Автор: Якушкина Екатерина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Россияночка" Населённый пункт: город Тихвин Наименование материала: консультация Тема: Здоровье всему голова Раздел: дошкольное образование
Запомните:
Здоровье
дороже
богатства
Здоровым
будешь –
всё добудешь
Здоровье не
купишь
В здоровом
теле –
здоровый дух
Здоровье ребенка это определение можно трактовать по-
разному. В целом здоровый ребенок – это не только отсутствие
заболевания, но и психически нормальное состояние.
Медицина рассматривает понятие здоровый ребенок как
определение трех видов состояния: физическое, психическое,
нравственное. То есть, у вашего малыша должны нормально
функционировать все внутренние органы, мозговая
деятельность должна быть развита соответственно
определенному возрасту ребенка и наконец, ребенок должен
быть нравственно развит для комфортного существования в
обществе.
Для каждого возраста у вашего малыша должны быть
определенный вес, рост. Любой ребенок на различных стадиях
своего развития должен владеть некоторыми навыками
двигательной активности, моторики, речевого развития и так
далее. Из всех этих признаков врачи и дают определение
здоровый ребенок. Но вы должны помнить, что все
характеристики и показатели здорового ребенка усредненные.
Запомните, любой человек индивидуален. Если ваш малыш не
начал ходить в 1 год, это не значит, что он болен. Просто
организм вашего крохи ещё не готов к активным действиям и
бегать по дорожкам ваша крошка будет чуть позже. Хотя в
некоторых случаях всё-таки следует обратиться к врачу.
Иногда у детей слабый тонус мышц, тогда вам поможет массаж,
плавание, лечебная гимнастика. Все вышесказанное относится
и к речевому развитию детей. На практике доказано, что
мальчики начинают говорить гораздо позже девочек. Девочки
более смышленые по сравнению со своими сверстниками
мальчишками. И если ваш ребенок не говорит, не
расстраивайтесь. У детей как в механизме будильника: что-то
должно щелкнуть и все получится. Вы потом не раз будете
говорить: «Ты можешь помолчать?» Здоровье это не только
отсутствие болезней, это – когда все в порядке в душе, в теле и в
окружении.
По мнению медиков, Здоровье – это способность
противостоять воздействиям инфекции, физических,
химических и психических факторов окружающей
среды.
Такое определение здоровья ребенка содержит пять
признаков
Первый признак – адаптируемость – это
приспособляемость к окружающей среде;
Второй признак – равновесие – способность организма
функционировать во внешней среде, сохраняя гомеостаз, т.е.
постоянство внутренней среды;
Третий признак – благополучие – состояние душевного и
физического покоя, которое вызвано благоприятным
протекание всех жизненных процессов ребенка;
Четвертый признак – гармоничность – это
уравновешивание всех функций, которые обеспечивают
наиболее успешное протекание роста и развития организма.
Пятый признак – способность функционировать – это
главная составляющая практического понимания здоровья,
которая отражает степень согласованности всех
вышеперечисленных признаков и которая обеспечивает
высокий уровень биологической и социальной активности и
трудоспособности человека.
Какие факторы в первую очередь влияют на здоровье
и физическое состояние воспитанников детского сада?
Первый фактор – среда обитания.
Сюда же можно отнести психологический микроклимат
детского сада и дома.
В понятие «среда обитания» вкладываются:
жилищно-бытовые условия, в которых находится ребенок;
пребывание в детском учреждении (тип застройки,
коммунальные условия, состояние и набор помещений,
количество детей в группе и количество свободной площади
на одного ребенка, озеленение территории детского сада);
квалификация работающего персонала, который
определяет морально-психологический климат в детском
саду;
образование и самообразование, кругозор и интересы
родителей,
влияние антропогенных факторов, таких как, загрязнение
окружающей среды.
Второй фактор – 90% суточной потребности ребенка в еде,
определяется полноценностью, сбалансированностью
суточного рациона и правильным распределением пищи в
течение дня, которое и обеспечивает полное потребление и
усвоение.
Третий фактор – двигательный режим.
Этому фактору также придается большое значение, потому
что он тесно связан с гиподинамией и гипокинезией. Что это
такое? Это «наследственные болезни» нашего общества.
Четвёртый
фактор –
специфический иммунитет ребенка, который
формируется в результате плановой
иммунопрофилактической работы в детском саду.
Иммунопрофилактика – единственное средство, которое
предупреждает массовые инфекции, передающиеся
воздушно-капельным путем. Большое значение
иммунопрофилактики в предупреждении таких заболеваний,
как туберкулез, дифтерия, коклюш, скарлатина,
полиомиелит.
Пятый фактор – уровень неспецифической
резистентности (сопротивляемости организма) детей .
Сюда
относятся нарушения обмена веществ, дефицит по отдельным
питательным веществам (белкам, витаминам,
микроэлементам), избыточное питание, гиподинамия,
гипокинезия, нарушение нормального течения психических и
физиологических процессов. Поэтому особое внимание надо
уделять закаливанию детей.
Шестой фактор – уровень санитарной культуры
родителей, детей и сотрудников детского сада .
На этом уровне определяется стереотип «здорового»
поведения в быту, в семье, в детском саду.
Стереотип «здорового» поведения –
это ежедневные действия, доведенные до автоматизма.
Например, у ребенка насморк, а мама вытирает ему нос
носовым платком.
Седьмой фактор – уровень медицинского
обслуживания детей.
Онзависит от качества специальной подготовки
медицинского персонал.
Восьмой фактор – биологический (наследственность).
Риск нарушения здоровья детей напрямую связан, в первую
очередь, с вредными привычками родителей - матери и
отца, инфекционными заболевания, которые перенесла мать
в
период
беременности… Вредные привычки родителей повышают
возможность развития патологии у детей.
Подведем небольшой итог. Окружающая среда,
которая воздействует на ребенка в семье, в детском