Формирование представлений о времени посредством дидактической игры"
Автор: Краева Нина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 83 Населённый пункт: Мурманск Наименование материала: Реферат Тема: Формирование представлений о времени посредством дидактической игры" Раздел: дошкольное образование
Реферат на тему:
« Формирование представлений о времени посредством
дидактической игры
Выполнила: Краева Нина Михайловна
Воспитатель МБДОУ № 83
Г. Мурманск.
Введение.
Умение ориентироваться во времени является необходимостью
современного
человека.
Именно
поэтому
важно
формировать
у
детей
представления
о
времени
уже
в
дошкольном
детстве.
На
возможность
и
необходимость такой работы указывают Т. Д. Рихтерман, Г. А. Урунтаева, Р. Л.
Непомнящая.
Элементарные
представления
о
времени
могут
быть
сформированы уже в младшем дошкольном возрасте. Особое значение данная
проблема
имеет
в
старшем
дошкольном
возрасте
в
связи
с
предстоящим
обучением
в
школе.
Время
становится
для
ребёнка
регулятором
его
деятельности. Он сам должен ориентироваться в отрезках времени различной
протяжённости,
соотносить
свою
деятельность
с
определённым
временем,
обладать чувством времени.
Если у будущего школьника
не сформированы вышеуказанные умения,
он
будет
испытывать
затруднения
при
обучении
в
школе:
не
сможет
укладываться
во
время,
отведённое
для
выполнения
задания,
будет
нерационально
распределять
своё
время
между
учебной
деятельностью
и
игрой.
«Ориентировка во времени жизненно необходима ребёнку, как будущему
члену общества, служит базисом его личностной культуры» - утверждает Р. Л.
Непомнящая.
Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность развиваться,
овладевать различными видами деятельности, познать окружающий мир и, тем
самым,
готовиться
к
школе.
Многие
положительные
качества
возникают
и
развиваются
благодаря
планированию
своей
деятельности
во
времени,
например:
целенаправленность
и
организованность.
Т.
Д.
Рихтерман
утверждает, что для того, чтобы регулировать и планировать свою деятельность
во времени, менять темп и ритм в зависимости
от наличия времени, детям
нужно чувствовать его длительность.
Современное
и адекватное формирование понятий о времени у ребёнка чрезвычайно важно.
В
дошкольном
возрасте,
в
частности,
оно
составляет
необходимую
предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а
также
условие,
обеспечивающее
познавательную
деятельность
в
целом.
Глава 1. Время и
особенности восприятия его детьми дошкольного возраста. Материальной
основой
формирования
понятий
о
времени
является
различение.
Только
в
результате приобретённого опыта по различению смены дня и ночи, времён
года, последовательности ритмических движений, по мнению В. М. Бехтерева,
стало возможным определение времени человеком.
Исключительную
роль
играет
слово.
Именно,
благодаря
овладению
речью
и
счётом,
возможно
возникновение
такого
продукта
общественной
практики,
как
обобщение
понятий
о
времени.
Ориентировка
человека
во
времени
формируется
и
с о в е р ш е н с т в у е т с я
в
н е р а з р ы в н о й
с в я з и
с
д е я т е л ь н о с т ь ю .
Значительные
затруднения
дети
испытывают
при
определении
времени.
А.
М.
Леушина,
отмечая
низкий
уровень
знаний
о
времени,
пишет,
что
это
происходит
потому,
что
эпизодические
занятия,
1
проводимые
с
детьми
преимущественно
словесным
методом,
несут
часто
формальный
характер:
они
не
формируют
понятия
о
его
текучести.
Основными причинами несформированности временных
представлений, как отмечают исследователи, являются: объективные - время
не имеет наглядных средств,
с ним нельзя совершать действия, а ребёнок
мыслит
образами;
для
восприятия
времени
у
человека
нет
анализаторов;
субъективность
восприятия
времени,
как
основной
признак,
как
бы
противоречит
объективности
существования
времени;
восприятие
времени
самой природой. К субъективным причинам следует отнести недостаточный
жизненный опыт ребёнка, особенности его мышления, а также недооценка
времени окружающими взрослыми.
У дошкольников на первый план выступают эмоционально более
сильные раздражители, тормозя остальные. Последовательность расположения
эпизодов может определяться не временной последовательностью явлений, а их
эмоциональной
значимостью
для
ребёнка.
В
дальнейшем
эмоциональная
значимость
заменяется
постепенно
смысловой
значимостью.
Временную
последовательность ряда звеньев ребёнок может постигнуть тогда, когда он
будет
практически
действовать
с
предложенными
для
упорядочивания
звеньями.
Факторы, на основе которых формируется чувство времени :
значение временных эталонов. Ребёнок должен знать меры времени на часах;
переживание
–
чувствование
детьми
длительности
временных
интервалов;
развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов на основе
чувства времени.
Таким образом, время воспринимается ребёнком опосредованно,
через
конкретизацию
временных
единиц
и
отношений
в
постоянно
повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Поэтому детей надо знакомить
с
такими
интервалами
времени,
которыми
можно
измерять
и
определять
длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных
видов деятельности.
Глава 2.Роль
дидактической игры в детском саду, её особенности .
Дидактическая
игра
–
один
из
основных
методов
работы
с
детьми
дошкольного
возраста.
Проблемой
использования
дидактических
игр
в
обучении дошкольников занимались такие учёные, как В. Н. Аванесова, Е. Л.
Агеева, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. П. Усова, Е. О.
Смирнова и другие.
Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения
детей
дошкольного
возраста,
способ
познания
окружающего.
«Программа
воспитания
в
детском
саду»
предъявляет
к
дидактическим
играм
большие
требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель
осуществляет
сенсорное
воспитание
детей,
развивает
познавательные
процессы.
Он
использует
игру
как
средство
развития
мышления,
речи,
воображения,
памяти,
расширения
и
закрепления
представлений
об
окружающей жизни». Игра стала одним из средств закрепления, уточнения и
2
расширения
тех
знаний,
которые
дети
получают
в
познавательной
деятельности.
В
теории
и
практике
дошкольного
воспитания
существует
следующая
классификация дидактических
игр : с игрушками и предметами, настольно –
печатные,
словесные.
Характерные
особенности
дидактических
игр
заключаются
в
том,
что
они
создаются
взрослыми
с
целью
обучения
и
воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются
играми.
Каждая
дидактическая
игра
включает
в
себя
несколько
элементов ,
а
именно:
дидактическую
задачу,
содержание,
правила
и
игровые
действия.
Основным
элементом дидактической игры является дидактическая задача .
Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены
этой
задаче
и
обеспечивают
её
выполнение.
Дидактические
задачи
разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим, развитие речи,
закрепление элементарных математических представлений.
Большая
роль
в
дидактической
игре
принадлежит
правилам.
Они
определяют, что и как в игре должен делать каждый ребёнок, указывают путь к
достижению
цели.
Правила
помогают
развивать
у
детей
способности
торможения.
Немаловажная роль принадлежит и игровому действию – это проявление
активности детей в игровых целях. В дидактической игре детей интересует,
прежде
всего,
игровое
действие.
Оно
стимулирует
активность,
вызывает
чувство
удовлетворения.
Дидактическая
задача,
завуалированная
в
игровую
форму, решается ребёнком более успешно. Незаметно для себя
,
без
особого
напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. В играх для детей
младшего дошкольного возраста игровые действия просты. Для детей среднего
и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные
взаимоотношения между участниками игры.
Дидактическая игра способствует формированию у детей
психических качеств, художественному воспитанию. В процессе дидактических
игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные
обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая
деятельность.
Глава
3.
Формирование
представлений
о
времени
посредством
дидактических
игр. В дошкольном возрасте дети способны к восприятию
одного
из
самых
сложных
сенсорных
эталонов
-
времени.
Для
детей
дошкольного возраста характерно наглядно – действенное мышление. Именно
поэтому при восприятии времени дети нуждаются в опоре на наглядность, в
преподнесении материала в занимательной форме. Ориентировка во времени
совершенствуется на всём протяжении дошкольного детства.
Ряд авторов посвятили свои исследования использованию дидактических игр в
формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста.
3
Цель дидактических игр : помочь научиться самостоятельно ориентироваться
во времени – определять, измерять, чувствовать его длительность, менять ритм
и темп своих действий в зависимости от времени.
Задачи .
Формировать
понятия
о
частях
суток
на
основе
связи
различных
временных отрезков с характером деятельности людей.
Учить различать понятия « вчера, сегодня, завтра» и правильно обозначать их в
речи.
Развивать умение связывать название каждого дня недели с его порядковым
номером.
Формировать умение оценивать временные интервалы, выраженные в месяцах
и
временах
года,
понимая
их
периодичность,
сменяемость,
необратимость.
Учить определять время по часам.
Процесс
формирования
временных
представлений
у
дошкольников
начинается
с
ознакомления
с
частями
суток .
Время
ребёнком
воспринимается
опосредованно,
по
каким
–
либо
конкретным
признакам.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их
собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток
конкретными
существенными
признаками
детской
деятельности.
При
ознакомлении с трудом взрослых, важно показать, в какое время суток они
работают.
Уточнить,
что,
когда,
и
в
какой
последовательности
дети
и
окружающие их взрослые делают в течение дня. Полученные знания дети могут
использовать в дидактических играх: « День – ночь», «Кто работает днём?»,
«Путешествие днём», «Наш день», « Утро, день, вечер, ночь», « Что увидело
солнышко утром?», «Путешествие солнышка по сказкам», « Кто когда спит?», «
Когда
это
бывает?»
и
другие.
Привлечение
сказочных
героев
в
игру,
использование ярких иллюстраций, помогает разнообразить игровые действия и
достичь
нужного
результата.
Также
в
играх
можно
использовать
художественное слово, аудиозаписи. В играх уточняется и обобщается понятие
«Сутки», «Части суток». Формируется понимание смены суток, которое служит
основой для ознакомления со знанием других эталонов.
Особые затруднения дети испытывают при усвоении переходного времени.
Событие, которое было сегодня, завтра, становится тем временем, которое уже
называется
словом
вчера.
Для
закрепления
этих
понятий
используются
дидактические игры: « Вчера, сегодня, завтра», «Цыплята заблудились», « Что
было, есть и будет» и другие. Создание проблемных ситуаций в играх, делает
сюжет
увлекательным
и
побуждает
к
выполнению
задачи.
Использование
картинок
позволяет
вернуться
к
содержанию
игры
неоднократно.
Умение определять дату по календарю формируется постепенно . Этому
способствует
и
проведение
разных
дидактических
игр
с
карточками,
сенсорными
эталонами
с
целью
закрепления
знаний
детей
о
порядке
следования дней недели. Это игры: « Улица: «Неделя», « Неделя, стройся!»,
«Помогите гусенице», «Семь волшебных человечков», « Случай в волшебной
стране», «Незнайкина неделя», «Цветик – семицветик», «Муха – чистюха»,
«Живая неделя» и другие. Яркая наглядность дидактических
игр позволяет
4
привлечь внимание детей, заинтересовать в выполнении задачи. В некоторых
играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Игровые
действия, представляющие своеобразное соревнование, встречается в настольно
- печатных играх. Например, в игре « Найди соседей» у каждого ребёнка 7
карточек – дней недели. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на
верхней стороне кубика, кладётся в основу игры. Ведущий предлагает найти
этому дню недели «соседей». При ознакомлении с временами года, хорошо
использовать игры
– путешествия
в
различные
отрезки
времени.
Дидактические игры на ознакомление с временами года: « В какое время года
деревья надевают такой наряд?», « Что сначала, что потом?», « Домики времён
года», «Сравни» и другие.
К дидактическим играм Р.Л.Непомнящая относит и подвижные
игры, в которых слова – названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов
могут
служить
сигналом
к
определённому
действию.
Игры
и
упражнения
можно проводить с мячом: « Лови, бросай, дни недели называй!». « Я начну, а
ты
продолжи»
и
другие.
В
подобных
играх
дети
учатся
устанавливать
временную последовательность с разных точек отсчёта. Дети могут выполнять
роли дней недели, месяцев, часов в играх: « Найди соседей», « Найди свой
день»,
«Продолжай»,
«
Какой
день
потерялся?»,
«
Чья
неделя
быстрее
соберётся».
Важной
задачей
является
знакомство
детей
с
часами.
Дидактические игры: « Который час?», «Часы гнома Тик – Так», « какое время»
помогут научиться определять время по часам.
Рекомендации.
При
формировании
представлений
о
времени
со
старшими
детьми
целесообразно
использовать
дидактические
игры,
так
как
игра
является
ведущим видом деятельности дошкольника.
При
проведении
дидактических
игр
необходимо
учитывать
общие
рекомендации к дидактической игре:
если игра имеет оборудование, то его целесообразно рассмотреть до игры:
чтобы
игра
заинтересовала
детей,
можно
на
глазах
у
детей
внимательно
рассматривать её, читать правила вслух;
не спешите сразу играть, познакомьтесь с оборудованием, но скажите, что
сегодня
вы
не
успеете
поиграть,
на
следующий
день
познакомьтесь
с
правилами;
если заметили, что интерес к игре ослабевает, уберите из поля зрения игру на
несколько дней;
если привлекать детей к оценке действий в игре, к исправлению ошибок детей,
это будет способствовать уточнению и закреплению, полученных знаний;
5
в дидактических играх, связанных с формированием представлений о времени,
обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний,
а также является организатором;
очень важно, чтобы кроме знаний, ребёнок получил удовольствие от игры.
6