Напоминание

РП ПМ 01 МДК.01.01 Дизайн-проектирование


Автор: Ерошина Галина Федоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: 1 МОК
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РП ПМ 01 МДК.01.01 Дизайн-проектирование
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Первый Московский Образовательный Комплекс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01

54.02.01 Дизайн (по отраслям) в промышленности

вид экономической деятельности: Моделирование ювелирных

изделий

Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских)

проектов промышленной индустрии, предметно-пространственных

комплексов.

Раздел 1. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с

учетом современных тенденций в области дизайна. Проводить пред

проектный анализ.

МДК.01.01 Дизайн-проектирование (композиция, макетирование,

современные концепции в искусстве)


Составитель: Ерошина Г.Ф.– преподаватель 1 Категории


Москва

2016 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МОДУЛЯ
стр . 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
18
5. К О Н Т Р О Л Ь

И

О Ц Е Н К А

Р Е З УЛ Ь Т А Т О В

О С В О Е Н И Я

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МОДУЛЯ

(ВИДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
20 2

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01

Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов

промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов.

1.1. Область применения программы
Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО
54.02.01 Дизайн (по отраслям) в

промышленности
(базовой подготовки) в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД):
проектно-творческой,

исполнительно-технологической, организационно-управленческой
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн- проектов. ПК 1.2. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна. ПК 1.3. Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта. ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта. ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов. Рабочая программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области дизайна музейных и выставочных экспозиций при наличии среднего (полного) общего образования .
1.2.

Цели

и

задачи

модуля



требования

к

результатам

освоения

модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт :
- разработки дизайнерских проектов;
уметь:
- проводить проектный анализ; - разрабатывать концепцию проекта; - выбирать графические средства в соответствии с тематикой и задачами проекта; - выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта; - реализовывать творческие идеи в макете; 3
- создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования; - использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для создания новых форм; - создавать цветовое единство в композиции по законам колористики; - производить расчеты основных технико-экономических показателей проектирования;
знать:
- теоретические основы композиционного построения в графическом и объемно-пространственном дизайне; - законы формообразования; - систематизирующие методы формообразования (модульность и комбинаторику); - преобразующие методы формообразования (стилизацию и трансформацию); - законы создания цветовой гармонии; - технологию изготовления изделий; - принципы и методы эргономики.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение МДК.01.01 Дизайн-

проектирование (композиция, макетирование, современные концепции в

искусстве)
всего –
616
часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося –
616
часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –
411
часов; самостоятельной работы обучающегося –
205
часов; учебной (72) и производственной практики (108) –
180
часов. КУРСОВАЯ РАБОТА -
30
часов. 4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ( В П Д )
Разработка

художественно-конструкторских

(дизайнерских)

проектов

промышленной

индустрии,

предметно-пространственных

комплексов
, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код

Наименование результата обучения
1 2 ПК 1.1 Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. ПК 1.2 Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна. ПК 1.3 Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта. ПК 1.4 Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта. ПК 1.5 Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 5
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. 6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ .01

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональн

ых компетенций

Наименования разделов

профессионального модуля

*

Всего

часов

Объем времени, отведенный на освоение

междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная

учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная

работа обучающегося

Учебная,
часов
Производствен

ная

(по профилю

специальности

)
,** часов
Всего,
часов
в т.ч.

лаборато

рные

работы

и

практич

еские

занятия,
часов
в т.ч.,

курсовая

работа

(проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч.,

курсовая

работа

(проект),
часов
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение

2

2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.2

Раздел 1. Осуществлять

процесс дизайнерского

проектирования с учетом

современных тенденций в

области дизайна. Проводить

пред проектный анализ .

616

411

294

30

205

72

ПК 1.4-1.5

Раздел 2.Выполнение эскизов

с использованием различных

графических средств и

разработка колористического

решения дизайн-проекта

251

167

124

84

ПК 1.3

Раздел 3. Произведение

расчетов технико-

экономического обоснования

проекта

99

66

33
*

ОК 1-9

ПК 1.1-1.2, 1.4-

1.5

Раздел 4. Проектирование

художественных изделий из

металла

381

254

88

127

Производственная практика,

(по профилю специальности)
, часов -
108

всего

1347

898

506

30

449

72

108

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 01

Наименование разделов

профессионального модуля

(ПМ),

междисциплинарных

курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем

часов

Уровень

освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Проведение пред проектного анализа и осуществление процесса дизайнерского

проектирования

411

МДК 01.01 Дизайн – проектирование (композиция, макетирование, современные

концепции в искусстве)

411

(117

+

294)

Введение
Цели и задачи модуля «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной индустрии, предметно-пространственных комплексов», его роль в формировании у студентов профессиональных компетенций. Краткая характеристика основных разделов модуля. Порядок и форма проведения занятий, использование основной и дополн6ительной литературы. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении модуля.
2
2
Тема1.

Принципы

проектирования объектов

Содержание учебного материала:

15
2
2
Анализ основных направлений стилевого решения промышленных изделий различных исторических эпох
3
Проблемы развития материальной культуры в эстетике рубежа XIX – XX веков

дизайна в различных

художественных системах

4
Проектно-художественные позиции дизайнера в предметном мире
5
Истоки модернистского проектного сознания.
6
Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности и его социальная функция.
7,5
Научно-техническое и художественное начало в дизайне, его эстетические принципы.
Тема1.1.
Изобразительные средства композиции/ Линейно-пятновая графика
Лабораторно-практические работы

30

Практическое занятие 1.
Графические ассоциации природных явлений (вкусовые, слуховые и пр. ассоциации.) 2
Практическое занятие 2.
Линия как средство выразительности.. Выявление формы при помощи линии. Упражнения на заданную тему. 6-8 вариантов. 4 2
Практическое занятие 3.
Пятно как средство выразительности. Упражнения на заданную тему. 6-8 вариантов. 4 2
Практическое занятие 4.
Отрисовка группы натурных объектов (натюрморт) 4 3
Практическое занятие 5.
Графика композиции из натурных объектов посредством линии . 6 2
Практическое занятие 6.
Графика композиции из натурных объектов посредством пятна. 6 2
Контрольная работа
4 3
Итого:
45
Тема1.

Принципы

проектирования объектов

дизайна в различных

Содержание учебного материала:

22
2
1
Сущность и процесс художественного проектирования в графическом дизайне 2 2
2
Виды и структура художественного проектирования 2 2

художественных системах

3
Феномен графического дизайна 2 2
4
Закономерности формообразования в графическом дизайне 2 2
5
Дизайн как средство массовой коммуникации 2 2
6
Образно-знаковая концепция объекта. Вещь как знак 2 2
7
Принципы тектонического формообразования 2 2
8
Конструктивное и пластическое строение бионических форм в дизайне 2 2
9
Формирование и развитие композиционного замысла 2 2
10
Формализация (обобщение, укрупнение значимых элементов). 2 2
11
Концепция в дизайне 2 2
Тема 1.2.
Основы стилизации




Лабораторно-практические работы
35 3
Практическое занятие 7.
Создать художественно-композиционную структуру иконического знака через стилизацию доминирующего свойства объекта-прототипа (образ животного.) Выбор объекта, зарисовки, знакомство с аналогами. 3 3
Практическое занятие 8.

Построение иконического знака
Поиск базовой структурной схемы. Эскизы вариантов (не менее 3-5ти) Выделение и формализация свойств. Эскизный поиск. Совмещение, перенос и структурная активация. Трансформация. Эскизный поиск. Линейно-пятновая графика окончательного решения. 10 4 3 3
Практическое занятие 9.

Построение знака-индекса.
Построения на базе простейших геометрических форм. Структурирование на значимые составляющие элементы (не менее 3-5ти) Эскизный поиск Совмещение, перенос и структурная активация. Трансформация. Эскизный поиск Знак с доминированием геометрической пластики. Знак с доминированием скульптурной пластики. Линейно-пятновая графика окончательного решения. 16 3
Зачет

2

Итого:

57


Тема 1.3.

Плоскостная композиция.

Композиционные

преобразования

плоскости.

Содержание учебного материала:
12 2
1
Проектно-художественные позиции дизайнера в предметном мире 2 2
2
Истоки модернистского проектного сознания. 2 2
3
Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности и его социальная функция. 2 2
4
Формализация (обобщение, укрупнение значимых элементов). 2 2
5
Научно-техническое и художественное начало в дизайне, его эстетические принципы. 2 2
6
Проектно-художественные позиции дизайнера в предметном мире 2 2
Лабораторно-практические работы
48
Практическое занятие 10.
Трансформация плоскости в рельеф. 4 2
Практическое занятие 11.
Членение фронтальной поверхности прямолинейным геометрическим орнаментом. Членение фронтальной поверхности криволинейным орнаментом. Создать орнаментальную композицию 6 3
Практическое занятие 12.
Ритмическая организация плоскости. Получить композиционный образ направленного ритма. 6 3
Практическое занятие 13.
Организовать встречные ритмические ряды на основе найденной композиции, задав внутри второго слоя иной ритмический строй, контрастный по своим связям с первым. 6 2
Практическое занятие 14.
Композиционные состояния. Организация плоскости подобными элементами: «замкнутое — открытое», «сгущение — разрежение», «статика — динамика» 4 2
Практическое занятие 15.
Организация плоскости двумя слоями подобий, контрастных между собой с использованием цветовых и тоновых контрастов. Доминирование в ряду подобий. 4 2
Практическое занятие 16.
Симметричная и асимметричная организация плоскости - динамичное и статичное членение плоскости. 4 2
Практическое занятие 17.
Построение замкнутой и открытой композиционной фразы - сгущение и разрежение элементов. 4 3

Практическое занятие 18.
Иллюзия. Зрительное увеличение или уменьшение поверхности. 4 3
Контрольная работа
Деформация поверхности регулярной сеткой. 4 3
Итого:

48
6 семестр
Тема 1.4.

Объемно-

пространственная

композиция

Содержание учебного материала:

22

1
Фронтально-пространственная композиция. Еѐ отличие от других видов. Применение в художественном проектировании и практике, применение из фактурных или рельефных плоскостей. Виды фронтальной композиции. Приемы и средства построения. 2
2
Условия построения фронтально-пространственной композиции. Конфигурация форм, ритмическое построение, графическо-пластическая моделировка. Основные принципы выявления фронтальной поверхности. Силуэт, пластика, членение поверхности, характер поверхности в плане, положение плоскости по отношению к зрителю. 2
3
Объемно-пространственная композиция. Характеристика трѐх координатных направлений, пластических свойств элементов. Восприятие композиции с разных сторон. Выявление общего вида, расположения, характера, сочетаний в пространстве пластических форм. 2
4
Основные принципы выявления характера объемной формы. Приемы и средства построения. Этапы соответствующие реальному процессу проектирования. Соотношение сторон, положение в пространстве главной оси формы, простое или сложное очертание формы в плане. 2
5
Значение и признаки художественных свойств глубинного пространства в композиции. Характеристика открытого и замкнутого пространства. Доминирование высоты над шириной и глубиной пространственной композиции. Значение основных координатных параметров. 2
Основные композиционные средства построения глубинно-пространственной композиции. Выделение глубины.
6
Основы формообразования Формы и их элементы. 2
7
Форма –как искусство внутренней конструкции и внешней поверхности предмета 2
8
Характеристики формы: размеры, геометрический вид, текстура, фактура, цвет, светотень. Объемная, плоскостная, линейная форма. 2
9
Конструкция формы. Зависимость формы от функции предметов. 2
10
Композиционно-образное моделирование природных объектов, явлений процессов.
11
Бионика. 2
Лабораторно-практические работы

83

Практическое занятие 19.
Выполнение в макете простых (правильных) геометрических фигур - куб, призма, цилиндр.
4

Практическое занятие 20.
Пластическая разработка поверхности куба
4

Практическое занятие 21.
Модульный куб – объемные композиции на основе модульного куба
4

Практическое занятие 22.
Правильные многогранники (призмы, пирамиды)
4

Практическое занятие 23.
Тела вращения (цилиндр, конус)
4

Практическое занятие 24.
Выполнение трёх видов композиции (фронтальной, объёмной, глубинно- пространственной) из одинакового набора простых геометрических тел.
8

Практическое занятие 25.
Формирование объема шара с помощью взаимно перпендикулярно секущих плоскостей 4 2
Практическое занятие 26.
Модели сложных тел вращения (конус, ваза, балясина) методом секущих плоскостей 6 2
Практическое занятие 27.
Фронтальная композиция из простых геометрических элементов. Рельеф. Соединение объемов. 4 2

Практическое занятие 28.

Трансформируемые поверхности.
Перспективный портал (тоннель) – глубинно-пространственная композиция. Кулисные поверхности Буквы трансформируемые из плоскости 8 2
Практическое занятие 29.
Шрифтовая композиция из объемных элементов. 10 3
Практическое занятие 30.
Пространственная композиция на основе пропорционирования и модульного членения. Задача – создать в объеме образ стилизованного механизма, например, «телескоп» (форма – образ). 12
Практическое занятие 31.
Реализация формы через абстрактный образ – «динамика, резкость, острота опасного», « Равновесие тяжести. Пластика камня. Грубая грация (медведь)», « «Сгусток плотности в хрустальной утонченности (ёж) 12
Практическое занятие 32.

Универсальный объемный модуль –
фрагмент конструкции, оболочки. На основе модуля создаются фрагменты пространственных структур. Модульная структура может иметь различное назначение – элементы конструкции, оболочки и др. 8
Практическое занятие 33.

Функциональный метод – от функции к форме
В упражнении схематично отрабатывается функциональный метод проектирования «от функции к форме». Задача – передать в объеме образ действия – создание формы под воздействием внешней динамической силы. 8
Зачет
4 3
Итого:

105



Тема 1.5.
Методы художественного проектирования в системе «комплект». Разработка комплексов (комплектов)
Содержание учебного материала:

12

1
Взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством. Соответствие формы предмета его назначению. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Формообразование на основе компьютерных технологий. 2
2
Гармоничное соотношение частей и целого, композиционная целостность. 2 3
3
Эргономика в дизайн-проектированиии. 2 3
4
Проектная разработка и ее графического оформления для группы товаров 2 3

5
Изучение закономерностей сложного пластического формообразования промышленных изделий. Художественно-конструкторский анализ приборов и механизмов со сложной пластической формой и сложной объемно-пространственной структурой. 2
6
Методы и этапы дизайн-проектирования 2
Лабораторно-практические работы

76
3
Практическое занятие 34.
Трансформация природной формы в форму объекта дизайна: -выполнение зарисовок биоформы и разработка эскизов объекта дизайна на их основе; -создание пространственных комплексов, объемных форм и др. из пластичных материалов на основе биоформы;
20

Практическое занятие 35.
Выполнение клаузуры простейшего по форме и конструкции бытового предмета в графике и в макете,
10

Практическое занятие 36.
Выполнение проекта несложного подвижного механизма или транспортного устройства (светильник, мясорубка, велосипед и др.) Плоскостные и пространственные структуры композиции из геометрических фигур и тел. Графика и макет. 16 Проектная разработка картонной упаковки и ее графического оформления для группы товаров, требующих противоударной защиты (напр. яйца, электр. лампочки, елочные игрушки, ампулы и т.д.). Маркетинговые исследования упаковок, представленных на рынке. Определение формы и габаритных размеров упаковки. Разработка конструкции упаковки, куда входят выбор клеевых соединений, замковых затворов, конструкций дна, крышки и т. д. Разработка чертежа развертки упаковки Разработка графического дизайна упаковки Изготовление опытного образца упаковки 20
Практическое занятие 36.
Семинарские занятия по проблемам современного искусства
Зачет

10

Итого:
88
Тема 1.6.

Этапы дизайн-

проектирования
56
Содержание учебного материала:
1 Концептуальные предложения и техническое задание. Функциональные схемы.
6

2 Эскизная проработка. Макеты и чертежи. 3 Рабочий проект. Авторский надзор.
Лабораторно-практические работы

Практическое занятие 37.
Проект комплекта набора промышленных изделий (набор посуды из керамики, пластмассы, наборы емкостей и др.). Техническое задание Тематическая композиция на плоскости с простейшим видом прямой передачи информации через изображение внешнего вида в композиционном единстве с письменным текстом. Эргономические схемы анализа работы механизма в различных ситуациях. Макет из бумаги Художественно-конструкторские чертежи с покраской.
20

курсовая работа
Разработка эскизов объектов дизайна и пространственных комплексов т.п. Разработка эскизных проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов с различными концептуальными и технологическими задачами. Работа с творческими источниками дизайна.
30

Итого:
56
Форма итогового контроля изучения МДК 01.01. (квалификационный экзамен)

Самостоятельная работа студента
 Анализ учебной и научной литературы, публикаций по темам раздела, работа с информационно-поисковыми системами сети «Интернет»  Подбор иллюстративного материала для выполнения практических работ;  выполнение копий и зарисовок;  посещение выставок, музеев с подготовкой фотоотчетов и презентаций;  изучение видеоматериалов в сети Интернет;  разработка эскизов плоскостных композиций;  написание эссе на темы современного искусства;  работа над курсовым проектом (работой).
Примерная тематика курсовой работы:
 Разработка эскизов объектов дизайна и пространственных комплексов т.п.
203

 Разработка эскизных проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов с различными концептуальными и технологическими задачами.


В раздел образования