Тематический контроль "Укрепление и профилактика здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Автор: Ермкова Ольга Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №25 "Ручеек" Населённый пункт: с. Сунжа Наименование материала: методическая разработка Тема: Тематический контроль "Укрепление и профилактика здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
«Укрепление и профилактика здоровья детей через использование
здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Срок проведения: 23.11.2016 г. по 30.11.2016г.
Цели:
1. Выявить уровень знаний детей о способах сохранения собственного здоровья, умений
применять
полученные знания в самостоятельной деятельности.
2. Изучить состояние воспитательно-образовательной работы
с детьми по проблеме, проанализировать
систему работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности
с детьми и родителями, выявить умение воспитателей творчески подходить к данному вопросу, используя
нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями.
3. Оценить условия (среду, режим, нагрузку, двигательный режим) пребывания детей в ДОУ по критерию
«здоровьесбережение», дать оценку состоянию предметно-развивающей среды в группах детского сада,
способствующей развитию у детей умений и навыков, способствующих здоровому образу жизни.
4.Определить
перспективы
деятельности
педагогического
коллектива
по
дальнейшему
применению
разнообразных видов здоровьесберегающих технологий в организованной образовательной деятельности с
детьми
Обследуемые: все группы
График проведения тематического контроля
№ п/п
Возрастные группы
Дни осуществления контроля
1.
2 мл. гр. «Ягодка»
23.11 - 24.11
2.
Средняя гр. «Бабочки»
24.11 - 25.11
3.
Разновозр. (старшая, подготовительная) гр. «Сказка»
25.11, 28.11
План тематического контроля (исследования) :
Вопросы
контроля
Методы контроля
Цели контроля
Срок
Ответственный
1.Знания и
умения,
навыки детей
о ЗОЖ
Беседы с детьми младшего
и старшего дошкольного
возраста;
Создание проблемной
ситуации по теме;
Наблюдение и анализ
самостоятельной
деятельности детей;
Наблюдение режимных
моментов.
Открытый просмотр
занятий по физической
культуре
Выявить уровень
сформированности
представлений о здоровом
образе жизни, уровень
сформированности
гигиенических умений и
навыков детей, уровень
активности детей
младшего и старшего
дошкольного возраста
23.11-
28.11
Ст.
воспитатель
Воспитатели
групп.
2.Планирован
ие работы
педагогов
1. Анализ календарно-
тематического плана
воспитателей групп
детского сада по теме
контроля.
2. Наблюдение совместной
деятельности педагога с
детьми (в режимных
моментах).
Проанализировать
систему работы педагогов
по использованию
здоровьесберегающих
технологий в совместной
деятельности с детьми и
родителями
23.11-
28.11
Ст.восп.
3.Создание
условий
пребывания
детей в
группе
Изучение предметно-
развивающей среды.
Дать оценку состоянию
предметно-развивающей
среды в группах детского
сада, способствующей
развитию у детей умений
и навыков,
способствующих
здоровому образу жизни.
23.11-
28.11
Ст.восп.
4.Оценка
профессионал
ьного
мастерства
воспитателей
Открытый просмотр
совместной
образовательной
деятельности с детьми, в
режимных моментах.
Выявление уровня знаний
воспитателями специфики
организации
разнообразных форм
педагогических
технологий(стимулирован
ия и сохранения
здоровья),методов и
приемов ,используемых
педагогами.
23.11-
28.11
Ст.восп.
5.Взаимодейс
твие с
родителями.
Анализ планирования
взаимодействия с
родителями по
стимулированию и
сохранению здоровья
детей дошкольного
возраста.
Изучение
информационного
материала для родителей
Выявить умение
воспитателей
использовать различные
формы взаимодействия и
сотрудничества с
родителями.
23.11-
28.11
Ст. восп.
Воспитат. по
группам
Материалы тематического контроля (исследования):
По первому вопросу:
- Карта контроля №1 «Формирования культурно-гигиенических навыков у детей»
- Карта контроля №2 «Проведение физкультурного занятия»
- Карта контроля №3 «Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий»
По второму вопросу:
- Карта контроля №4 «Анализ календарного плана педагогов»
- Карта контроля №5 «Прогулки в группах»
- Карта контроля №6 «Организация сна в группах»
По третьему вопросу:
- Карта контроля №7 «Организация питания детей в группах»
По четвертому вопросу:
- Карта контроля №8 «Состояние окружающей среды»
- Карта контроля №9 «Проведение оздоровительных мероприятий и процедур в режиме дня»
- Карта контроля №10 «Соблюдение режима дня»
По пятому вопросу:
- Карта контроля №11 «Работа с родителями»
Анализ результатов тематического контроля (исследования) В форме аналитической справки – ноябрь
2016 года
СПРАВКА
по результатам тематического контроля
«Укрепление и профилактика здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий
в ДОУ».
Проверка проходила с 23.11.2016г. по 30.11.2016г.
Цель проверки: анализ работы ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий.
Объекты контроля:
1.
Обследование двигательных навыков детей.
2.
Оценка профессионального мастерства воспитателей.
3.
Создание условий оздоровления детей в группе.
4.
Планирование работы по реализации здоровьесберегающих технологий.
5.
Работа с родителями по данной проблеме.
Методы контроля:
o
Анализ диагностических карт.
o
Наблюдение за детьми на занятиях по физкультуре, на прогулке.
o
Анализ проведения занятий воспитателем по физкультуре, взаимодействия педагогов.
o
Посещение групп.
o
Анализ предметно-развивающей среды.
o
Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми.
o
Анализ наглядной информации для родителей в группе.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования
отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и
использование развивающих форм оздоровительной работы.
С
целью
реализации
годовой
задачи
формировать
потребность
в
здоровом
образе
жизни
у
воспитанников, родителей и сотрудников ДОУ проведена следующая методическая работа с кадрами:
-буклеты, памятки, стенды;
-консультации, консультация-практикум, анкетирование;
-открытые
просмотры,
мастер
–
классы
для
педагогов,
деловая
игра,
тематический
контроль,
родительское собрание.
На которых рассмотрены вопросы: реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке; роль
закаливающих
мероприятий
в
оздоровлении
дошкольников;
профилактика
нарушения
осанки,
профилактика плоскостопия; работа с родителями по формированию ЗОЖ.
В ходе тематической проверки просмотрена организация и проведение физкультурных занятий, утренней
гимнастики,
закаливающих
мероприятий.
Также
просмотрена
деятельность
детей
во
всех
режимных
моментах.
Проверка показала:
1.Обследование двигательных навыков детей показало:
Дети
развиты
согласно
возрасту.
Все
дети
активны,
с
интересом
выполняют
физические
упражнения, радуются успехам. Дети старшего возраста знают много подвижных игр, правила и ход игр.
Однако двигательный опыт некоторых детей недостаточно развит. Во время ходьбы и бега у детей
наблюдается нечеткость и разбросанность движений, многие дети не умеют чередовать движения рук и ног
при ползании.
Воспитатели II младшей группы (Емельяненко Н.А., Елистратова М.В.) большое внимание уделяют
развитию бытовых движений. Дети группы научились самостоятельно умываться,
вытираются насухо
полотенцем, практически самостоятельно одеваются и раздеваются, вместе со взрослыми накрывают на
стол, убирают на место игрушки.
2. Оценка профессионального мастерства воспитателей.
Воспитатели
знают
комплексы
физминуток,
динамических
пауз,
комплексы
пальчиковых
гимнастик, владеют методикой проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультурных
занятий. В отсутствие инструктора по физкультуре, проводят занятия по физкультуре. Все воспитатели
знают программные задачи и методику работы по разделу «Физическое воспитание». Достаточно грамотно
планируют и организовывают двигательный режим детей в течение дня. Умело руководят формированием
у детей культурно-гигиенических навыков.
Непосредственно образовательная деятельность
во всех группах проводится в соответствие с
требованиями
к
максимальной
нагрузке
на
детей
дошкольного
возраста
в
организованных
формах
обучения. Во время проведения занятий воспитатели групп вовремя замечают признаки утомления детей,
умеют переключить их внимание, проводят физминутки, соответствующие возрасту детей.
Однако не всегда есть контроль со стороны воспитателей за правильностью осанки детей во время
работы за столом. Очень мало и не во всех группах имеется нестандартное оборудование.
Во
всех
группах
ежедневно
проводятся
физкультурно-оздоровительные
мероприятия:
утренняя
гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры на прогулках, игры малой подвижности в группе,
физкультурные занятия, соблюдается режим прогулок.
Во
всех
группах
проводятся
щадящие
формы
закаливания:
хождение
босиком
по
массажным
коврикам, воздушные ванны до и после сна.
Однако выявлены следующие проблемы: слабо организована работа с частоболеющими детьми.
3. Анализ предметно-развивающей среды.
Во всех группах мебель подобрана по росту и размещена с педагогической целесообразностью, что
позволяет стимулировать двигательную активность детей, во всех группах имеется соответствующая её
маркировка.
Во
всех
группах
имеются
физкультурные
уголки,
укомплектованные
атрибутами
для
игр
с
прыжками (скакалки, обручи), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с
песком), имеются ребристые дорожки, массажные коврики для профилактики плоскостопия.
В
группах
созданы
условия
для
гигиенических
процедур:
имеются
поддоны
для
мытья
ног;
полотенца содержаться в порядке, имеется маркировка и списки детей на полотенца.
4. Планирование.
Анализ планов показал:
2 младшая
группа № 1 (воспитатели Емельяненко Н.А., Елистратова М.В.) – планирование
воспитательно-образовательной работы с детьми соответствует требованиям. Прописаны задачи на каждый
месяц,
физкультурно-оздоровительные,
закаливающие
мероприятия,
прогулки.
Нерегулярно
в
индивидуальной работе с детьми планируются мероприятия по здоровьесбережению.
Средняя
группа
№
2
(воспитатели
Арутюнян
А.М.,
Елистратова
М.В.)
–
планирование
воспитательно-образовательной работы с детьми соответствует требованиям. Прописаны задачи на каждый
месяц, физкультурно-оздоровительные, закаливающие мероприятия. Планируется индивидуальная работа с
детьми по здоровьесбережению.
Подготовительная
группа
(воспитатели
Хачатурян
А.М.,
Елистратова
М.В.)
–
планирование
строится в соответствии с темами недели, расписаны режимные моменты. Планируется индивидуальная
работа с детьми по здоровьесбережению.
В
планах воспитательно-образовательной работы всех групп прослеживаются
годовые задачи
детского сада; не достаточно отражена работа с родителями по проблеме здоровьесберегающих методов; не
прослеживается работа с частоболеющими детьми.
5. Анализ психологического комфорта в группах.
Для создания психологического комфорта в детском саду во всех группах созданы условия для
самостоятельно-поисковой,
экспериментальной
деятельности,
имеются
театрально-речевые
зоны,
разнообразный изобразительный материал для воплощения творческих замыслов детей.
Оборудованы зоны отдыха (мягкие диванчики, уголки уединения).
Во
всех
группах
соблюдается
режим
дня,
режим
двигательной
активности.
Соблюдается
рациональное питание.
Благоприятным фактором комфорта в группе является стиль педагогического общения воспитателя
с
детьми.
Наблюдение
за
деятельностью
педагогов
показало,
что
воспитатели
предпочитают
демократический стиль общения – общение на основе дружеского расположения. Большинство педагогов
ДОУ
работают
в
ключе
личностно-ориентированной
модели,
воспринимают
ребёнка
как
равного,
но
другого, со своими проблемами, желаниями, интересами.
6.Работа с родителями.
Во
всех
группах
недостаточно
информации
о
проводимых
в
ДОУ
мероприятиях
по
здоровьесбережению.
Рекомендовано:
1. Во 2 мл группе доработать папку здоровьясбережения, продолжить работу над
самостоятельностью детей, в средней и старшей группах увеличить контроль на прогулках. Всем группам
больше уделить внимания режимным моментам.
2. Воспитателям всех возрастных групп в папку «Здоровьесбережение» внести работу с часто
болеющими детьми, усилить контроль осмотра участка перед прогулкой, оборудовать группы выносным
материалом. В группе «Ягодка» усилить контроль подъема детей после сна.
3.Воспитателям группы ягодка оборудовать группу уголком по физической культуре.
Старший воспитатель _______________О.Н. Ермакова