Напоминание

Дидактические аспекты здоровьесберегающих технологий


Автор: Березина Ирина Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14"
Населённый пункт: город Донской, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические аспекты здоровьесберегающих технологий
Раздел: среднее образование





Назад





ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Сохранение здоровья обучающихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования. Здоровьесбережение стало атрибутом образовательного процесса в школах. Оно проявляется в применении деятельности учителей, медицинских работников, социальных работников, психологов и нацелено на формирование культуры здоровья обучающихся. Специальные педагогические технологии, наиболее часто встречающиеся в обеспечении здоровьесбережения на уроке: 1.
Технология

дифференцированного,
в том числе
индивидуализированного обучения
опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально- психологических, индивидуально–личностных). Её цель оказание психологической и методической помощи обучающимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Таким образом, возникла потребность рекомендовать изменить организацию обучения, при которой школьники, обучающиеся по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
1 группа
– повышение уровня обучения за счет:  усложнения вопросов;  увеличения объёма изучаемого материала, опережающего обучение;  увеличение количества творческих заданий;  увеличения индивидуальной работы с каждым обучающимся.
2 группа
– подготовить обучающихся, полностью усвоивших программу.
3 группа
– довести знания обучающихся до уровня минимальных обязательных за счет:  упрощения вопросов;  уменьшения объема изучаемого материала; увеличения в уроке доли чтения и пересказа;  снижения темпа урока;  увеличения вариативности закрепления и повторения;  увеличения объёма индивидуальной работы. Достоинства применения уровневой дифференциации состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, снимается психологический дискомфорт учеников, родителей, учителей: право выбирать уровень сложности материала позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства. 2.
Технология личностно-ориентированного обучения
предполагает развитиеличностных (социально-значимых) качеств обучающихся посредством учебных предметов. Спектр социально-значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Важно почеркнуть, что личностно-ориентированный подход создаёт оптимальные условия для самовыражения обучащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств. В соответствии с таким подходом роль учителя в образовательном процессе можно
охарактеризовать так: учитель создает условия для формирования личности ученика в учебной деятельности, вовлекает каждого обучающегося в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои усилия, планирует совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных учебных задач, знакомит с путями получения необходимой информации. С целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего развития. 3.
Технология

проблемного

обучения
содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Владение этой технологией помогает педагогу уйти от авторитарного стиля управления на уроке, даёт возможность увлекать, заинтересовать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Всё это говорит о том, что применение технологии ненасильственного обучения способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, использованию приёмов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности. 4.
Технология эффективной речевой деятельности
позволяет управлять речью. Владея этой технологией, учитель способен постоянно отслеживать качество, как своей речи, так и речи учащихся, причем независимо от того, какой предмет он преподает. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат, главным образом, через этикетность речи. В последнее десятилетие в практике преподавания сложилась система нетрадиционных уроков: -интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях, уроки в форме соревнований; -уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование); - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок- презентация); - уроки с использованием фантазии (урок-сказка); - уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача); - уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений(заседание ученого совета, дебаты в парламенте); - уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок- путешествие, гостиная, урок-театр). 5.
Технология рефлексивного обучения
содержит информацию о рефлексии, её сущности, этапах, видах. Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Названная технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.
6 .
Модульное обучение
и его элементы активно используются в практике преподавания предмета. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С. Выготским. Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава. В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя. Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков – модулей, внутри которых учебный материал структуируется в виде учебных элементов.
Модульная технология обеспечивает:
 Исключение стрессовых ситуаций на уроке, что благотворно сказывается на состоянии здоровья обучающихся и повышении интереса к предмету.  Возможность выйти за границы учебника и привлекать в качестве текстов тренировочных упражнений занимательный материал.  Формирование у учащихся навыков самообразования и самоконтроля.  Индивидуальный подход в обучении.  Формирование учебно-познавательных мотивов посредством осознания учащимися учебной задачи.


В раздел образования