Напоминание

Региональные особенности речи и речевой культуры жителей города Челябинска


Автор: Федотова Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №150 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Проект
Тема: Региональные особенности речи и речевой культуры жителей города Челябинска
Раздел: среднее образование





Назад





ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: Региональные особенности речи и речевой культуры жителей города Челябинска.

Исследовательская работа.

Предметная область: русский язык.

Типология проекта:

- практико-ориентированный, исследовательский, информационный;

- краткосрочный.

Участники проекта: учащиеся 10 класса, родители учащихся.

Автор проекта: Федотова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №150 г. Челябинска»



п/п

Содержательный блок

паспорта проекта

Описание блока
1
Аннотация

проекта
В настоящее время (по разным причинам) наблюдается снижение уровня языковой культуры населения. Носители образца русского языка – молодые дикторы телевидения, литераторы, журналисты используют сегодня молодёжный сленг, а некоторые материалы СМИ содержат грубейшие орфографические и стилистические ошибки. По-настоящему образованный человек может знать любой русский язык, но он обязательно должен владеть настоящим, русским. Как в Великобритании хранят эталон английского - королевский английский язык, так и мы должны сберечь эталон русского классического языка. Россия – многонациональная страна, и русский язык – это не только средство общения, это - самобытная русская культура. Исследовательский проект «
Региональные

особенности речи и речевой культуры жителей города Челябинска»
направлен на повышение культурного уровня в нашем обществе. 2
Описание проблемы
Культура русской речи - тема, разумеется, не новая. О бережном и трепетном отношении к родному языку, о наиболее распространенных ошибках устной и письменной речи и путях их устранения, о необходимости соблюдать нормы русского литературного языка написано немало научных и научно-популярных книг и брошюр, статей и заметок. Каждому из нас необходимо знать содержание понятий «культура речи», «речевой этикет», знать понятие языковой нормы, осознавать её значение как фундаментальной базы для формирования орфографической компетенции; уметь грамотно с риторической точки зрения строить своё устное высказывание, владеть языковыми нормами как критериями отслеживания правильности своей письменной и устной речи; оценивать свою речь как нормированную или противоречащую нормам современного русского литературного языка, владеть орфоэпически грамотной устной речью; уметь оценивать речевую ситуацию общения как допускающую/не допускающую употребление
регионализмов
; отслеживать в своей устной и письменной речи
регионализмы
и контролировать их употребление. В силу этих причин
ключевым понятием
нашего исследования является понятие
«культура речи
», а также наблюдение над
нормами литературного языка в сопоставлении с региональной спецификой
речи жителей города Челябинска. Мы позволили себе ещё раз напомнить всем нам о необходимости воспитания языкового чутья, о стремлении к повышению собственной культуры речи.
Настоящая
работа посвящается
изучению указанных вопросов, что и делает её, на наш взгляд, актуальной. Объектом исследования при этом является
сопоставление регионализмов в г.Челябинске с языковыми нормами

русского литературного языка.
В своей работе мы постарались выяснить, правомерно ли говорить
о

региональной специфике речи
в нашем городе. 3
Цель проекта

Исследовать региональные особенности

речевой культуры
жителей Челябинска путём сопоставления своей собственной речи, речи окружающих с литературными нормами русского языка. 4
Тезис проекта
Чтобы слышать вокруг себя грамотную, красивую, музыкальную речь, нужно самому говорить соответственно. 5
Задачи проекта
1. Формировать и развивать личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.* 2. Учить - самостоятельно добывать информацию, использовать различные источники информации, выбирать из потока информации самое необходимое; - определять проблему, цель проекта, прогнозировать конечный продукт; - планировать деятельность, правильно распределять время и имеющиеся ресурсы; - контролировать процесс деятельности, вносить необходимые коррективы; - оценивать результат деятельности, сравнивать полученный результат с запланированным; - учить работать в группе. 3. Способствовать разновозрастному общению, формированию командного духа, сплоченности коллектива. 4. Развивать интеллектуальные, творческие, организаторские способности учащихся. 5. Учить умению публичного выступления. 6. Воспитывать бережное отношение к языку.
«Узкие» задачи работы
непосредственно заключаются в том, чтобы  поговорить о культуре русской речи и речевом этикете;  раскрыть сущность региональной специфики речи как особой речевой субкультуры;  сопоставить челябинские регионализмы с языковыми нормами;  проследить частотность употреблениярегионализмов среди жителей города Челябинска;  составить словарь регионализмов, определить их нормы. *
Курсивом выделены те задачи, которые определяют специфику проектной деятельности, решаются вне

зависимости от темы и проблемы проекта.
6
Целевые группы, на

которые направлен

проект
Творческий проект ориентирован на учащихся 10 класса, их родителей.
7
Механизм реализации

проекта

Этапы реализации проекта.

1 этап. Ценностно-ориентированный.
На данном этапе важно заинтересовать учащихся, мотивируя их на участие в проекте. Поводом к обсуждению названной проблемы могут стать результаты наблюдений за языковой средой жителей нашего города. В результате лингвистического наблюдения было выявлено, что языковая среда челябинцев отличается
специфической

лексикой
.
Прежде всего,

это урбанизмы – собственные имена городских объектов.
Городские районы челябинцы называют инициальными аббревиатурами по образующим их заводам. Тенденция к сокращению имен собственных не менее активна и в других случаях. В каждом районе – свои обозначения магазинов и городских ориентиров, отличающиеся от их официальных названий. “Городом” в повседневной речи именуется его центральная часть, и жители окраинных районов (“кабээсники”, “чээмзэшники”, “четэзовцы”) ездят в “город” для покупок и развлечений. Несмотря на специфичные черты произношения и словоупотребления, свойственные всем челябинцам (“особенный уральский говорок”), мы можем заметить, что городская речь не однородна. Для официального общения используется кодифицированный (строго нормированный) литературный язык. Речь бытового общения горожан можно подразделить на разговорный вариант литературного языка (обычно речь интеллигенции), просторечие, социальные и профессиональные жаргоны. Просторечие характеризуется такими отклонениями от литературного языка, как неверные ударения, неверное произношение, (боюсЯ, замечАт, кажНый, стираюСЯ, траНвай, читАт, шкаП); неправильные грамматические формы (беЖи, был у мамЕ, (у папЕ), делОВ, еХай, ляЖЬ, местОВ, не пуЩают, сидел задумавшИ, уехал не дождавшИ, ходЮт, хочУт). В городском просторечии употребительны
слова со сниженной окрашенностью.
Часто используются суффиксы: -к-, -ёшк-, -ёнк- (-онк-) в словах
низкого стиля

(
гулёнки (голуби), Молодежка (Универмаг «Молодежная мода»), Северок (Северо-Запад), Табачка (Табачная фабрика) .
А вот

речь молодежи
характеризуется стремлением к выразительности и оригинальности, смешению стилей, словесному ёрничанью. Отдельные слова и выражения из молодежного жаргона получают широкое распространение: “балдеть”, “борзеть”, “видик”, “дискач”, “навороченный”, “оттягиваться”, “тусоваться”, “шлангом прикинуться и резиной запахнуть”, “выпасть в осадок”, “раскатать губу”, “мозги компостировать” и прочие.
Молодежная речь
эллиптична, отличается словесной “игрой”, включает подчас грубые и пошлые выражения, в том числе из воровского жаргона: “тёлка”, “ксива”, “кайф”, “Потрясная шиза!”; “Фильтруй базар!”, “В натуре!” и другие. После небольшой дискуссии на эту тему в рамках элективного курса «Говорим и пишем правильно» учитель предложил ученикам более глубоко отнестись к изучению региональных особенностей речи и речевой культуры жителей города Челябинска. Многие ребята поддержали эту идею, аргументируя свое желание тем, что им бы хотелось уметь оценивать речевую ситуацию общения как допускающую/не допускающую употребление
регионализмов.
Учащиеся вместе с учителем определили цель проекта, придумали конечный продукт: создание исследовательской работы «
Региональные особенности речи и речевой культуры жителей города Челябинска»
и защита его (продукта) на Городской конференции «Интеллектуалы XXI века».

2 этап. Конструктивный.
Творческая группа наметила план работы над проектом и определила сроки его (проекта) реализации. Учащиеся обозначили основные составляющие такой деятельности. Поиск информации был разделен на блоки: - понятие «культура речи» и «речевой этикет», их соотнесённость и взаимодополняемость; - наблюдения над регионализмами и региональной спецификой речи жителей г. Челябинска; - влияние СМИ на языковую среду челябинцев; - сопоставительный анализ регионализмов и нормативной лексики; - лингвистический эксперимент; - подготовка качественной компьютерной презентации.
Конструктивные методы исследования
:  сопоставительный анализ речи окружающих с региональной спецификой речи, которая, в свою очередь, сравнивается с литературными нормами речи;  составление словаря регионализмов, определение их нормы;  наблюдение за региональной особенностью речи и речевой культурой среди молодёжи и жителей зрелого возраста;  лингвистический эксперимент;  социологический опрос по проблеме.
В приложении
даются диаграммы, отражающие мнение респондентов, опрошенных по данной проблеме. На этом этапе ученики
распределялись в группы
по интересам.
3 этап. Оценочно-рефлексивный.
На данном этапе работы над проектом происходит оценивание имеющихся результатов деятельности как учителем, так и самими учениками – участниками проекта. Определяется, если в этом есть необходимость, проведение корректировки способов действия, времени и др. Для проведения рефлексии учитель может предложить учащимся ответить на вопросы, которые помогут ученику проанализировать его вклад в общее дело, оценить результат своей работы, выявить плюсы и минусы. Примерные вопросы для проведения рефлексии: 1. Какие функции ты выполняешь (л) как участник проекта? 2. Что тебе особенно нравилось делать во время работы над проектом, а что вызывало затруднения? 3. Чему ты научился за время работы над проектом? 4. Где и как ты сможешь применять полученный опыт? 5. Оцени свой вклад в общее дело (результативность работы, активность) по пятибалльной шкале (5 - максимальный балл, 0 – самый минимальный). !!! Стоит отметить, что к данной работе необходимо вернуться и после защиты исследовательской работы.
4 этап. Презентативный.

Данный этап является заключительным в работе над проектом. К презентации необходимо готовиться поэтапно: участникам проекта важно продумать форму презентации, ее наполнение. Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран. 8
Календарный план

реализации проекта
Планируемое время, отводимое на реализацию проекта – 8 учебных недель: 2 недели на сбор и обработку информации о культуре русской речи и речевом этикете; 1 неделя - на составление словаря регионализмов, определения их норм; 1 неделя - на лингвистический эксперимент и социологический опрос по проблеме; 2 недели – на обработку полученного материала; 1 неделя на оформление исследовательской работы и создание презентации; 1 неделя на подготовку защиты проекта. 9
Ожидаемые

результаты
1.Данный проект, на наш взгляд, должен будет способствовать созданию особой образовательной среды, провозглашающей
ценность норм речевого этикета,

норм литературного языка
– это правила произношения, словоупотребления, грамматики и орфографии, принятые в обществе – речевой практике образованных людей. Нормы этикета сводятся к одному правилу: неукоснительно, везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как вы хотите, чтобы относились к вам. Вежливости, культуре общения, культуре поведения надо настойчиво учить и столь же настойчиво учиться, не забывая о самосовершенствовании. Нашему обществу необходимы вежливые, культурные люди, особенно сейчас, когда в стране царит языковой беспредел. Все, о чем бы мы ни говорили, всегда зависит от состояния нравственности. Язык это чувствует. Значит, чтобы слышать вокруг себя грамотную, красивую, музыкальную речь, нужно самому говорить соответственно. А чтобы говорить красиво и в то же время доступно, необходимо знать нормы языка, употреблять формулы речевого этикета и гордиться речевым этикетом нашей страны как предметом, отличающим нашу культуру от всех других. 2. Выступить, делегировав самого активного представителя творческой группы, на Городской конференции Челябинского научного общества учащихся «Интеллектуалы XXI века».

Приложение № 1
Социологический опрос по проблеме Виды регионализмов Регионализмы Челябинска и Челябинской области Норма Фонетические Усеченное «о» Грю Мсква Пкой Хроший Говорю Москва Покой Хороший Усечение и растягивание конечных гласных Вер Петровна-а Марь Иванна-а Вера Петровна Марья Ивановна Неверные ударения Во-первЫх ДокУмент ДОсуг ЗвОнит КатАлог КвАртал КилОметр ПодвЕдены ПровЕдены СантИметр СвеклА СредствА ШОфер Во-пЕрвых ДокумЕнт ДосУг ЗвонИт КаталОг КвартАл КиломЕтр ПодведенЫ ПроведенЫ СантимЕтр СвЁкла СрЕдства ШофЁр Неверное произношение БоюсЯ ЗамечАт КажНый СтираюСЯ ТраНвай ЧитАт ШкаП Боюсь Замечает Каждый Стираю Трамвай Читает Шкаф Лексические и морфологические Замена официальных названий аббревиатурами АМЗ ДКЖД КБС ТЦ УПИ ЧГРЭС ЧМЗ (ЧЭМК) ЧТЗ Советский район Дворец культуры железнодорожников Ленинский район Торговый центр Ресторан «Уральские пельмени» Калининский район Металлургический район Тракторозаводский район Искажение, сокращение официальных названий Машинка Металлургов Молодежка Площадь Проспект Северок Табачка Чугунка Улица Машиностроителей Шоссе Металлургов Универмаг «Молодежная мода» Площадь Революции Проспект Ленина Северо-Запад Табачная фабрика Железная дорога
Характерные диалектизмы Блошинка Вехотка Восток Враз Галить Голбец Гомонок Катушка Ладом Навяливать Ни в коем разе Обабок Пентагон Перекресток Полуторка Пятачок Ракушки Раскладушка Сидеть голодом Скать Стайка Стекляшка Толкушка Шаньга Шоркать Блошиный рынок Мочалка Восточный рынок Сразу Выполнять роль ведущего в детской подвижной игре Подпол Кошелек Ледяная горка для катания Как следует Навязывать Ни в коем случае Подберезовик Здание многоугольной формы Торговая точка возле Торгового центра Однокомнатная квартира Торговая точка на ул. Доватора Ларьки на рынках Торговая точка Голодать Раскатывать тесто Сарай Здание, облицованное стеклом Пестик Лепешка, запеченная со сметаной Тереть с целью вычистить, вымыть Неправильные грамматические формы БеЖи Был у мамЕ (у папЕ) ДелОВ ЕХай ЛяЖЬ МестОВ Не пуЩают Сидел задумавшИ Уехал, не дождавшИ ХодЮт ХочУт Беги Был у мамы (у папы) Дел Езжай Ложись Мест Не пускают Сидел задумавшись Уехал, не дождавшись Ходят Хотят Слова со сниженной окрашенностью Башлык Больно Бомжиха Внаклонку Врачиха Голодовать Голосить Гулёнки Девка Директрисса Кокуй Куртёшка Маленько Моркошка Морожка Нажраться Намаяться Капюшон Очень Бомж Внаклон Врач Голодать Громко петь, кричать Голуби Девушка Директор Яйцо Куртка Немножко Морковь Мороженое Напиться пьяным Сильно устать
Начистовую Не ахти Объегорить Озоровать Паршивый Пацан Пацанка Продавчиха Ребятёшки С ночевой Соня Столовка Тенёта Тётка Тулоем Часовалый Шарашиться Шоркать Начистую Не очень Обмануть Озорничать Очень плохой Мальчик Девочка Продавец Дети С ночёвкой Засоня Столовая Паутина Взрослая женщина Целиком Часовой Мешаться в толпе Надоедать Синтаксические Неправильное построение И не знаю, кто улицы чистят. Машина готовая к отъезду. На сессию сейчас мало приезжают студентов. Студенты хорошо одетые. Чего сделал? И не знаю, кто улицы чистит. Машина готова к отъезду. На сессию сейчас мало приезжает студентов. Студенты хорошо одеты. Что сделал? Специфические выражения Наруби чащу. Сели на улку. Наруби хворост. Сели на скамейку на улице. Замена утверждения сомнением Я позва-ал? Я пошла-а? Я позвал. Я пошла.

Приложение № 2


В раздел образования