1.1. Область применения программы
Рабочая программа является частью основной профессиональной
образовательной программы по специальности СПО в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в
промышленности (базовой подготовки) в части освоения основных видов
профессиональной деятельности (ВПД): проектно-творческой,
исполнительно-технологической, организационно-управленческой и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-
проектов.
ПК 1.2. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с
учетом современных тенденций в области дизайна.
ПК 1.3. Производить расчеты технико-экономического обоснования
предлагаемого проекта.
ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.
ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических
средств и приемов.
Рабочая программа профессионального модуля может быть
использованав дополнительном профессиональном образовании и
профессиональной подготовке работников в области дизайна музейных и
выставочных экспозиций при наличии среднего (полного) общего
образования
.
1.2.
Цели
и
задачи
модуля
–
требования
к
результатам
освоения
модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной
деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт :
- разработки дизайнерских проектов;
уметь:
- проводить проектный анализ;
- разрабатывать концепцию проекта;
- выбирать графические средства в соответствии с тематикой и задачами
проекта;
- выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта;
- реализовывать творческие идеи в макете;
3
- создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве,
применяя известные способы построения и формообразования;
- использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для
создания новых форм;
- создавать цветовое единство в композиции по законам колористики;
- производить расчеты основных технико-экономических показателей
проектирования;
знать:
- теоретические основы композиционного построения в графическом и
объемно-пространственном дизайне;
- законы формообразования;
- систематизирующие методы формообразования (модульность и
комбинаторику);
- преобразующие методы формообразования (стилизацию и
трансформацию);
- законы создания цветовой гармонии;
- технологию изготовления изделий;
- принципы и методы эргономики.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение МДК.01.01 Дизайн-
проектирование (композиция, макетирование, современные концепции в
искусстве)
всего – 616 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 616 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 411 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 205 часов;
учебной (72) и производственной практики (108) – 180 часов.
КУРСОВАЯ РАБОТА - 30 часов.
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом
освоения
программы
профессионального
модуля
является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
( В П Д ) Разработка
художественно-конструкторских
(дизайнерских)
проектов
промышленной
индустрии,
предметно-пространственных
комплексов ,
в
том
числе
профессиональными
(ПК)
и
общими
(ОК)
компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
1
2
ПК 1.1
Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов.
ПК 1.2
Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом
современных тенденций в области дизайна.
ПК 1.3
Производить расчеты технико-экономического обоснования
предлагаемого проекта.
ПК 1.4
Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.
ПК 1.5
Выполнять эскизы с использованием различных графических
средств и приемов.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК 3.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
5
ОК 9.
Ориентироваться в условиях смены технологий в
профессиональной деятельности.
6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ .01
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код
профессиональн
ых компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля
*
Всего
часов
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная
работа обучающегося
Учебная,
часов
Производствен
ная
(по профилю
специальности
) ,**
часов
Всего,
часов
в т.ч.
лаборато
рные
работы
и
практич
еские
занятия,
часов
в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение
2
2
ОК 1-9
ПК 1.1-1.2
Раздел 1. Осуществлять
процесс дизайнерского
проектирования с учетом
современных тенденций в
области дизайна. Проводить
пред проектный анализ .
616
411
294
30
205
72
ПК 1.4-1.5
Раздел 2.Выполнение эскизов
с использованием различных
графических средств и
разработка колористического
решения дизайн-проекта
251
167
124
84
ПК 1.3
Раздел 3. Произведение
расчетов технико-
экономического обоснования
проекта
99
66
33
*
ОК 1-9
ПК 1.1-1.2, 1.4-
1.5
Раздел 4. Проектирование
художественных изделий из
металла
381
254
88
127
Производственная практика,
(по профилю специальности) ,
часов
-
108
всего
1347
898
506
30
449
72
108
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 01
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Проведение пред проектного анализа и осуществление процесса дизайнерского
проектирования
411
МДК 01.01 Дизайн – проектирование (композиция, макетирование, современные
концепции в искусстве)
411
(117
+
294)
Введение
Цели и задачи модуля «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских)
проектов промышленной индустрии, предметно-пространственных комплексов», его
роль в формировании у студентов профессиональных компетенций.
Краткая характеристика основных разделов модуля. Порядок и форма проведения
занятий, использование основной и дополн6ительной литературы. Рекомендации по
организации самостоятельной работы студентов при изучении модуля.
2
2
Тема1.
Принципы
проектирования объектов
Содержание учебного материала:
15
2
2
Анализ основных направлений стилевого решения промышленных изделий
различных исторических эпох
3
Проблемы развития материальной культуры в эстетике рубежа XIX – XX веков
дизайна в различных
художественных системах
4
Проектно-художественные позиции дизайнера в предметном мире
5
Истоки модернистского проектного сознания.
6
Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности и
его социальная функция.
7,5
Научно-техническое и художественное начало в дизайне, его эстетические
принципы.
Тема1.1.
Изобразительные средства
композиции/
Линейно-пятновая графика
Лабораторно-практические работы
30
Практическое занятие 1.
Графические ассоциации природных явлений (вкусовые, слуховые и пр. ассоциации.)
2
Практическое занятие 2.
Линия как средство выразительности.. Выявление формы при помощи линии.
Упражнения на заданную тему. 6-8 вариантов.
4
2
Практическое занятие 3.
Пятно как средство выразительности. Упражнения на заданную тему. 6-8 вариантов.
4
2
Практическое занятие 4.
Отрисовка группы натурных объектов (натюрморт)
4
3
Практическое занятие 5.
Графика композиции из натурных объектов посредством линии .
6
2
Практическое занятие 6.
Графика композиции из натурных объектов посредством пятна.
6
2
Контрольная работа
4
3
Итого:
45
Тема1.
Принципы
проектирования объектов
дизайна в различных
Содержание учебного материала:
22
2
1
Сущность и процесс художественного проектирования в графическом дизайне
2
2
2
Виды и структура художественного проектирования
2
2
художественных системах
3
Феномен графического дизайна
2
2
4
Закономерности формообразования в графическом дизайне
2
2
5
Дизайн как средство массовой коммуникации
2
2
6
Образно-знаковая концепция объекта. Вещь как знак
2
2
7
Принципы тектонического формообразования
2
2
8
Конструктивное и пластическое строение бионических форм в дизайне
2
2
9
Формирование и развитие композиционного замысла
2
2
10
Формализация (обобщение, укрупнение значимых элементов).
2
2
11
Концепция в дизайне
2
2
Тема 1.2.
Основы стилизации
Лабораторно-практические работы
35
3
Практическое занятие 7.
Создать художественно-композиционную структуру иконического знака через
стилизацию доминирующего свойства объекта-прототипа (образ животного.)
Выбор объекта, зарисовки, знакомство с аналогами.
3
3
Практическое занятие 8.
Построение иконического знака
Поиск базовой структурной схемы. Эскизы вариантов (не менее 3-5ти)
Выделение и формализация свойств. Эскизный поиск.
Совмещение, перенос и структурная активация.
Трансформация. Эскизный поиск.
Линейно-пятновая графика окончательного решения.
10
4
3
3
Практическое занятие 9.
Построение знака-индекса.
Построения на базе простейших геометрических форм.
Структурирование на значимые составляющие элементы (не менее 3-5ти)
Эскизный поиск
Совмещение, перенос и структурная активация.
Трансформация. Эскизный поиск
Знак с доминированием геометрической пластики.
Знак с доминированием скульптурной пластики.
Линейно-пятновая графика окончательного решения.
16
3
Зачет
2
Итого:
57
Тема 1.3.
Плоскостная композиция.
Композиционные
преобразования
плоскости.
Содержание учебного материала:
12
2
1
Проектно-художественные позиции дизайнера в предметном мире
2
2
2
Истоки модернистского проектного сознания.
2
2
3
Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности и
его социальная функция.
2
2
4
Формализация (обобщение, укрупнение значимых элементов).
2
2
5
Научно-техническое и художественное начало в дизайне, его
эстетические принципы.
2
2
6
Проектно-художественные позиции дизайнера в предметном мире
2
2
Лабораторно-практические работы
48
Практическое занятие 10.
Трансформация плоскости в рельеф.
4
2
Практическое занятие 11.
Членение фронтальной поверхности прямолинейным геометрическим орнаментом.
Членение фронтальной поверхности криволинейным орнаментом.
Создать орнаментальную композицию
6
3
Практическое занятие 12.
Ритмическая организация плоскости. Получить композиционный образ направленного
ритма.
6
3
Практическое занятие 13.
Организовать встречные ритмические ряды
на основе найденной композиции,
задав
внутри второго слоя иной ритмический строй, контрастный по своим связям с первым.
6
2
Практическое занятие 14.
Композиционные состояния.
Организация плоскости подобными элементами:
«замкнутое
— открытое», «сгущение — разрежение», «статика — динамика»
4
2
Практическое занятие 15.
Организация плоскости двумя слоями подобий, контрастных между собой
с
использованием цветовых и тоновых контрастов. Доминирование в ряду подобий.
4
2
Практическое занятие 16.
Симметричная и асимметричная организация плоскости -
динамичное и статичное
членение плоскости.
4
2
Практическое занятие 17.
Построение замкнутой и открытой композиционной фразы -
сгущение и разрежение
элементов.
4
3
Практическое занятие 18.
Иллюзия. Зрительное увеличение или уменьшение поверхности.
4
3
Контрольная работа
Деформация поверхности регулярной сеткой.
4
3
Итого:
48
6 семестр
Тема 1.4.
Объемно-
пространственная
композиция
Содержание учебного материала:
22
1
Фронтально-пространственная композиция. Еѐ отличие от других видов.
Применение в
художественном проектировании и практике, применение из фактурных или
рельефных
плоскостей.
Виды фронтальной композиции. Приемы и средства построения.
2
2
Условия построения фронтально-пространственной композиции. Конфигурация
форм,
ритмическое построение, графическо-пластическая моделировка.
Основные принципы выявления фронтальной поверхности.
Силуэт, пластика, членение поверхности, характер
поверхности в плане, положение плоскости по отношению к зрителю.
2
3
Объемно-пространственная композиция.
Характеристика трѐх координатных направлений, пластических свойств
элементов. Восприятие композиции с разных сторон.
Выявление общего вида, расположения, характера, сочетаний в пространстве
пластических форм.
2
4
Основные принципы выявления характера объемной формы.
Приемы и средства построения.
Этапы соответствующие реальному процессу проектирования.
Соотношение сторон, положение в пространстве главной оси формы, простое
или сложное очертание формы в плане.
2
5
Значение и признаки художественных свойств глубинного пространства в
композиции.
Характеристика открытого и замкнутого пространства. Доминирование высоты
над
шириной и глубиной пространственной композиции.
Значение основных координатных параметров.
2
Основные композиционные средства построения глубинно-пространственной
композиции.
Выделение глубины.
6
Основы формообразования
Формы и их элементы.
2
7
Форма –как искусство внутренней конструкции и внешней поверхности
предмета
2
8
Характеристики формы: размеры, геометрический вид, текстура, фактура, цвет,
светотень. Объемная, плоскостная, линейная форма.
2
9
Конструкция формы. Зависимость формы от функции предметов.
2
10
Композиционно-образное моделирование природных объектов, явлений
процессов.
11
Бионика.
2
Лабораторно-практические работы
83
Практическое занятие 19.
Выполнение в макете простых (правильных) геометрических фигур - куб, призма,
цилиндр.
4
Практическое занятие 20.
Пластическая разработка поверхности куба
4
Практическое занятие 21.
Модульный куб – объемные композиции на основе модульного куба
4
Практическое занятие 23.
Тела вращения (цилиндр, конус)
4
Практическое занятие 24.
Выполнение трёх видов композиции (фронтальной, объёмной, глубинно-
пространственной) из одинакового набора простых геометрических тел.
8
Практическое занятие 25.
Формирование объема шара с помощью взаимно перпендикулярно секущих плоскостей
4
2
Практическое занятие 26.
Модели сложных тел вращения (конус, ваза, балясина) методом секущих плоскостей
6
2
Практическое занятие 27.
Фронтальная композиция из простых геометрических элементов. Рельеф. Соединение
объемов.
4
2
Практическое занятие 28.
Трансформируемые поверхности.
Перспективный портал (тоннель) – глубинно-пространственная композиция.
Кулисные поверхности
Буквы трансформируемые из плоскости
8
2
Практическое занятие 29.
Шрифтовая композиция из объемных элементов.
10
3
Практическое занятие 30.
Пространственная композиция на основе пропорционирования и модульного членения.
Задача – создать в объеме образ стилизованного механизма, например, «телескоп»
(форма – образ).
12
Практическое занятие 31.
Реализация формы через абстрактный образ – «динамика, резкость, острота опасного»,
« Равновесие тяжести. Пластика камня. Грубая грация (медведь)», « «Сгусток плотности в
хрустальной утонченности (ёж)
12
Практическое занятие 32.
Универсальный объемный модуль – фрагмент конструкции, оболочки.
На основе
модуля создаются фрагменты пространственных структур. Модульная структура может
иметь различное назначение – элементы конструкции, оболочки и др.
8
Практическое занятие 33.
Функциональный метод – от функции к форме
В упражнении схематично отрабатывается функциональный метод проектирования «от
функции к форме». Задача – передать в объеме образ действия – создание формы под
воздействием внешней динамической силы.
8
Зачет
4
3
Итого:
105
Тема 1.5.
Методы художественного
проектирования в системе
«комплект».
Разработка комплексов
(комплектов)
Содержание учебного материала:
12
1
Взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним
пространством.
Соответствие формы предмета его назначению. Зависимость формы
предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.
Формообразование на основе компьютерных технологий.
2
2
Гармоничное соотношение частей и целого, композиционная целостность.
2
3
3
Эргономика в дизайн-проектированиии.
2
3
4
Проектная разработка и ее графического оформления для группы товаров
2
3
5
Изучение закономерностей сложного пластического формообразования промышленных
изделий. Художественно-конструкторский анализ приборов и механизмов со сложной
пластической формой и сложной объемно-пространственной структурой.
2
6
Методы и этапы дизайн-проектирования
2
Лабораторно-практические работы
76
3
Практическое занятие 34.
Трансформация природной формы в форму объекта дизайна:
-выполнение зарисовок биоформы и разработка эскизов объекта дизайна на их основе;
-создание пространственных комплексов, объемных форм и др. из пластичных
материалов на основе биоформы;
20
Практическое занятие 35.
Выполнение клаузуры простейшего по форме и конструкции бытового предмета в
графике и в макете,
10
Практическое занятие 36.
Выполнение проекта несложного подвижного механизма или транспортного устройства
(светильник, мясорубка, велосипед и др.) Плоскостные и пространственные структуры
композиции из геометрических фигур и тел. Графика и макет.
16
Проектная разработка картонной упаковки и ее графического оформления для группы
товаров, требующих противоударной защиты (напр. яйца, электр. лампочки, елочные
игрушки, ампулы и т.д.).
Маркетинговые исследования упаковок, представленных на рынке.
Определение формы и габаритных размеров упаковки.
Разработка конструкции упаковки, куда входят выбор клеевых соединений, замковых
затворов, конструкций дна, крышки и т. д.
Разработка чертежа развертки упаковки
Разработка графического дизайна упаковки
Изготовление опытного образца упаковки
20
Практическое занятие 36.
Семинарские занятия по проблемам современного искусства
Зачет
10
Итого:
88
Тема 1.6.
Этапы дизайн-
проектирования
56
Содержание учебного материала:
1
Концептуальные предложения и техническое задание.
Функциональные схемы.
6
2
Эскизная проработка.
Макеты и чертежи.
3
Рабочий проект.
Авторский надзор.
Лабораторно-практические работы
Практическое занятие 37.
Проект комплекта набора промышленных изделий (набор посуды из керамики, пластмассы,
наборы емкостей и др.).
Техническое задание
Тематическая композиция на плоскости с простейшим видом прямой передачи информации
через изображение внешнего вида в композиционном единстве с письменным текстом.
Эргономические схемы анализа работы механизма в различных ситуациях.
Макет из бумаги
Художественно-конструкторские чертежи с покраской.
20
курсовая работа
Разработка эскизов объектов дизайна и пространственных комплексов т.п.
Разработка эскизных проектов промышленной продукции, предметно-пространственных
комплексов с различными концептуальными и технологическими задачами. Работа с
творческими источниками дизайна.
30
Итого:
56
Форма итогового контроля изучения МДК 01.01. (квалификационный экзамен)
Самостоятельная работа студента
Анализ учебной и научной литературы, публикаций по темам раздела,
работа с информационно-поисковыми системами сети «Интернет»
Подбор иллюстративного материала для выполнения практических работ;
выполнение копий и зарисовок;
посещение выставок, музеев с подготовкой фотоотчетов и презентаций;
изучение видеоматериалов в сети Интернет;
разработка эскизов плоскостных композиций;
написание эссе на темы современного искусства;
работа над курсовым проектом (работой).
Примерная тематика курсовой работы:
Разработка эскизов объектов дизайна и пространственных комплексов т.п.
203
Разработка эскизных проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов с
различными концептуальными и технологическими задачами.