Автор: Пирогова Светлана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад № 156" г. Чебоксары Населённый пункт: г. Чебоксары Наименование материала: Статья Тема: "Школа пешеходных наук" Раздел: дошкольное образование
Карзакова Ирина Александровна, Пирогова Светлана Михайловна,
Сергеева Надежда Геннадьевна воспитатели
МБДОУ «ЦРР-детский сад №156» г. Чебоксары
…Ребёнка обучи-
дашь миру человека.
В.Гюго
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно- транспортных
происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают травмы.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день
является одним из направлений деятельности МБДОУ « ЦРР -детский сад №156»
г. Чебоксары .
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением
колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных
средств и водителей с пешеходами всегда контролировалась государством, которое
обеспечивало их безопасность, т. е. охрану жизни и здоровья.
Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров –
самым непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Участие в
ДТП
–
всегда
большое
несчастье
для
родственников
и
близких
пострадавших,
особенно ребенка. Морально-психологическое потрясение, которое испытал ребенок
при ДТП, травмирует его на всю жизнь.
Детский
травматизм
в
стране
требует
перестать
относиться
к
обучению
безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному вопросу. Изучение
правил
дорожного
движения
должно
стать
частью
общего
воспитательно-
образовательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только
на дорогах, но и в повседневных делах.
Актуальность проблемы обусловлена многими факторами:
С каждым годом интенсивность движения на дорогах России возрастает, а
вместе
с
этим
увеличивается
и
количество
дорожно-транспортных
происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей.
.Наш
детский
сад
расположен
в
районе
улиц
Ленинского
Комсомола,
Баумана
с
интенсивным
транспортным
движением,
а
переход
улицы
Гастелло осложнен находящейся рядом стройплощадкой. 95 % детей нашей
группы ежедневно становятся участниками дорожного движения.
У детей дошкольного возраста наблюдается значительный разрыв
между теоретическими знаниями правил и их практическим
применением, так как детям сложно управлять своим
произвольным поведением.
Родители являются для ребенка непосредственным образцом поведения на
улице. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример
ему». Успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и
улицах возможен только при условии взаимодействия детского сада и
семьи.
Предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма- в чём проблема?
Ежегодно в России в дорожно- транспортных происшествиях гибнут 2000 детей,
более 20000 получают травмы. 3-х летний ребёнок знает, что дорогу надо переходить
на зелёный свет. Знает- и что же?!- а мама бежит с ним на красный! А ведь дети уже в
в
детском
саду
изучают
правила
дорожного
движения.
Статистика
дорожно-
транспортных происшествий свидетельствует, что дети ,как малоактивные участники
дорожного
движения,
нередко
оказываются
в
аварийных
ситуациях
на
улицах
и
дорогах.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь,
поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения
является
профилактика
детского
транспортного
травматизма
в
дошкольных
учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное,
универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе
и уровень культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать
осознанной необходимостью.
Именно поэтому стоит задача выработать у детей стереотип безопасного поведения
на дороге.
Для этого необходимо:
1)
изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы;
2)
уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой коллективом
детского сада, с детьми и их родителями;
3)
выйти за рамки традиционных форм и методов работы- как организационных,
так и методических, и образовательных;
4)
сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность сотрудников ГИБДД,
воспитателей- педагогов, родителей и детей. Основными причинами дорожно-
транспортных происшествий является незнание правил уличного движения или
несоблюдение
их.
Поэтому
основная
цель
изучения
Правил
безопасного
поведения на улицах и дорогах - дать детям знания и прививать им навыки
правильного поведения на улице.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему
должен стать воспитатель детского сада, но как правило, воспитатели слабо знают
правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В
связи с
этим больше значение
приобретает обучение воспитателей
правилам
дорожного
движения
и
методике
проведения
занятий
по
привитию
ребёнку
приёмов его безопасного поведения на дороге.
Правила дорожного движения едины для всех , но они к сожалению написаны
«взрослым»
языком
без
всякого
расчёта
на
детей.
Поэтому
главная
задача
воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе
формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при
этом, ни исказив их содержания. Только совместными
усилиями воспитателей и
родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей
навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное
разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов,
позволяют ребёнку предвидеть опасные ситуации и
правильно
их оценивать,
создавать модель поведения на дороге; привлекать родителей к осуществлению
взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в данном направлении осуществляется в соответствии с
основными
нормативно – правовыми документами по
дошкольному
воспитанию:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
•
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России)
от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
•
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 15.05. 2013 г. №26
•
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России)
от 30
августа 2013 года №1013 «Об утверждении
Административного
регламента Министерства внутренних дел
Российской
Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за
соблюдением
участниками
дорожного
движения
требований
в
области
обеспечения
безопасности
дорожного
движения»
(с
изменениями
и
дополнениями от 31 декабря 2009 г, 13 августа 2012 г.
Раздел I. Общие положения. Права и обязанности участников дорожного
движения.
Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения
ведётся в соответствии с комплексными программами:
Истоки: примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Л.А. Парамоновой, - М, 2014.
Программа образования ребёнка – дошкольника.- Чебоксары, 2006
парциальная программа:
. «Основы безопасности детей с дошкольного возраста» / Н.Н. Авдеева,
О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М:, 1998 г.
методические пособия
Кузнецова Т.Н., Резюков И.В. Основы безопасности жизнедеятельности.
Баряева Л.Б. , Жевнеров В.П., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения.
Обучение детей правилам дорожного движения начинается с первой младшей
группы. Основной формой проведения занятий является игра, так как это ведущий
вид деятельности детей
дошкольного возраста. Игра вызывает интерес детей, их
активность,
даёт
возможность
проявить
себя
в
увлекательной
деятельности,
способствует лучшему усвоению предлагаемого материала. Занятия по обучению детей
правилам дорожного движения
мы
проводим
в групповой комнате, сидя на
стульчиках и на ковре. Это очень удобно: дети раскованы, не стеснены в движениях,
при необходимости они могут подойти к столу, где расположен наглядный материал. У
нас имеется
мольберт, дидактические игры, игрушки, картины, плакаты. В группе
детям
удобно,
мебель
соответствует
физическим
особенностям
дошкольников,
освещение санитарно- гигиеническим навыкам.
В организации работы по обучению дошкольников правилам дорожного
движения необходимо соблюдать следующие принципы:
Системность;
Учёт местных условий;
Учёт возрастных особенностей в содержании и формах работы;
Интегрированный подход к организации педагогического процесса;
Комплексный подход к организации работы.
Основными задачами являются:
Формирование знаний детей о правилах дорожного движения .
Создание развивающей среды с целью приобретения опыта поведения на
улицах и дорогах.
Обеспечение
консультативной
помощи
родителям
о
соблюдении
правил
поведения на улицах
и дорогах
с целью повышения ответственности за
безопасность и жизнь детей.
Учитывая потенциальные возможности детей в овладении правилами дорожного
движения
и достижения
в освоении человеческой
культуры поведения
можно
выделить три этапа
освоения
программных задач, что
соответствует возрастным
нормам младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи I этапа работы (младший возраст):
Формирование целостного представления
об улице, транспортных средствах,
которые
окружают
ребенка;
о
расположении
объектов
окружающей
действительности, об их внешних свойствах и функциональных особенностях;
Формирование представлений о труде взрослых на транспорте;
Обучение
отражений
в
речи
действий
(едут,
приехал,
отъехал,
загорелся
красный свет - надо стоять);
Развитие слухового и зрительного внимания.
Задачи II этапа работы (средний возраст):
Закрепление, уточнение, расширение представлений о поведении на улице, о
правилах перехода дороги;
Расширение и формирование новых представлений о расположении объектов
окружающей действительности, об их внешних свойствах и функциональных
особенностях предметов;
Формирование представлений о цветовых сигналах светофора; величине, цвете и
форме знаков дорожного движения;
Обучение
восприятию
ситуаций,
моделирующих
пространственное
расположение объектов на улице города ( в
реальной игровой ситуации, на
картинке, иллюстрации, на макете);
Расширение
представлений
о
труде
взрослых
(водитель,
регулировщик,
водитель дорожной техники);
Расширение словаря в процессе названия объектов и ситуаций
на улицах
города.
Задачи III этапа (старший дошкольный возраст):
Формирование алгоритма (последовательности действий)
при
переходе
проезжей
части
дороги,
движения
на
велосипеде,
посадке
и
высадки
из
транспорта;
Расширение и уточнение знаний о скорости движения пешехода, автомобиля,
поезда; представлений о возможных реакциях человека на сигнал светофора,
движущийся автомобиль, сигнал регулировщика;
Уточнение
знаний
о
сигналах
светофора
и
знаках
дорожного
движения,
знакомство с новыми знаками;
Обогащение представлений детей о возможных ситуациях на улице и обучение
действиям (пешехода, водителя, регулировщика) в сюжетно- дидактических,
обучающих играх;
Обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, открыткам, отражающим
правильны или ошибочные действия участников дорожного движения.
Работа с детьми по обучению правилам
дорожного
движения
осуществляется через (формы работы с детьми):
Тематические занятия
Беседы
Чтение художественной литературы
Рассматривание картин, плакатов
Дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры
Целевые прогулки
Экскурсии
Развлечения
Конкурсы рисунков
Изготовление атрибутов для игр
Отгадывание загадок
Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного
движения
считается
создание соответствующей
предметно – пространственной
среды. Одним из объектов развивающей среды является уголок по обучению детей
правилам
дорожного
движения.
В
нашей
группе
этот
уголок
значительно
пополнился пособиями и материалами в соответствии с задачами воспитания детей
старшего дошкольного возраста . В уголке находятся:
Плакаты из серий «На улице», «Правила дорожного движения».
Дидактические игры «Транспорт», «Умные машины», «Правила
дорожного движения «Светофор», «Дорожные знаки», «На прогулке»,
«С Дино я гулять иду и в беду не попаду», «Красный, желтый, зелёный».
Игра – лабиринт «Улицы города» .
Коллекция дорожных знаков и машин.
Развивающая игра «Школа автомобилистов».
Альбом «Транспорт», «Загадки о транспорте и дорожных знаках».
Открытки из серии «Дорожное движение».
Кубики – картинки с изображением различных марок автомобилей.
Детская художественная литература по теме (рассказы, стихи).
Книжки – раскраски «Автомобили».
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «На улице».
Макет перекрёстка.
В формировании представлений детей о правилах дорожного движения важную
роль
играют экскурсии
и
наблюдения ,
при
проведении
которых
детям
демонстрируем
форму
и
величину
реальных
объектов
окружающего
мира,
особенности движения транспорта и пешеходов в естественных условиях.
Расположение нашего детского сада на пересечении улиц имени Ленинского
Комсомола и Гастелло позволяет уже в младшем возрасте наблюдать за движением
пассажирского и грузового транспорта, проводить ознакомительные и уточняющие
экскурсии «Наша улица», «Школьники – пешеходы».
В ходе экскурсий знакомим детей с элементами дороги (тротуар, проезжая
часть), их
назначением; поведением
различных категорий
участников дорожного
движения: водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов.
В каждой экскурсии ставится понятная и близкая ребёнку цель:
- «Мы пойдём
на улицу и
посмотрим, какие машины по
ней
едут и как они
выполняют правила дорожного движения»;
-
«Мы пойдём на улицу
посмотрим, как
надо переходить
улицу выйдя
из
троллейбуса»;
-
«Мы пойдём
на
улицу Гастелло и посмотрим, как идёт
стройка и какие
автомобили приезжают на стройку; узнаем, где надо стоять, чтобы нам было
безопасно»;
- «Мы пойдём на перекресток и посмотрим как переключаются светофоры. Все ли
школьники правильно переходят проезжую часть, когда идут домой?» и т.д.
Во время экскурсий создаем условия для активной деятельности детей: идут по
правой стороне тротуара, обнаруживают опасные места, переходят проезжую часть
со взрослыми по сигналу светофора, находят знак «пешеходный переход» и т.п.
Во время нашей недавней экскурсии на перекрёсток мы сделали фотографии ,
которые позволяют сохранить в памяти увиденное. Рассматривание фотографий и
последующая беседа позволит нам закрепить некоторые дорожные знаки и правила
поведения на улицах города; привлечь внимание родителей к этой важной проблеме.
Полученные во время экскурсии впечатления дети охотно отражают в рисунках
«Машины на нашей улице», «Какие дорожные знаки я знаю» и др.
Использование литературных произведений перед проведением экскурсии, во
время экскурсии, в ходе тематических занятий расширяют знания ребёнка о правилах
поведения на улице, о назначении светофора, его сигналах. Мы использовали в своей
работе стихи А. Барто «Маша пешеход», С.Михалкова «Светофор», В. Кожевникова
«Светофор», Я. Пишумова
«Машины». Подготовили
альбом «Дорожные знаки в
загадках» для ознакомления с новыми знаками и закрепления знакомых.
Дети
с
удовольствием
играют в подвижные игры с элементами правил
дорожного движения:
- «Ловкий пешеход» (движение по знакам со стрелками);
«Светофор»,
«Наша
улица»
(движение
пешеходов
и
водителей
по
сигналам
светофора);
- «Грузовики» (движение с рулём и мешочком с
песком на голове по сигналам
светофора);
- «Весёлый троллейбус» (перевозка «пассажира» в обруче по одному в заданном
направлении).
Для моделирования
плана перекрестка используем макет, на котором удобно
расставлять
макеты
домов,
деревьев,
светофора,
дорожных
знаков,
машины
и
пешеходов. Создание различных ситуаций на перекрестке позволяет наглядно показать
детям
развитие
ситуации
и
возникающие
опасности
при
несоблюдении
правил
перехода проезжей части и правил дорожного движения водителями транспортных
средств.
При обучении детей правилам дорожного движения колоссальную помощь нам
оказывают родители. Родители охотно откликаются на наши предложения обращать
внимание детей на дорожные знаки и дорожные ситуации по пути в детский сад и
во
время прогулок по
городу. Ознакомились с памятками «Внимание, родители!»,
«Внимание, пешеходы!», с рекомендациями по обучению дошкольников безопасному
поведению на улицах и дорогах. А родителей - водителей особо привлекла «Памятка
для водителей», в которой
в
шутливой
стихотворной форме отражены основные
правила дорожного движения.
Родители вместе со своими детьми приняли участие в конкурсе рисунков «Нам
мигает светофор».
Мама Татьяна Владимировна Семёнова сшила костюм работника ГИБДД и теперь
ролевые игры стали более содержательными. Дети в игру «На улице» играют с
большим желанием.
Подготовленное
для
родителей развлечение «В стране Светофорных наук»
обобщило знания детей и родителей о правилах дорожного движения, о дорожных
знаках, о правилах поведения в общественном транспорте.
Таким образом, систематическая, целенаправленная
работа по
обучению
дошкольников
правилам
дорожного
движения
позволяет
сформировать
первоначальные знания, умения и навыки о
правилах безопасного
поведения на
улице. Чёткие
представления
о том, что
правила, предписанные пешеходам,
пассажирам и
водителям, направленные на сохранение
их
жизни и здоровья
побуждают выполнять их всегда. Необходимость примера родителей в выполнении
правил дорожного движения и повышение ответственности родителей за соблюдение
детьми правил поведения на улице неоспорима.
Отличное значение правил дорожного движения само по себе не гарантирует малышу
безопасности на дороге. Наша главная задача, как воспитателей, так и родителей,
совместными усилиями привить каждому ребенку устойчивые нормы поведения в
любой дорожной ситуации, привить ему положительные отношения к выполнению
правил дорожного движения. Мы твердо убеждены, что работу по данной проблеме
необходимо целенаправленно и систематически продолжать в выпускной группе и к
моменту поступления в школу каждый выпускник хорошо ориентировался в дорожной
обстановке и стал дисциплинированным пешеходом и пассажиром.