Создание условий в группе для проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Игольницына Евдокия Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 "Брусничка" Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-Югра Наименование материала: Статья Тема: Создание условий в группе для проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Создание условий в группе для проведения опытов с детьми старшего
дошкольного возраста
В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных средств,
которые
способствовали
бы
умственному
развитию
детей
дошкольного
возраста
и
учитывали
возрастные
индивидуальные
особенности
ребенка.
Познавательно-практическая деятельность является эффективным средством
умственного
развития
дошкольника.
В
познавательно-практической
деятельности не только проявляются, но и развиваются психика ребенка,
сенсорика, природная любознательность, формируется активное отношение к
окружающему, обогащается чувственный опыт, личность в целом. Важный
результат этой деятельности-знания.
Практика
показывает,
что
дети
с
удовольствием
проводят
разнообразные
опыты,
педагогу
необходимо
лишь
создать
условия
для
опытнической
деятельности.
Для
развития
познавательной
активности
и
поддержания
интереса
к
проведению
опытов
в
групповой
комнате
при
активном
участии
родителей
мною
был
создан
уголок
познавательно-
практической
деятельности
в
котором
детям
предоставлены
широкие
возможности для дальнейшего самостоятельного изучения предметов.
Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в
разных
возрастных
группах.
В
младшем
дошкольном
возрасте
-
это
манипуляторный центр, а в старшем дошкольном возрасте - это центр науки и
природы,
в
котором
используются
приборы
и
оборудование
-
весы,
микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные емкости; материалы -
природный,
бросовый,
технический
(болты,
гайки);
литература
-
энциклопедии, журналы, иллюстрации.
При
организации
предметно
-
развивающей
среды
я
учитывала
возрастные особенности детей. Содержание развивающей предметной среды
удовлетворяет потребности, как актуального, так и перспективного развития
ребенка
и
соответствовать
его
индивидуальным
способностям.
Я
организовала
среду
таким
образом,
чтобы
она
спо собствовала
возникновению у детей интереса, инициативы к воздействию с окружающим,
удовлетворению
потребности
в
познании
окружающего
мира.
В
центре
познавательно- практической деятельности имеется: природный материал:
песок, перья, солома, ракушки, опилки, орехи, желуди, вода, глина, песочные
наборы, галька, шишки, кора, трава. Бытовой материал: бумага, пластилин,
краски.
Дидактические
игрушки:
яйца-
вкладыши,
кубики,
матрешки,
пирамидки.
Малогабаритный
дидактический
материал:
кубы,
кирпичики,
пластины и т.д. Заводные игрушки: зайчики, курочка, уточки. Предметы-
орудия: молоток, лопатка, совочек. Атрибуты к игре: шапочки, белые халаты
и
т.
д.
Уголок
фантазии:
элементы
одежды,
маски,
шапочки
животных.
Неоформленный
материал:
палочки,
шнуры,
пробки,
коробочки,
веревки,
катушки, картон, лейкопластырь, кусочки ткани, обрезки ткани, обрезки и т.д.
Развивающие
игры:
игры-
головоломки,
калейдоскоп,
различные
виды
мозаик. Наглядный материал: предметные картинки, книги, альбомы, наборы
«Лего», специальные игрушки для деятельности с водой: водяная мельница,
водный конструктор «Акваплей». Простейшие измерительные материалы:
планки-линейки
разного
размера,
кружки
различного
цвета
и
размера,
фильтровальная
бумага,
резиновая
груша,
воронка.
Простейшие
измерительные
приборы:
увеличительное
стекло,
весы,
колбы,
песочные
часы,
набор
гирь,
компас,
микроскоп.
Уголок
мастера:
коробки
с
самодельными костюмами, коробки с простыми инструментами, коробки с
различными
материалами:
лоскуты,
различные
виды
бумаги,
пуговицы
разных цветов и размеров, ножницы, клей, краски и т.п. Карта мира, глобус.
Старший дошкольный возраст - это период любознательности, дети
приобретают способность проводить элементарные опыты, получают умения
видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему,
анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения,
отбирать
средства
и
материалы
для
самостоятельной
деятельности,
осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей
требует систематичной, целенаправленной работы педагога.
В своей работе я знакомлю старших воспитанников с рациональными
приемами такого познания. Стремлюсь не только к тому, чтобы ребенок
научился
обследовать
определенный
круг
наиболее
часто
встречающихся
предметов, но и к тому, чтобы сформировал некоторые общие перцептивные
умения (вслушиваться, всматриваться и т.д.)
Исходя из опыта своей работы я считаю необходимостью развивать у
детей
гибкость
перцептивной
деятельности
-
путем
стимулирования
обследования предметов по-разному в зависимости от поставленной цели и
самих изучаемых качеств. Для хорошего урожая важно учитывать свойства
почвы
(сухая,
влажная,
рыхлая,
плотная,
глинистая,
песчаная
и
т.д.)
В
процессе руководства детской опытнической деятельностью важно помочь
ребенку в элементарной форме овладеть общей стратегией познавательной
деятельности,
обследуя
какой-либо
предмет,
явление,
развертывать
свои
познавательные
действия
в
определенной
последовательности:
вначале
вычленить
данное
явление
как
отдельное
целостное
образование;
затем
перейти к анализу связей этого явления (предмета) с системой, в которую
данное явление включено и в которой функционирует. Особое внимание
следует обратить на такой этап, как подведение ребенка к формулированию
определенных
гипотез.
Надо
учесть,
что
важное
значение
для
развития
умственной активности и самостоятельности имеет не только положительный
результат, подтверждающий гипотезу, но и отрицательный. Чаще следует
включать
ребенка
в
проведение
экспериментов,
которые
побуждают
его
задуматься: «Что будет, если я сделаю то, или это?» «Что было бы, если
бы?..»
На
протяжении
дошкольного
возраста
интерес
к
познанию
окружающего
мира
у
ребенка
возрастает.
Следует
содействовать
этому
интересу,
удовлетворений
познавательной
потребности
ребенка
путем
детского
экспериментирования.
Пусть
ребенок
получит
возможность
ко
всему прикоснуться, попробовать, понюхать. Пусть он получит удовольствие
от ощущений теплого и холодного песка, от «приготовления пирожков»,
палаток» из мокрого песка и т.д.
В ходе своей работы я пришла к выводу: чем больше опыта тем больше
ребёнок
способен
мыслить
и
рассуждать.
Чтобы
дать
знание
детям
и
наполнить
их
головы
интересным
содержанием
мы
с
детьми
проводим
различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
Таким
образом,
для
познавательно-практической
деятельности
необходимо
создавать
условия,
это
эффективно
будет
способствовать
развитию
способов
познания,
психических
процессов
и,
соответственно,
умственному развитию детей дошкольного возраста.
Отнесёмся же со вниманием к детской опытнической деятельности.
Поддержим
интерес
воспитанников,
к
ней
и
это
позволит
не
только
удовлетворить
их
познавательную
потребность,
но
и
самоутвердиться
многим из них, повысить представления о собственном «я». Такая позиция
поможет и нам взрослым глубже познать внутренний мир ребёнка, найти
ключ к нему.
Воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 «Брусничка»