Напоминание

Подготовка к олимпиадам


Автор: Вольман Люция Сабиржановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Кулуевская СОШ
Населённый пункт: с.Кулуево
Наименование материала: Статья
Тема: Подготовка к олимпиадам
Раздел: полное образование





Назад




Подготовка к олимпиадам. Одним из направлений работы с одарёнными детьми –это участие в олимпиадах различного уровня,как школьный,муниципальный,региональный,заключительный. В начале учебного года выделяется группа ребят,которые изъявляют желание участвовать в олимпиадах по обществознанию. Школьный этап ,как обычно охватывает большое количество желающих,а на последующие этапы проходят те,кто набрал то количество баллов, позволяющее участвовать на том или ином этапе. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных ,возникает здоровая конкуренция. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Я наблюдаю,что участвовать в олимпиаде по обществознанию,праву,хотят именно те учащиеся,которые активны во всём,работают в органах школьного самоуправления. С этими ребятами начинается целенаправленная подготовка к олимпиадам.При подготовке к олимпиадам руководствуюсь методическими рекомендациями Центрально-предметной комиссии. . В 2016-2017 г. на муниципальном этапе были представлены следующие типы заданий: 1.Выбор ответа 2.Задачи логические,правовые ,социологические. 3.Да-нет-суждения 4.Анализ диаграмм 5.Определение понятия. 6.Схемы 7.Эссе. Учителя,которые готовят участников олимпиад,постоянно повышают свой профессиональный уровень.Конечно,для тестовой части достаточно учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н(базовый и профильный учебник). При подготовке к различным этапам помогают : 1.Архив олимпиадных заданий (всех этапов) 2.Сайты ,рекомендованные предметно-методической комиссией. 3.Пособия под ред.Козленко. 4.Олимпиадные задания вузов. 5.Видеоразбор заданий Подготовка к олимпиаде проводится как в группе ,так и индивидуально.После муниципального этапа анализируем итоги ,разбираем ошибки.
Начиная с 2009 года мои ученики принимают участие в региональном этапе по обществознанию.Муртазина Дина была призёром и участником заключительного этапа.С 2012 года ученики МОУ Кулуевская СОШ являются победителями муниципального этапа и представляют Аргаяшский район на региональном этапе.Хочу отметить Архипову Викторию победителя муниципального этапа. Задания регионального этапа состоят из 2-х этапов. Первый этап-это тестовые задания 1.Да-нет 2.Задания на ряды 3.Юридические,логические,экономические задачи 4.Пропуски в предложениях. 5.Иллюстративный материал 6.Работа по тексту. Задания типа « да-нет».Ищем ответы вместе с олимпиадниками, разбираем ошибки. Работаем в режиме-Онлайн «Видеоразбор»,которые проводят победители заключительного этапа олимпиад.Очень интересно. Решение юридических задач рассматриваем из различных кодексов,которые есть в кабинете истории.Большую помощь оказывает пособие-практикум по праву,в котором даны статьи и приведены задачи по изученным статьям. При рассмотрении логических задач выделяем способы решения этих задач,например, Например, Задача 1 Директор школы возражает против отмены решения о запрете контроля за прическами Тем самым он выступает за свободу причесок или против? 10 Решение Свобода причесок (А) Контроль за прическами (не-А) Запрет контроля за прическами (не-не-А) Отмена решения о запрете контроля за прическами (не-не-не-А) Несогласие с отменой решения о запрете контроля за прическами (не-не-не-не-А) Следовательно, директор за свободу причесок 2. На одном острове живут два племени. Люди племени А всегда говорят правду, а люди племени В всегда лгут. Путешественник встречает двух туземцев и спрашивает 1-го: «Ты из племени В?» Тот отвечает: «Тарабара» «Он сказал «Да», – поясняет 2-й. – «Но не
верьте ему – он ужасный лжец» К какому племени принадлежит каждый из них? 25 Решение Что значит ответ «Тарабара?» На вопрос «ты лжец?» любой ответит «Нет» «Тарабара» = «Нет» Значит, 2-й туземец из племени лжецов (В) Следовательно, ему нельзя верить – первый вовсе не является лжецом 1-й туземец из племени правдивых (А) Решение задач по логике ребятам очень нравиться. Наибольшее затруднение вызывают экономические задачи, хотелось бы чтобы учителям были проведены тренинги для решения этих задач. Анализ иллюстративного материала предполагает знания учащихся из других предметов.. 2 этап на региональном этапе - это написание эссе ,критерии которого прописаны и оппонирование по тексту. Этот вид задания ,конечно ,сложный.Читаем тексты,стараемся ответить на вопросы оппонирования. После подведения итогов жюри представляет образец написания оппонирования. Победу и неудачу переживаем вместе, но учитываем свои ошибки и готовимся к следующей олимпиаде.


В раздел образования