Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса в ДОО
Автор: Нургаянова Гульнара Разифовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МОАУ СОШ №3 с. Бураево Населённый пункт: с. Бураево муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса в ДОО Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с.Бураево»
муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан
Выступление на семинаре
Тема: « Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками
образовательного процесса в ДОО».
Доклад подготовила:
учитель-логопед
Нургаянова Гульнара Разифовна
от 19 августа 2016 года
Бураево
2016 год
Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива.
Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор
способа общения с ребенком могут встать факторами, запускающими или
отягощающими его речевые проблемы.
Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в ДОО
предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов
детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической
культуре, музыкального руководителя, педагога- психолога. Только
систематическое взаимодействие специалистов ДОО по проблемам
профилактики и коррекции нарушения речи позволяет индивидуализировать
процесс сопровождение ребенка с учетом следующих показателей:
- психологического возраста;
- специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой
симптоматики нарушений;
- особенности образовательных и социальных условий развития конкретного
воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников
ДОО предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой
создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.
К таким условия относятся:
- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как
средство общения и познания;
- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются
функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития:
психомоторные, познавательные, эмоциональные;
- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу
содержания речи;
- систематическое развитие предпосылок речевого развития;
- Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в
общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в
течение занятия, следовать единому замыслу работы, прилагать волевые
усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со
сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль
своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОО к коррекции речи
выступают:
- закрепление речевых навыков;
- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами а развитии
речи;
- повышения качества образовательных достижений воспитанников.
Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями.
Цель: обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и педагогов
ДОО в образовательном процессе.
Задачи:
1)
Выработка единых подходов в образовательном процессе,
обеспечивающих благоприятные условия для развития детей.
2)
Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции.
3)
Оптимизация деятельности воспитателей по профилактики речевых
нарушений.
Направления взаимодействия:
1)
Формирование представлений о фактах риска в речевом развитии,
критериях и условиях благоприятного речевого развития.
2)
Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной
жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников.
3)
Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми,
имеющими речевые нарушения.
В качестве эффективной формы работы может выступить организация
учителем-логопедом мастер-класса для воспитателей с целью обучения
приемам стимулирования речевого развития детей. Воспитатели учатся
использовать систему упражнений по развитию мелкой и крупной моторики,
артикуляционного аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, составленную
учителем-логопедом для профилактических целей.
Из опыта работы.
Провела мастер-класс для воспитателей и специалистов образовательного
процесса ДОО по теме «Игровые приемы в работе учителя-логопеда».
Воспитателям были предложены ряд речевых игр на автоматизацию и
дифференциацию звуков в слогах, словах и предложениях.
В игре моделируются различные ситуации речевого общения. Для
закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого
общения необходима тесная связь в работе логопеда, воспитателя, семьи.
Игра для детей – это сама жизнь. Игры со звуками помогают выработать
чувство языка, умение правильно произносить слова, развивать
фонематический слух, легко усвоить грамматические нормы.
(слайды фотографий мастер-класса).