Консультация для родителей "Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику"
Автор: Розум Виктория Петровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБУ детский сад №16 "Машенька" Населённый пункт: Самарская область, город Тольятти Наименование материала: Статья Тема: Консультация для родителей "Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику" Раздел: дошкольное образование
«Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику»
Важным средством речевого развития, профилактики и коррекции нарушений речи
детей является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика-это
совокупность
специальных
упражнений,
направленных
на
укрепление
мышц
артикуляционного
аппарата,
развитие
силы,
подвижности
и
дифференцированности
движений
органов,
участвующих
в
речевом
процессе.
Упражнения
способствуют
развитию
подвижности
и
переключаемости
определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных
положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в
сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые
мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность
движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные
усилия, утрировать позы. Просите ребенка, чтобы все движения он совершал
«мягким» языком и «нежными» губами.
При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только
те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен
делать
лишних
движений-округлять
глаза,
поднимать
плечи
и
совершать
синхронные движения другими речевыми мышцами.
Точности
выполнения
движений
сразу
добиваться
не
нужно.
Если
какое-то
движение
у
ребенка
с
первого
раза
не
получается,
пусть
выполняет
его
приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
Когда какое-то упражнение совершается на выдохе, следите, чтобы этот выдох был
направлен в самые зубы.
Упражнения выполняются без напряжения в спокойном темпе.
Упражнения
не
должны
доводить
ребенка
до
утомления.
Первым
признаком
утомления является снижение качества движений, что и служит показанием к
временному прекращению данного упражнения.
На первых этапах можно ограничиться двукратным выполнением упражнений в
связи с повышенной утомляемостью.
Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-
то не получается.
При разучивании упражнений необходимо отработать с ребенком 2-3 упражнения, а
затем добавлять по одному.
Целесообразно
проводить
артикуляционную
гимнастику
комплексами
по
4-5
упражнений.
Каждое упражнение нужно повторять не более 5-6 раз.
Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен
копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен,
зеркало нужно убрать.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно или несколько раз в день по
инструкции логопеда.
Выполнение упражнений требует от ребенка определенных усилий и терпения.
Нужно
вовлечь
ребенка
в
активный
процесс,
создать
соответствующий
эмоциональный настрой, вызвать интерес. Для этого лучше использовать игру, картинки,
сказочных героев, стихотворные тексты.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения.