Автор: Мастеркова Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: БМАДОУ "Детский сад №22" Населённый пункт: Город Березовский Наименование материала: Проект по конструированию Тема: "Конструкторское бюро" Раздел: дошкольное образование
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
(БМАДОУ «Детский сад № 22»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Конструирование
« Конструкторское бюро »
Младшая группа № 1
Проект составила:
Мастеркова Е.И.
Воспитатель с соответствием
занимаемой должности
Березовский
2016 г
Пояснительная записка
Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности состоит в том, что на данном этапе развития
общества , конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. Проблема формирования интереса к
конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как
разнообразное конструирование дает возможность детям не только познавать мир, но и всесторонне развивать свои
способности.
Всестороннее развитие - это идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Всестороннее
развитие осмысливается не только как идеальный результат, но и как процесс воспитания и саморазвитие личности, её
приобщения к культурным ценностям. Оно может осуществляться полноценно только в тех цивилизованных обществах,
где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культурой.
Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета.
Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели».
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности,
способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и
экспериментировать.
Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического,
трудового воспитания; развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при
формировании учебной деятельности; способствует практическому познанию свойств геометрических тел и
пространственных отношений; деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников;-играет
большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе; деятельность имеет большое значение и
для воспитания эстетических чувств. Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не
только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это
одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает
положительные эмоции.
Прежде всего
необходимо вызвать у детей интерес к действиям с деталями конструктора (кубиками, кирпичиками), используя
игровую мотивацию деятельности, поощряя и подбадривая их с помощью восклицаний, коротких стишков; научить
узнавать и различать детали, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия:
накладывать кубики друг на друга, укладывать рядом, скреплять кирпичики ЛЕГО - конструктора. Последующие занятия
целесообразно проводить в форме совместной практической деятельности (ребенок – родитель) с элементами
конструктора. При этом переход к самостоятельной конструктивной деятельности происходит постепенно – за счет
увеличения участия ребенка в построении изображения. Каждое занятие включает в себя пальчиковую гимнастику, игру
с «волшебным» мешочком, подвижную игру и собственно сюжетное конструирование.
Цель проекта:
Всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи :
Образовательные:
- Учить различать , называть и использовать основные детали( кубики, кирпичики, цилиндры)
- Учить сооружать новые постройки, полученные ранее умения( накладывание, приставление)
-Учить изменять постройки способом настраивания в высоту, длину, ширину.
-Учить заменять детали, различать части построек по величине ( большая – маленькая, длинная- короткая)
-Учить обыгрывать постройки, объединять их в сюжет.
- Учить строить постройки по рисунку-чертежу.
-Формировать активный словарь детей
Развивающие:
- Развивать элементарные навыки пространственной ориентации (в, около, за).
- Развивать представление о форме ,величине, цвете.
- Развивать воображение, память, фантазию.
- Развивать любознательность, сообразительность, стремление добиться результатов.
- Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Воспитательные :
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах
.
- Воспитывать навыки аккуратного обращения со строительным материалом, а по окончании игр убирать его на место.
Тип проекта: познавательно-игровой
Форма организации : групповая .
Участники проекта:
Воспитатель, воспитанники младшей группы №1, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : сентябрь – май ( учебный год)
Проект составлен с учетом реализации межпредметных связей по образовательным направлениям соответствующие
ФГОС ДО:
Речевое развитие:
- овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие диалогической и монологической
речи;
Познавательное развитие:
-способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ; развитию воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве).
Физическое развитие:
- способствовать развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Социально-коммуникативное развитие:
- овладение навыками общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности; развитию эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения к результатам
труда сверстников; формирование основ безопасности.
Художественно-эстетическое развитие
-реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей
Ожидаемый результат :
У детей:
- Повысятся уровень познавательных и творческих способностей, наблюдательности, воображения, ассоциативного
мышления и любознательности;
- Сформируются конструктивные навыки и умения, эстетический вкус.
У родителей:
- Повысится уровень компетентности в вопросах организации конструктивной деятельности;
- Проявится интерес к деятельности детей в детском саду.
Методы и приемы:
1.Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.
2.Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.
3.Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий .
4.Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.
Оборудование :
-
Строительные наборы: деревянные и пластмассовые.
- Конструкторы ЛЕГО.
- Сюжетные фигурки соответствующего размера.
-Схемы
- Иллюстрации, фотографии и т.д.
Список литературы
1.О.Э.Литвинова « Конструирование от 3-4 лет» 2015г.
2.И. Л. Лыкова « Конструирование от 3-4 лет» 2015г.
3.Л.В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование» 2016г.
Технологическая карта проекта
Технологическая карта
Этапы реализации
(сроки)
Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность
родителей
Ожидаемый результат
Подготовительны
й сентябрь
Изучение психолого-
педагогической, методической
литературы. Картотека
образцов моделей, схем,
картинок. Создание предметно-
развивающей среды.
Определить цель и задачи
проекта.
Рассматривают
картинки, модели
построек. Знакомятся
с разнообразием
конструкторов.
Помощь в
организации
предметно-
развивающей
среды для
реализации
проекта. Готовят
проекты « Что
такое
конструктор?»
Изучена методическая
литература. Дети с
мотивированы и
ознакомлены с
конструктором. Создана
картотека образцов и
схем.
Создан проект.
Основной
реализация
проекта
октябрь
« Вот какие у нас
дорожки»
Обобщить и уточнить
представление о дороге как
сооружении, созданном для
удобства перемещения в
пространстве. Помочь детям
установить связь между
реальными дорожками и
конструкциями . Обыгрывание
постройки « Идет Катя по
дорожке».
Дети строят разные
дорожки из
конструктора.
Играют в игру.
Совершают
прогулки по
дорожкам с
детьми и
наблюдают за их
созданием и
уборкой.
Освоили связь между
реальными дорожками
и конструкциями.
Овладели умением
конструирования
дорожек.
«Как узкая дорожка
стала широкой».
« Как дорожка
превратилась в
лабиринт»
Ноябрь
« На чем мы сидим?
Напомнить способы
преобразования узкой дорожки
в широкую: замена деталей,
достраивание в ширину.
Познакомить с новым способом
- изменение ширины дорожки
путем поворота деталей.
Обыгрывание постройки. « Едут
машины»
Показать связь между линиями
и постройками: прямая линия-
прямая дорожка; кривая линия-
кривая дорожка. Обыгрывание
лабиринта- дорожку с
поворотом « Мышка в норке»
Познакомить с предметами
ближайшего
окружения( мебель).
Сооружать стул, диван, кресло,
используя полученные раннее
умения ( приставления и
Строят узкие
дорожки и
знакомятся с новым
способом постройки
широкой дорожки.
Играют в игру « Едут
машины»
Строят лабиринты.
Обыгрывают свои
лабиринты.
Строят стул, диван,
кресло и обыгрывают
их.
Создать
фотоальбом по
теме « По каким
дорожкам мы
гуляем с мамой
и с папой»
Помощь в
создании
дидактической
игры «
Лабиринт»
Овладели новым
способом
преобразования узкой
дорожки в
широкую( путем
поворота деталей).
Овладели умением
сравнивать предметы по
ширине(узкий и
широкий)
Освоили связь между
линиями и постройками.
Овладели умением
конструировать кривую
дорожку с поворотом.
Овладели способом
постройки
(приставления и
прикладывание).
Овладели
представлениями о
« Стол и скамейка»
« Кукла Катя ждет
гостей»
Декабрь
« Как низкая башня
прикладывание). Обыгрывание
построек.
Упражнять в умении различать,
называть и использовать
основные детали, сооружать
стол, скамейку , используя
полученные ранее
умения(накладывание).
Обыгрывание построек «
Накроем на стол»
Упражнять в умении сооружать
постройки по собственному
замыслу, используя полученные
ранее умения (накладывание,
приставление, прикладывание)
использовать детали разного
цвета.
Формировать умение
обыгрывать постройки ,
объединяя их по сюжету.
Обобщить представление , что
башня –это высокая постройка.
Помочь осмыслить
Строят стол и
скамейку.
Обыгрывают свои
постройки.
Строят
мебель( кресло, стол,
диван, стул).
Обыгрывают
постройки,
объединяя несколько
игровых действий в
единую сюжетную
линию.
Строят башни низкую
и высокую.
Нарисовать с
ребенком
«мебель
будущего»,
которую хотели
бы поставить в
комнату.
Составить
проекты на тему
предметах мебели.
Овладели способом
постройки
(накладывание).
Овладели умением
группировать детали по
сенсорным признакам
(цвет). Овладели
умением обыгрывать
постройки, объединяя
их по сюжету.
Овладели способами
изменения постройки в
высоту (достраивание,
стала высокой»
« Как башня
превратилась в
пирамиду»
« Вот какие елочки»
Январь
« Лесенки»
структуру( башня, крыша,
фундамент).
Способствовать развитию
мышления, воображения.
Упражнять в умении
накладывать кубик на кубик,
соотнося кубики по величине.
Воспитывать
самостоятельность.
Уточнить представление о
строении елки( ствол и ветки).
Познакомить со способом
симметричного
конструирования( от ствола
идут ветки в обе стороны)на
плоскости.
Закрепить умение различать,
называть и использовать
Обыгрывают
постройки.
Строят пирамиды
разной величины.
Обыгрывают
постройки.
Строят елки на
плоскости.
Обыгрывают
постройки( украшают
елки).
«Самые высокие
башни и
пирамиды»
Составить
фотоальбом
традиции семьи
« Как проводим
новый год и
украшаем елку»
добавления вверху и
внизу). Освоили
структуру башни.
Освоили
последовательность
выполняемых действий.
Овладели способом
постройки пирамид с
использованием деталей
разной величины
( большой и маленький)
Освоили строение елки.
Овладели способом
симметричного
конструирования на
плоскости.
Освоили способы
вертикальных построек.
Освоили различия
пространственного
направления (вверх-
«Как лесенка
превратилась в
горку»
Февраль
« Как лесенка
превратилась в
железную дорогу»
строительные детали.
Развивать умение различать
пространственные направления
(вверху-внизу)
Уточнить способы создания
вертикальных построек.
Познакомить с новой деталью-
пластиной.
Упражнять умение к
конструированию лесенки с
перекладинами и ее
преобразованию в железную
дорогу со шпалами.
Познакомить с новым способом
конструирования из брусков
различной длины, путем
наложения. Обучать детей
строить на плоскости:
выкладывать детали на
расстоянии друг от друга.
Строят лесенку.
Обыгрывают ее.
Строят лесенку, а
затем горку.
Обыгрывают
постройку.
«Прокатимся с
горки»
Строят лесенки на
плоскости, а затем
железную дорогу.
Обыгрывают
постройки « Поезд
едет по железной
дороге»
Составить
проект по теме
« Лесенка -
чудесница»
Совместное
творчество папы
и ребенка
вниз). Овладели
способом постройки
лесенки(накладывание и
приставление)
Освоили строение и
назначение горки ,
лесенки.
Овладели новой
деталью- пластиной.
Овладели новым
способом постройки из
брусков.
Овладели умение
сравнивать предметы по
длине, путем
наложения.
« Вот какие разные
машины»
« Гараж для
машины»
Март
«Вот какие клумбы»
Способствовать развитию
представлений о видах
транспорта. Учить подбирать
детали для основных частей
машины ( кабина, кузов) .
Познакомить с новой деталью-
цилиндр.
Познакомить со способом
создания неустойчивой
конструкции из разных деталей.
Уточнить представление о
назначении и строении гаража
(стены, крыша, ворота).
Упражнять умение в создании
замкнутых построек, крыши.
Учить сравнивать предметы по
величине (высоте, ширине,
длине).
Познакомить с вариантами
размещения деталей
(кирпичиков) впритык друг к
другу или на не большом
Рассматривают
новую деталь, строят
машинки.
Обыгрывают
постройки.
Строят разные
гаражи. Обыгрывают
постройки.
Строят клумбы и
обыгрывают их.
поделка по теме
« Транспорт
моей мечты»
Овладели способом
создания неустойчивой
конструкции из разных
деталей.
Овладели новой
деталью- цилиндр.
Освоили основные части
машины( кузов, кабина)
Овладели умением
сравнивать предметы по
высоте, ширине, длине.
Овладели умением в
создании замкнутых
построек. Освоили
употребление
существительных с
предлогами( в, из).
Овладели умением
создавать замкнутую
постройку.
Освоили способ-
круговая постройка.
« Забор для
петушка»
« Загородка для
гусят»
Апрель
«Как лодка
превратилась в
кораблик»
« Мост с дорожкой»
расстоянии. От центра или по
кругу. Дать представление о
круговой композиции.
Упражнять в умении сооружать
забор, располагать кирпичики
вертикально и горизонтально
(постройка напоминает прямую
линию). Продолжать знакомить
с домашними птицами.
Совершенствовать умение
располагать кирпичики по
кругу, ставить их плотно друг к
другу(замкнутая постройка)
Установить связь между
реальными лодками и
детскими постройками.
Напомнить способ
конструирования замкнутых
сооружений. Дать
представление , что лодка и
корабль водный транспорт.
Строят забор для
петушка,
обыгрывают
постройки.
Строят загородку.
Обыгрывают ее.
Строят лодку, а затем
перестраивают их в
кораблики.
Обыгрывают
постройки.
Совместное
творчество
мамы и ребенка
поделка на тему
« Клумба для
нашего участка»
Составить
Овладели умением
сооружать постройки,
располагая кирпичики
вертикально и
горизонтально. Освоили
способ линейной
постройки.
Освоили способ
замыкания конструкции
в пространстве.
Освоили, что лодка и
корабль это водный
транспорт. Овладели
умением создавать
замкнутую постройку по
ассоциации с реальным
объектом.
Овладели умением
«Дом с забором»
Май
Заключительный
« Наш город рос-рос
и вырос»
Уточнить и обобщить
представление о мостике как
сооружении. Поощрять
желание сооружать постройки
по собственному замыслу.
Упражнять в умении
располагать кирпичики
вертикально, ставить плотно
друг к другу, побуждать к
созданию вариантов
конструкций, добавляя другие
детали.
Создать коллективную
композицию « Город» из
строительного материала.
Используя усвоенные
умения(приставление,
накладывание, прикладывание)
деталей.
Строить мостик с
дорожкой.
Обыгрывать
постройки,
объединять их по
сюжету( дорожка к
мосту).
Строят дом с
забором.
Обыгрывают
постройки.
Строят коллективную
композицию.
Обыгрывают ее.
проект на тему
« Мосты –
величавые»
Создать макет
на тему « Улица
на которой я
живу»
различать , называть,
использовать основные
детали(кубики,
кирпичики, пластины,
цилиндры)
Овладели умение
располагать кирпичики
вертикально, ставить
плотно друг к другу.
Освоили разные
варианты конструкций.
Овладели умение
работать в коллективе.
Овладели умением
использовать в
свободной деятельности
приобретенный опыт и
самостоятельно
обыгрывать постройки.