"В гостях у бабушки- рассказушки" (на материале русского фольклора).
Автор: Аверьянова Ольга Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №17 "Чебурашка" Населённый пункт: г.Белебей Республика Башкортостан Наименование материала: конспект открытого занятия по развитию речи и изодеятельности(рисование по соленому тесту). Тема: "В гостях у бабушки- рассказушки" (на материале русского фольклора). Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида № 17
« Чебурашка » г. Белебей РБ
Открытое комплексное занятие
по развитию речи и изодеятельности (рисование)
"В гостях у бабушки-рассказушки"
В средней группе(на материале русского фольклора).
Подготовила воспитатель:
О.Ю.Аверьянова
2016 год.
Программные задачи:
1. Формировать умение различать свистящие и шипящие звуки на слух и в
произношении.
2. Продолжать обучать детей нетрадиционной технике рисования ( по
соленому тесту).
3. Закреплять знания детей о малых фольклорных формах: загадках,
потешках, чистоговорках, считалках; умение сохранять правильную осанку
при рисовании.
4. Развивать речевую активность, артикуляционный аппарат, память, мелкую
и общую моторику, художественно-творческие способности.
5. Воспитывать самостоятельность, интерес к устному народному творчеству,
внимание.
Материал и оборудование:
Использование ИКТ ( аудиозапись народных песен);
Здоровье сберегающие ( динамическая пауза- русская народная игра
«Паучок», физ.минутка «Пильщики», артикуляционная гимнастика, игровые,
сюрпризные моменты, элементы нетрадиционного рисования);
Деревянные матрешки, карточки с картинками-отгадками к сказкам, калачи,
приготовленные заранее из соленого теста, гуашь нескольких цветов, кисти,
стаканчики с водой, салфетки.
Атрибуты: русская изба в народном стиле, утварь; сарафаны, платочки,
рубашки; атрибут кошки.
Предварительная работа:
Заучивание чистоговорок, пословиц, считалок, потешек, загадывание загадок,
беседа о русском народном фольклоре, разучивание русских народных игр,
рассматривание иллюстраций, нетрадиционная техника рисования.
Словарная работа : торжок, снесть, калачи, кренделечки, прибежище.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Под русскую народную мелодию дети входят в группу, оформленную в
русском, деревенском стиле.
Воспитатель: - По дорожке мы пойдем
Плясовую заведем!
Будем песни запевать
И гостей у нас встречать.
Выходи-ка на кружок
Поздоровайся, дружок!
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, как здоровались в старину,
с поклоном!
Дети: Здравствуйте, дорогие гости! Милости просим Вас в гости!
(дети здороваются, кланяются).
Воспитатель: - Как Я рада всех Вас видеть! Посмотрите, в каком Я наряде
сегодня…Может Вы знаете –кто Я? Я хранительница русских сказок. Знаю Я
их великое множество. Вот и сегодня Я Вам расскажу и покажу маленькое
чудо, но сначала отгадайте загадку:
- Есть для Вас одна игрушка,
Не лошадка, не петрушка.
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
А зовут ее-…..(матрешка).
Давным-давно это было…Из далекой страны Японии привезли маленькую
деревянную игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько
фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта очень понравилась и детям, и
взрослым. А через некоторое время появились и в России игрушечные
куколки, одетые в расписные сарафаны, платочки, фартуки. Этих кукол
назвали матрешками.
-Пять кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут- всех матрешками зовут!
Эта игрушка с сюрпризом: посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
-Каждая матрешка со своей затеей. Но давайте По-порядку. Чем порадует
первая матрешка?
(матрешка с загадками).
Эта матрешка любит всем загадывать загадки. И сегодня она загадает Вам
загадки про сказки. У Вас есть карточки с картинками-отгадками.
Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.
На сметане мешен, на окошке стужен.
Круглый бок, румяный бок, покатился…(колобок).
Что за сказка: кошка, внучка, мышь, еще собачка-Жучка.
Деду с бабой помогали, корнеплоды собирали? (репка).
Прибежище мышки-норушки, зеленой лягушки-квакушки
И прочей звериной компании…скажите мне хором название?(теремок).
Что разбила мышка- серая малышка? (курочка Ряба).
Он сумел поймать волчишку. Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком? (бычок-смоляной бочок).
- А эта матрешка с чистоговорками. Она учит правильно говорить, чисто
произносить звуки. А забава ее так и называется-чистоговорка.
Ветерок в лесу- ш-ш-ш-ш-
Ползет уж в траве-с-с-с-с-
Прилетел жук- ж - ж - ж - ж-
Спел комарик - з- з - з - з-
Са- са- са у сосны стоит лиса.
Зу-зу-зу мы увидели козу.
Жи-жи-жи у нас живут ежи.
Шо-шо-шо как летом хорошо.
-А эта матрешка к нам пришла и считалки принесла. Дети очень любят бегать
и прыгать, а выбрать водящего помогают считалки.
(Дети становятся в круг, с помощью считалки выбирается водящий).
(проводится хороводная игра «Паучок»).
-А эта матрешка поиграет с Вами в шуточную игру «Пильщики».
Проводится физ. минутка «Пильщики».
(дети становятся парами друг против друга, подают друг другу правую руку и
начинают «пилить» руками взад-вперед, произнося при этом слова):
-Завизжала пила, зажужжала, как пчела -ж-ж-ж-ж-ж…
-Треснула и стала, начинай сначала!
-А эта матрешка с потешками:
(выходит ребенок и рассказывает потешку «Как у нашего кота…».
-Кто из Вас еще порадует матрешек и расскажет потешки?
(выходят дети, рассказывают потешки: «Кисонька - мурысынька», «Пошел
котик на торжок…».
-Ребятки, посмотрите- в нашей русской печи уже готовы калачи! Давайте
вспомним потешку про калачи…
(Дети хором произносят потешку « Ай, качи-качи-качи…»).
Воспитатель вынимает из печи поднос с испеченными (заранее
приготовленными) калачами:
-Давайте, ребята, украсим наши калачи с помощью гуаши и кистей. Но
сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
-Шла матрешка мимо рынка, у нее была корзинка.
-А корзинка на пол - БУХ…полетело десять мух!
(дети украшают калачи).
Воспитатель: -Молодцы, ребятки! Очень аппетитные калачи у Вас
получились!
-У кого Вы в гостях побывали? (у бабушки - рассказушки).
-О ком Вам рассказала бабушка - рассказушка? (о матрешках).
-Чем Вы еще занимались? (рассказывали потешки, считалки, чистоговорки,
отгадывали загадки, играли в игры, украшали калачи).
-А от меня Вам тоже гостинцы в корзине! (раздаю детям фрукты, конфеты).
-До свиданья, ребята!
(под русскую народную песню дети уходят).