Автор: Гагарина Татьяна Викторовна Должность: учитель химии Учебное заведение: ГКОУ КШ-И № 10 "МККП" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Методическая разработка открытого урока Тема: "Химические свойства воды" Раздел: среднее образование
Цель урока: Организовать процесс осмысления представлений о воде
как о химическом веществе.
Задачи урока:
1) Обучающие:
- сформировать представления о химических свойствах воды на основе
химических экспериментов; сформировать понятия об активности металлов,
реакции среды, индикаторе;
- продолжить формирование представлений о классах неорганических
веществ – щелочах, кислотах;
- продолжить формировать практические умения по обращению с
химическим оборудованием и реактивами.
2) Развивающие:
- развивать познавательные умения: наблюдать и фиксировать данные
эксперимента, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;
- развивать методические навыки работы с учебником, тетрадью.
3) Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность при выполнении эксперимента, с соблюдением
правил техники безопасности;
- воспитывать объективную самооценку, организационные навыки и
навыки самостоятельной работы;
- воспитывать коммуникативные умения.
Форма проведения урока: самостоятельная познавательная
деятельность учащихся в парах, диалог с учителем.
Метод обучения: исследовательский, словесный.
Оборудование и реактивы:
Л.О. № 1 «Взаимодействие воды с металлами».
1. Планшетки для опытов с малыми количествами веществ.
2. Кусочки металлов лития (у учителя), цинк, меди; капельница с водой.
3. Полоски универсального индикатора.
Д.О. № 1 «Определение выделяющегося газа».
1. Пробирка с литием.
2. Воронка, пробирка, лучинка, спички.
Л.О. № 2 «Взаимодействие воды с оксидами металлов».
1. Порошки оксида кальция, оксида железа (III), оксида меди (II).
2. Стаканчик с водой.
3. Полоски универсального индикатора.
Д.О. № 2 «Взаимодействие воды с оксидами неметаллов»
1. Кассета с фрагментом видеофильма.
Ход урока: Инструктивная карта с заданиями на каждый стол
прилагается (обучаемые работают самостоятельно, учитель дает
комментарии и оказывает , при необходимости помощь).
Организация рефлексивного самоанализа урока учащимися.
1. Выберите утверждение, соответствующее вашему представлению об
усвоении изученного материала:
а) могу воспроизвести только часть изученной темы;
б) могу полностью воспроизвести изученный материал;
в) могу применять новую полученную информацию в других ситуациях.
2. Выберите утверждение, соответствующее вашей работе на уроке:
а) испытывал серьезные затруднения (укажите - какие);
б) испытывал небольшие затруднения (укажите – какие);
в) не испытывал затруднений.
Инструктивная карта урока (на каждый стол).
Тема урока: Химические свойства воды.
Новые понятия: активность металлов, индикаторы, оксиды металлов,
Для изучения темы урока нам необходимо вспомнить:
1) Простые и сложные вещества (стр. 17).
2) Признаки химических реакций (стр. 11).
3) Типы химических реакций (стр. 41).
4) Какие вещества называются оксидами (стр. 57).
Изучение нового материала (работа в парах).
1. Взаимодействие воды с металлами при комнатной температуре.
Проведите опыт № 1 (с малыми количествами вещества):
а) В ячейки с кусочками металлов – литием (выдается учителем), цинком,
медью накапайте воды. Наблюдения запишите в таблицу (первые три
столбика).
Исходные
вещества
Признаки
реакции
Вывод о
возможности
реакции
Изменение цвета
Индикатора, среда
Li + H
2
O
Zn + H
2
O
Cu + H
2
O
Новая информация: металлы, взаимодействующие с водой при
комнатной температуре называются активными. Запишите в тетрадь и
запомните! Расскажите друг другу.
б) Посмотрите демонстрационный опыт: соберем выделяющийся в
результате взаимодействия лития с водой газ и проверим его с помощью
зажженной лучинки.
Сделайте вывод: выделяющийся газ - ________________.
в) Новая информация: Существуют вещества, которые в разной среде:
нейтральной, кислой, щелочной – изменяют свою окраску, они
называются индикаторами.
Запишите в тетрадь и запомните! Расскажите друг другу.
Исследуйте растворы в ячейках в вашем опыте полосками универсального
индикатора. Определите по таблице индикаторов среду раствора. Запишите
результаты в таблицу (четвертый столбик).
Выпишите из учебника (стр. 85) уравнение реакции взаимодействия лития с
водой. Укажите тип реакции.
__________________________________________________________________
Сформулируйте
вывод №1:
Вода при комнатной температуре взаимодействует с
_________________
металлами, при этом образуется раствор ______________ и газ
_________________.
2. Взаимодействие воды с оксидами металлов.
Проведите опыт № 2: В пробирки с оксидом кальция, оксидом железа(III) и
оксидом меди (II) прилейте немного воды. Потрогайте ладонью пробирки
(определите изменение температуры). Затем исследуйте растворы в
пробирках универсальным индикатором. Наблюдения запишите в таблицу:
Исходные
вещества
Признаки
реакции
Вывод о
возможности
реакции
Изменение цвета
Индикатора, среда
CaO+ H
2
O
Fe
2
O
3
+ H
2
O
CuO + H
2
O
Выпишите из учебника (стр. 85) уравнение реакции взаимодействия оксида
кальция с водой. Укажите тип реакции.
__________________________________________________________________
Сформулируйте
вывод № 2:
Вода при комнатной температуре взаимодействует с оксидами
_____________ металлов, при этом образуется раствор ______________.
3. Взаимодействие воды с оксидами неметаллов.
Опыт №3. Посмотрите видео-эксперимент «Взаимодействие воды с оксидом
фосфора».
Наблюдения запишите в таблицу:
Исходные
вещества
Продукт реакции
Изменение окраски
индикатора, среда раствора
Выпишите из учебника (стр. 85) уравнение реакции взаимодействия воды с
оксидом фосфора. Укажите тип реакции.
__________________________________________________________________
Сделайте
вывод № 3:
Вода при комнатной температуре взаимодействует почти со всеми
оксидами
__________________, при этом образуются растворы ________________.
4. Свойства воды при повышенной температуре.
а) Взаимодействие воды с менее активными металлами.
Прочитайте текст учебника на стр.86 пункт 2. Выпишите уравнение реакции.
Укажите тип реакции.
__________________________________________________________________
Сформулируйте
вывод №4:
Вода взаимодействует с менее активными _______________ при
высокой температуре, при этом образуется ____________ металла и
выделяется газ _______________.
б) Взаимодействие воды с неметаллами.
Прочитайте текст учебника стр. 86 пункт 3. Выпишите уравнение реакции.
Укажите тип реакции.
__________________________________________________________________
Сформулируйте
вывод №5:
Вода при высокой температуре взаимодействует с некоторыми
________________.
при этом продукты реакции могут быть ______________.
в) Разложение воды под действием электрического тока
Прочитайте текст учебника стр. 86 пункт 3. Выпишите уравнение реакции.
Укажите тип реакции.
__________________________________________________________________
Сформулируйте
вывод №: 6
Вода под действием электрического тока _____________ , при этом
образуются газы-
_________________ и ________________.
5. Исходя из полученной новой информации, дополните схемы словами:
вода + активный металл → ___________________ + ___________________
вода + оксид активного металла → ___________________________
вода + оксид неметалла → ______________________
вода + менее активный металл (t
o
) → ____________________ +
________________
вода (2000
о
С) → ___________________ + __________________
6. Перечислите, для получения каких веществ можно использовать воду?
7. Д.з. § 29 стр. 84-87, по схеме на стр. 87 составить рассказ о значении воды
в природе, быту, промышленности.
Самоанализ урока химии
«Химические свойства воды».
I. Место урока среди других тем. Цели и задачи.
Это третий урок в разделе: «Растворы. Вода».
Цель урока: Организация процесса осмысления представлений о воде
как о химическом веществе.
Задачи урока:
1) Обучающие:
- сформировать представления о химических свойствах воды на основе
химических экспериментов; сформировать понятия о, активности металлов,
реакции среды, индикаторе;
- продолжить формирование представлений о классах неорганических
веществ – щелочах, кислотах;
- продолжить формировать практические умения по обращению с
химическим оборудованием и реактивами.
2) Развивающие:
- развивать познавательные умения: наблюдать и фиксировать данные
эксперимента, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;
- развивать методические навыки работы с учебником, тетрадью.
3) Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность при выполнении эксперимента, с соблюдением
правил техники безопасности;
- воспитывать объективную самооценку, организационные навыки и
навыки самостоятельной работы;
- воспитывать коммуникативные умения.
II. Самоанализ содержания урока.
1. Опорные элементы содержания, изученные ранее: простые и сложные
вещества, признаки химических реакций, типы химических реакций, оксиды.
2. Новые элементы содержания: активность металлов, классификация
оксидов на основные и кислотные, основания, кислоты.
3, Дополнительными элементами содержания являются экспериментальные
факты, полученные в ходе выполнения лабораторных опытов.
4. Между элементами содержания прослеживается логическая связь от
выяснения различия свойств основных и кислотных оксидов, до получения
соответственно – оснований и кислот.
5. К изучению содержания используется опытно-экспериментальный
подход.
III. Самоанализ структуры урока.
1. Определением цели урока для учащихся является постановка проблемы
выяснить опытным путем, с какими из известных им веществ будет
взаимодействовать вода.
2. Для изучения нового материала используется:
- форма проведения урока: самостоятельная познавательная
деятельность учащихся в парах, диалог с учителем;
-метод обучения: исследовательский, словесный.
3. Закрепление нового материала проводится в виде выполнения
самостоятельной работы: дополнить словами схемы уравнений реакций по
химическим свойствам воды.
4. В ходе урока учащиеся осуществляют взаимоконтроль при заучивании
новых понятий, а также самоконтроль при выполнении самостоятельной
работы по образцу, данному на доске.
5. Подведение итогов урока осуществляется в форме сделанных выводов о
химических свойствах воды, а также в форме организации рефлексивного
самоанализа учащимися.
6. Проводится инструктаж к домашнему заданию.
IV. Самоанализ организации познавательной деятельности.
1. Положительная мотивация обучения достигается за счет эмоционального
поддержания интереса в ходе выполнения эксперимента. На уроке
обеспечивается ситуация реализации социальных и личностных возрастных
мотивов подростка за счет общения при работе в парах, взаимопомощи,
создания ситуации успешности, возможности работать в индивидуальном
темпе.
2. Для активизации познавательной деятельности и поддержания внимания
используются приемы наглядности и разнообразия форм деятельности:
работа с учебником, лабораторная работа, работа в тетради.
В ходе урока учащимися используются такие мыслительные приемы как
наблюдение, анализ, сравнение, формулировка выводов.
Приемом запоминания информации является проговаривание друг другу
основных формулировок новых понятий, а также выполнение
самостоятельной работы.
V. Самоанализ особенностей взаимодействия учителя и учащихся.
1. Роль учителя заключается в организации самостоятельной
познавательной деятельности и координации парной работы учащихся,
необходимая помощь.
2. Большая часть времени работы учащихся – продуктивная деятельность.
3. Стиль общения – доброжелательность в сочетании с требовательностью,
Формы сотрудничества – организация работы, индивидуальная помощь,
контроль за работой учащихся.
VI. Общие результаты урока.
1. Достигнута основная дидактическая цель.
2. Наиболее значимые положительные результаты урока:
- все учащиеся были активно включены с познавательную деятельность;
- большинство учащихся справились с заданиями и сформулировали
правильные выводы;
- урок вызвал у детей положительный эмоциональный интерес.
3. Из-за слабо развитых навыков учебной деятельности в данном классе и
медленного темпа работы урок проводился за 1,5 учебных часа (спаренных).
Некоторым детям необходима была помощь учителя, чтобы понять, что от
них требуется.
В дальнейшем при проведении данного урока необходимо более
тщательно и рационально составлять пары детей, работающих вместе: более
сильный ученик с более слабым.