Особенности восприятия цвета у детей раннего возраста.
Автор: Сабельникова Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ№108 Населённый пункт: г.Мурманск Наименование материала: статья Тема: Особенности восприятия цвета у детей раннего возраста. Раздел: дошкольное образование
Особенности восприятия цвета у детей раннего возраста.
Органы
чувств
новорождённого
начинают
функционировать
с
моменты
рождения. При целенаправленном обучении двухнедельный ребёнок следит
за перемещающимися предметами, в три недели внимательно рассматривает
предметы окружающей обстановки, различает не только контрастные, но и
близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и жёлтый и т.д.
Уже
в
месячном
возрасте
у
ребёнка
можно
зафиксировать
следящие
движения глаз. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать
взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. Из всех изменений,
играющих решающую роль в психическом развитии ребёнка, на первое место
по объективному значению должно быть поставлено основное отношение:
восприятие – движение. Когда ребёнок начинает садиться, то видимый мир
предметов предстаёт перед ним по-новому. Увеличение сферы обозрения
способствует
активизации
познавательной
деятельности,
побуждая
к
действенному освоению мира.
В действиях ребёнка проявляются первые познавательные реакции. Интерес
ребёнка к окружающим вещам и предметам возрастает по мере того, как
развиваются его движения, совершенствуется зрение. В ходе предметных
действий
ребёнок
узнаёт
свойства
и
качества
предметов,
устанавливает
первые
простые
связи
между
ними.
На
первом
году
жизни
благодаря
предметным
действиям
ребёнок
накапливает
собственный
практический
опыт, который не могут заменить никакие беседы, описания или рассказы
взрослого. В конце первого года жизни на основе зрительного восприятия
появляются первые слова ребёнка, которые относятся к предмету.
Г.А. Урунтаева выделила особенности сенсорного развития в младенческом
возрасте:
- складывается акт рассматривания предметов;
- формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и
органа движения;
- устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует
переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки; -
устанавливаются
дифференцированные
взаимосвязи
между
зрительным
восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка
наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих
уровень
развития
восприятия.
Доминирующим
в
сенсорном
развитии
является восприятие предметов . Малыш всё чаще устанавливает взаимосвязь
величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом.
Что
же
касается
цвета,
то,
несмотря
на
свою
эмоциональную
привлекательность,
его
восприятие
наиболее
сложно
с
точки
зрения
осуществления
практических
действий.
Цвет
ребёнком
воспринимается
труднее, поскольку в отличие от формы и величины не оказывает большого
влияния на выполнение действий. Только с 1,6-1,8 мес. детям становятся
доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по
цвету. Выбор предметов может осуществляться из предметов 2-х цветов
(красный
–
жёлтый,
оранжевый
–
зелёный,
жёлтый
–
синий,
белый
–
фиолетовый, жёлтый – чёрный).
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с
овладением
такими
функциями
как
сравнение,
сопоставление.Уровень
сенсорного
развития
таков,
что
у
ребёнка
оказывается
сформированным
умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по
сочетанию свойств . Характерной чертой сенсорного развития, особенно в
период от 1,5 до 2-х лет, является определённость восприятия..
Как указывает Н.Н. Подъякова, наиболее характерны для ребёнка данного
возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов
при выполнении действий с ними . Практический результат ребёнок получает
в результате многократных сравнений величины формы, цвета в процессе
подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.
Особенно ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными
игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократное
сравнение позволяет ребёнку достигнуть практических результатов и в быту
(берёт свою чашку, обувь и т.д.).
Пилюгина
Э.Г.
указывает,
что
первоначальное
сравнение
является
приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их
исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1,9-
1,10 число мерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному
восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о
переходе
внешних
действий
во
внутренний
психический
план.
Ребёнок
может протянуть руки в сторону предметов, которые ему в данный момент не
нужны, но уже их не берёт, а медленно переводит взгляд, сравнивая их с
другими предметами – это и есть сенсорные действия в зрительном плане.
Таким
образом,
идёт
интенсивное
развитие
(развитие
органов
чувств,
накопление
сенсорного
опыта:
знание
цветов,
форм,
величин
и
т.п.);
восприятие является ведущим познавательным процессом.
Сенсорное развитие ребёнка усиливается под воздействием общения со
взрослыми, в речи которых обозначаются эти признаки и свойства. На основе
сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша.
Так в процессе действий с предметами выделяют их отдельные признаки
(цвет, форма, величина), предметы сравнивают между собой и обобщают по
данному признаку наглядно-действенным способом.
Предметный мир – одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная
от пустышки, погремушки, ложки и заканчивая сложнейшими машинами,
космическими аппаратами и т.п. Без их освоения он не может нормально
жить и развиваться. Именно в возрасте до 3-х лет ребёнок начинает усваивать
существующие
в
обществе
способы
употребления
различных
предметов.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки,
свойства,
а
значит,
развивается
и
его
восприятие.
Совершенствование
осязательного
восприятия
осуществляется
вместе
со
зрительным
восприятием
и
развитием
движений
руки,
а
также
таких
психических
функций, как внимание, память, мышление. Основной задачей сенсорного
развития
является
создание
условий
для
формирования
восприятия,
как
начальной ступени познания окружающей действительности.
Специально
созданные
условия
–
в
процессе
проведения
занятий
и
в
повседневной
жизни
–
позволяют
обеспечить
накопление
разнообразных
зрительных,
слуховых,
осязательных
впечатлений,
формировать
элементарные
представления
об
основных
разновидностях
величины
(большой – маленький), формы (круглый, квадратный, овальный и т.п.), цвета
(красный, жёлтый, оранжевый и др.). В результате становится возможным
формирование
умения
выделять
разнообразные
свойства
предметов,
ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п. Взрослому
необходимо развивать умение сравнивать, сопоставлять предметы по одному
из названных признаков (цвет, форма, величина) .
По мнению Л.А. Венгера, своевременное сенсорное воспитание на данном
возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и
быстрой
ориентировки
в
бесконечно
меняющемся
окружении,
эмоциональной
отзывчивости,
способности
воспринимать
красоту
и
гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из
ключевых
способностей
человека,
основ
его
полноценного
развития.
Словарный
запас
весьма
ограничен
и
очень
сильно
отстаёт
от
развития
восприятия, поэтому наряду с "определёнными" словами-названиями форм,
дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия, типа
"такой", "разные", "не такой".
Л.Н. Павлова указывает на то, что к 2 годам ребёнок способен соотносить
разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом
при выборе из 2-4 разновидностей. Имеет элементарные представления об
основных
разновидностях
(пред
эталонах)
величины,
формы,
цвета.
В
различных
цветовых
пятнах
или
элементах
мозаики
узнаёт
характерные
предметы:
оранжевую
мозаику
соотносит
с
морковкой
или
апельсином;
белым цветом обозначает снег, зайца и т.д.
На третьем году жизни познание мира предметов продолжается. Дети могут
более целенаправленно "изучать" их внешние свойства и назначение. Однако,
в этот период, воспринимая предмет, ребёнок, как правило, выделяет только
отдельные признаки, те, которые сразу бросаются в глаза.
На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы
становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства
любых объектов, например, треугольные объекты с крышей, красные – с
помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и её содержание.
Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой,
которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём.
Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие
становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается
ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
На 3-м году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются,
что
связано
с
общим
психофизическим
развитие,
прежде
всего
началом
формирования
новых
видов
деятельности
(игровой,
элементарной
продуктивной и др.). основное место в сенсорном воспитании детей занимает
ознакомление
их
с
общепринятыми
сенсорными
эталонами
цвета
и
способами
их
использования.
Не
зная
теории
и
правил
колорита,
дети
создают
в
своих
работах
выразительные,
иногда
неожиданные
для
себя
колористические решения. Цветовое многообразие порой удивляет, и поэтому
особенно
детей
увлекает
гуашь,
так
как
быстро
написанный
рисунок
гуашевыми
красками
может
быть
с
легкостью
покрыт
новым
слоем.
Комбинируя изобразительные материалы, технику письма, можно добиться
различных
вариантов
в
колорите.
Интересными
могут
быть
работы,
выполненные
гуашевыми
красками
на
цветной
бумаге.
В
связи
с
этим
необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных
представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в процессе специально
организованных
игр-занятий,
так
и
в
повседневной
жизни.
В
процессе
совершенствования
восприятия
(сравнения
и
сопоставления)
ребёнок
начинает узнавать предметы и явления по наиболее характерным признакам и
свойствам .
Итак,
к
трёхлетнему
возрасту
завершается
подготовительный
этап
сенсорного
развития
ребёнка.
Своевременное
начало
деятельности
всех
органов чувств позволит малышу успешно развиваться в дальнейшем.