Напоминание

урок музыки в 6 класе


Автор: Ермакова Светлана Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1 г. Инта"
Населённый пункт: Республика Коми город Инта
Наименование материала: методическая разраотка
Тема: урок музыки в 6 класе
Раздел: среднее образование





Назад






Урок в 6 классе по теме: « Стили барокко и рококо». Добрый день! Наш разговор сегодня хотела бы начать с описания одного из понятий в искусстве. Но! Давайте договоримся, как только вы поймете, о каком именно понятии идет речь, не стесняйтесь, приостанавливайте меня своими ответами, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Доска. На доске карточка с вопросительным знаком. Итак, это понятие имеет довольно-таки большую и занятную биографию и пришло к нам из Греции. Так, когда-то древние греки называли палочки, которыми писали на покрытых воском дощечках. Тупым концом палочки люди могли стирать написанное, отрабатывая, таким образом хороший почерк. В современном языке это понятие стало означать систему (совокупность) образов, тем, жанров, выразительных приемов характерных или для конкретного автора, или для целой эпохи. Доска. Вместо карточки с вопросительным знаком после ответа учеников появляется карточка со словом
стиль.
Скажите, а какие стили в искусстве вам уже известны? Доска. В процессе ответов детей на доске появляются карточки с названием стилей: немецкое барокко, итальянское барокко, рококо, классицизм. Замечательно, и теперь я прошу вас обратить внимание на карточки, лежащие на столах. -Что у тебя? (учитель просит ребят зачитать содержание карточек). Сдается мне что, каждая карточка содержит информацию об одном из перечисленных стилей. И мне не терпится предложить в а м , воспользовавшись карточками, выстроить ассоциативный ряд по каждому из стилей. Но для этого вам нужно будет образовать новые группы. Здесь я
попрошу разместиться всех тех, чьи карточки причастны к стилю итальянского барокко (на стол выставляется табличка: итальянское барокко). За столом у окна пусть займут свои места все те, чьи карточки содержат информацию стиле немецкое барокко. (выставляется табличка: немецкое барокко). Самый дальний от нас стол предназначен для стиля рококо (на стол выставляется табличка: рококо). Со стилем классицизм мы только начали знакомиться, поэтому сегодня о нем нам еще рано говорить. (дети занимают указанные места, поделившись на группы). Ну а теперь давайте посмотрим, все ли правильно заняли свои места, а делать мы это будем следующим образом: вашему вниманию предлагается ряд музыкальных фрагментов. Из всего музыкального потока, путем стилистического анализа, выберете тот музыкальный фрагмент, который на данный момент соответствует вашему стилю. Группа, считающая, что данный музыкальный пример относится к ее стилю, поднимает карточки и, используя записи в них, объясняет свой выбор. Детям предлагается слушанье следующих музыкальных фрагментов: А. Вивальди цикл «Времена года». «Зима». И.С. Бах «Органная прелюдия». Ф.Куперен «Чаровница». Ф.Шопен «Революционный этюд». А.Каччини «Аве Мария» Ваши ответы достойны высокой похвалы, так как демонстрируют глубокие знания музыкального искусства 17 века в Европе. И теперь я смело могу предложить вам поучаствовать, на мой взгляд, в очень интересном
проекте.
Представьте себе, что один из музеев планирует открыть художественную выставку искусства 17 века и обращается к нам за помощью музыкального оформления каждого из залов на выставке. Зала искусства немецкого барокко. Зала искусства итальянского барокко. Зала искусства французского рококо.
Нам, используя великую силу музыки, необходимо помочь организаторам выставки воссоздать дух той эпохи, помочь посетителям заглянуть в прошлое. На ваших столах находятся папки с репродукциями выставочных работ. Но вот беда! Репродукции случайно перемешались и теперь не понятно, какая репродукция, из какого зала. Знаю, что на уроках живописи с вы знакомились с особенностями живописи и архитектуры искусства 17 века в Европе, поэтому предлагаю каждой группе выбрать по одной репродукции в соответствии со стилем на вашем столе. (Представители немецкого барокко - выбирают себе репродукции в стиле немецкого барокко. Представители французского - рококо выбирают себе репродукции в стиле рококо. Представители итальянского барокко - выбирают репродукции в стиле итальянского барокко). Прослушивание 3 музыкальных фрагментов. Защищать свой музыкальный проект группа может коллективно, а может выбрать одного представителя. Защита проекта: На экране проецируется репродукция, звучит музыкальный пример, а отвечающий комментирует свой проект). Далее (Звучит фрагмент из музыкальной сказки « Бременские музыканты» композитора Ф.Гладкова.) Дети предполагают, что это стиль рококо. Почему вы так считаете? Дети объясняют выбор звучанием клавесина, легким характером музыки, обилием украшений. Как вы думаете, в какое время был написан этот музыкальный пример? Дети предполагают 20 век. Как же быть? 20 век и стиль рококо, насколько я помню рококо это 17 век. Дети затрудняются ответить на этот вопрос.
Насколько я знаю для стиля рококо характерно инструментальное исполнение, а в данном фрагменте звучит голос человека в сопровождении клавесина. Дело в том, что с давних пор в искусстве рядом с понятием стиль стоит и другое понятие стилизация - подражание тому или иному стилю. На доске учитель рядом с карточкой стиль вывешивает карточку стилизация. Как вы думаете, зачем Ф.Гладков обратился в своей сказке к с т и л и з а ц и и р о к о к о ? Дети предполагают для того чтобы создать атмосферу того времени. А вот еще один пример стилизации музыкального произведения. Послушайте. Слышали ли вы его раньше? (Звучит « Шторм» Ванессы Мей). Дети дают ответ, что прозвучал цикл «Времена Года» часть Зима композитора А. Вивальди. Насколько мне известно, А. Вивальди творил в 17 веке? Соответствует ли услышанное вами произведение 17 веку? Дети отвечают нет т.к. звучали современные инструменты. Как вы думаете, почему современный композитор-исполнитель обращается к музыке прошлого, используя при этом современный язык? Дети дают ответ, что людям свойственно идеализировать прошлое. Совершенно верно, для Ванессы Мей музыка Антонио Вивальди это идеал, но проговаривает она этот идеал при помощи современных инструментов, и здесь мы имеем право говорить о стилизации. Сегодня на уроке мы с вами тоже занимаемся стилизацией. Скажите, наша деятельность ближе к стилизации Ф.Гладкова или В. Мей. (На экране проецируется репродукция, звучит музыкальный пример, а отвечающий комментирует свой проект). Наш урок подходит к концу. Урок, ключевым словом которого являлся ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СТИЛЬ. Ребята, скажите, а зачем мы вообще изучаем стили? Все эти барокко, рококо? Неужели нельзя просто слушать хорошую музыку, читать интересную книгу, наслаждаться картиной? Дети дают ответ: можно, но……………Спешу с вами полностью согласиться и благодарю за творческий подход к сегодняшнему разговору.


В раздел образования