физика
•
Астрономия
Замечательно! Эту страну мы прошли без потерь! Но нас ждет новое
приключение! ( Фишки) Раздача фишек по командам.
Страна Атмосфера (Слайд)
Побывали в стране «биосфера».
Через моря и проливы мы с вами
подошли к
следующему порту
«Атмосфера».
Задание 2.
Перед Вами на экране появляться загадки, в которых содержатся сведения об
окружающей среде. Ваша задача определить, отгадать загадки. За каждый
правильный ответ получаете по фишке. Готовы? Тогда начинаем!
( презентация)
•
Без рук без ног, а дерево гнет? (Ветер)
•
По синему морю, белые гуси плывут? (Облака)
•
Бело покрывало на землю лежало, лето пришло оно все сошло?
(Снег)
•
Дышит, растет, а ходить не может? (Растения)
•
Летом вырастает, а осенью опадают? ( Листья)
•
Иди, иди, а конца не найдешь? (Земной шар). Дается 5 минут.
Путешествие по Атмосфере заканчивается.
Мы с вами подошли к следующему порту, название которому –
Гидросфера.
Задание 3. Страна Гидросферы. (приложение 2).
У каждого из вас на рабочем месте имеется изображение животного или
растения (картинка с кусочком скотча). Возьмите его в руки, вспомните, где
оно на земном шаре проживает или произрастает, и прикрепите это
изображение на карту в соответствующем месте.
(Дается 2 минуты). С каждой группы выходит один ученик и прикрепляет на
карте картинку. Молодцы! Подходим через страны и государства к
следующему порту «Литосфера».
Задание 4. Страна Литосферы. (приложение 3)
Поскольку мы оказались в стране трудных вопросов, то отвечать на них
лучше сообща. Поэтому я предлагаю вам работать по группам. Групп у нас
четыре. У каждой группы своё задание, на выполнение которого у вас 5
минут, после чего один из вас должен озвучить результаты работы и главное
огласить выводы. Дается слова, вы определяете в каком в царстве подходят
эти слова.
Царство Живых организмов
Мухомор, лиса, масленок, тигр, огурцы, шампиньон, лилия, береза, антилопа,
осина, орел, инфузория, туфелька.
Задание 5 . Последняя страна невидимая, объединяет все страны, это
страна – SOS, Географическая оболочка.
Перед вами перечень растений и животных , которые встречаются в нашей
местности. Какие из них, по вашему мнению, занесены в Красную книгу .
Подчеркните их.
Проверка через экран (изображение-ответ).
Ну, вот и подходит к концу наше путешествие. Осталась только одна страна –
Страна выводов. Она самая главная и задания в ней самые трудные, так как
вам самим нужно будет оценить ваши знания и умения.
страна выводов.
Общие критерии оценок ( за урок).
Закрепления знаний : Сегодня мы познакомились с новыми словами. Какие
новые слова запомнили ? ( биосфера, атмосфера, гидросфера литосфера).
Отвечаем на вопросы, за каждый правильный ответ получаете красную
фишку.
1.
В какой сфере обитают растения и животные ?
2.В какой сфере обитают рыбы, моллюски?
3.Из каких газов состоит атмосфера?
4.Какие полезные ископаемые добывают в нашей стране?
Рефлексия. Нам очень хотелось бы знать с какими чувствами вы уходите с
урока и для этого мы просим вас выполнить еще одно небольшое задание. У
Вас на столе имеется три квадрата разного цвета. Если вам понравился урок,
вы справились с заданиями и вам хочется рассказать о нем, прикрепите на
доску квадрат желтого цвета. Если вы справились с заданиями, но рассказать
об уроке не сможете – квадрат зеленого цвета. Если задания вы не
выполнили, и было неинтересно на уроке – квадрат синего цвета.
Итоги урока.
Дорогие ребята!Вот и закончилось наше путешествие по стране ваших
знаний и умений. Завершился урок по теме: «Биосфера- живая оболочка
Земли», на котором мы, надеюсь, смогли показать вам, что география и
биология не отдельные, несвязанные предметы школьной программы, а
науки сообща изучающие нашу планету, нашу маленькую Землю, на которой
живет так много разных живых организмов. А главное, вы проверили свои
знания и умения, которые получили при изучении темы биосфера на уроках
географии и биологии. Нам бы очень хотелось, чтобы вы полюбили
родную природу, нашу землю! Маршрутные листы, на которых вы
выполняли задания, оставьте на парте. Есть ли какие вопросы по
сегодняшнему уроку? Спасибо за урок! До свидания.
Еще раз напоминаем вам, что в природе все живые существа взаимосвязаны!
Берегите природу, наш дом!
Область обитания живых организмов на нашей планете охватывает верхние слои
литосферы, гидросферу и нижние слои атмосферы. Живые организмы распространены очень
широко — от верхних слоев тропосферы (птицы, переносимые ветром микроорганизмы) до глубин
Океана (глубоководные рыбы) и земных глубин в несколько километров (микроорганизмы,
способные существовать без воздуха).
Живое вещество сосредоточено на границах соприкосновения воздуха, воды и горных пород.
Живые организмы в разнообразных формах и проявлениях населяют географическую
оболочку Земли до высоты 10 км в атмосфере, так как токи воздуха заносят микроорганизмы
высоко в тропосферу. В земной коре бактерии, способные жить без доступа кислорода,
обнаружены до глубины 2600 м и даже 3000 м. В океанах живые организмы существуют на самых
больших глубинах.
Роль живых организмов как могучей природной силы долго недооценивалась.
Зеленые растения оказывают большое влияние на состав воздуха: они выделяют кислород.
Некоторые растения выделяют не только кислород, но и особые вещества, присутствие которых
можно ощутить, вдохнув аромат соснового бора, цветущего луга, полынной степи.
Из накопившихся за многие миллионы лет останков живых организмов образовались
горные породы, например известняк и каменный уголь. Коралловые острова — атоллы — целиком
образованы останками живых организмов — коралловых полипов.
Растительный покров защищает склоны от размывания. В горах леса и кустарники
задерживают сели и снежные лавины.
Сейчас трудно найти на нашей планете место, где не ощущалось бы влияния живых
организмов. За миллионы лет своего существования они создали новую земную оболочку —
биосферу. В пределах биосферы живые организмы активно взаимодействуют с неживой природой,
преобразуя ее.
Все живые организмы на нашей планете взаимосвязаны. Они совершенно изменили облик
нашей планеты и создали биосферу — живую оболочку Земли.