Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения дошкольников
Автор: Чепцова Светлана Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 25 Населённый пункт: Город Армавир, Краснодарский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения дошкольников Раздел: дошкольное образование
дошкольников
(методические рекомендации
для воспитателей)
Использование
здоровьесберегающих
технологий
в процессе обучения
дошкольников
(методические рекомендации
для воспитателей)
Дошкольный
возраст
является
решающим
в
формировании
фундамента
физического
и
психического
здоровья. Д о 7 ле т человек
проходит
огромный
путь
развития,
неповторяемый
на
протяжении
последующей
жизни.
Именно
в
этот
период
идёт
интенсивное
развитие
органов
и
ст ановление
функциональных
систем
организма,
закладываются
основные
черты
личности,
формируется
характер,
отношение
к
себе
и
окружающим.
Очень
в а ж н о
и м е н н о
н а
э т о м
э т а п е
сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа
жизни,
осознанную
потребность
в
систематических
занятиях
физической
культурой
и
спортом.
Дошкольное
образовательное
учреждение
должно
постоянно
осваивать
комплекс
мер,
направленных
на
сохранение
здоровья
ребёнка
на
всех
лапах
его
обучения
и
развития.
Существуют
разнообразные
формы
и
виды
деятельности,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников.
Их
комплекс
получил
в
настоящее
время
общее
название
«здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий - объединить
педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на
сохранение,
укрепление
и
развитие
здоровья.
Так
что
же
т а ко е
«здоровьесберегающая
технология»?
Здоровьесберегающая
технология
это
целостная
система
воспитательно-оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий,
которые
осуществляются
в
процессе
взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и роди
J
елей, ребёнка и доктора.
Цель
здоровьесберегающих
технологии
-
обеспечить
дошкольнику
возможность
сохранения
здоровья,
сформировать
у
него
необходимые
знания,
умения
и
навыки
по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной
жизни.
Задачи
здоровьесберегающих
технологиий:
-
Формировать
здоровьесберегающее
и
здоровьеукрепляющее
поведение
в
специально
созданных
и
жизненных
ситуациях;
- Создавать психологически комфортную среду в группах;
-
Обогащать
эмоциональную
сферу
положительными
эмоциями;
-
Развивать
дружеские
взаимоотношения
через
игру
и
общение
в
повседневной
жизни;
-
Корректировать
проявление
эмоциональных
трудностей
детей
(тревожность,
страхи,
агрессивность,
низкая
самооценка)
-
Дать
представления
о
значении
сердца,
легких,
мышц,
языка,
глаз,
зубов
в
жизнедеятельно сти
человека,
условиях
их
н о рм а л ь н о го
функционирования;
-
Развивать
умения
действовать
в
соответствии
с
усвоенными
правилами;
-
Развивать
умения
действовать
в
соответствии
с
усвоенными
правилами;
Интеграция
областей:
здоровье,
познание,
ком м у н и ка ц и я ,
социализация
,
художественное
творчество
,безопасность.
Здоровье с берегающая
технология
– это
цело стная
с и с т е м а
воспитательно-оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий,
которые
осуществляются
в
процессе
взаимодействия
ребёнка
и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии
применяются
в
различных
видах
деятельности
и
представлены
как:
1.
Технологии
сохранения
и
стимулирования
здоровья
(ритмопластика,
динамические
паузы,
подвижные
и
спортивные
игры,
релаксация,
пальчиковая
гимнасика,
гимнастика
для
глаз,
дыхательная
гимнастика,
игровая
оздоровительная
гимнастика).
2.
Технологии
обучения
здорового
образа
жизни
(утренняя
гимнастика,
физкультурные
занятия,
самомассаж,
активный
отдых
(физкультурный
досуг,
физкультурный
праздник,
музыкальный
досуг,
«День
здоровья»),
точечный
массаж).
3.
Технологии
коррекционные
(артикуляционная
гимнастикам,
психогимнастика,
фонетическая
ритмика,
цветотерапия
,
арттерапия,
сказкотерапия).
В
моей
группе
созданы
педагогические
условия
для
реализации
здоровье сберегающих
технологий.
Основными
из которых
являются:
организация
разных
видов
деятельно сти
детей
в игровой
ф о рм е ;
о р г а н и з а ц и я к у л ь т у р н о г о творче ства
дошкольников;
о с н а щ е н и е
деятельности
детей
оборудованием,
игрушками,
играми,
игровыми
упражнениями
и
пособиями. В с я эта работа осуществляется
комплексно,
в
течение
всего
дня
и
с
участием
медицинских
и
педагогических
работников:
воспитателя,
музыкального
руководителя.
Являясь
участником
этого
общего
процесса,
я
уделяю
особое
внимание обучению дошкольников
основным
движениям
и
навыкам
здорового о б р а з а жизни,
применяя
на
практике
в н ед р е н и е
р а з л и ч н ы х
м е тод о в
и
п р и е м о в
д л я
с о зд а н и я
с р е д ы
здоровьесберегающего
процесса
в
своей
возрастной
группе
Технологии
сохранения
и
стимулирования
здоровья:
Ритмопластика проводится 1 раз в неделю. Во время занятии у
детей
развивается
музыкальный
слух,
чувство
ритма,
гибкость
и
пластичность,
формируется
правильная
осанка.
Обращается
внимание
на
художе ственною
ценно сть,
величину
физиче ской
нагрузки
и
е ё
соразмерность
возрастным
показателям
ребёнка.
Динамические
паузы проводятся
во
время
занятий,
2-5
мин.,
по
мере
утомляемости
детей. В о время
их
проведения
включаются
элементы
гимнастики
для
глаз,
дыхательной,
пальчиковой
гимнастики
и
других
в
зависимости
от
вида
занятия.
Подвижные
и
спортивные
игры проводятся ежедневно
как
часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате, со средней
степенью
подвижности.
Игры
подбираются
в
соответствии
с
возрастом
ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация.
Для
психического
здоровья
детей
необходима
с б а л а н с и р о в а н н о с т ь
п ол ож и т е л ь н ы х
и
от р и ц ат е л ь н ы х
э м о ц и й ,
о б е с п е ч и в а ю щ а я
п о д д е р ж а н и е
д у ш е в н о г о
р а в н о в е с и я
и
жизнеутверждающего
поведения.
Наша
задача
состоит
не
в
том,
чтобы
подавлять
или
искоренять
эмоции,
а
в
том,
чтобы
научить
детей
ощущать
свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью
в
своей
работе
я
использую
специально
подобранные
упражнения
на
расслабление
определенных
частей
тела
и
всего
организма.
Проводятся
в
любом
подходящем
помещении. В зависимости
от
состояния
детей
и
целей
определяется
интенсивность
технологии.
Используется
для
работы
спокойная
классическая
музыка
(Чайковский,
Рахманинов)
,
звуки
природы.
Выполнение
таких
упражнений
очень
нравится
детям,
т.
к.
в
них
есть
элемент
игры.
Они
быстро
обучаются
этому
непростому
умению
расслабляться.
Пальчиковая
гимнастка
проводится
индивидуально, либо
с
подгруппой
детей
ежедневно.
Тренирует
мелкую
моторику,
стимулирует
р е ч ь ,
про странственное
мышление,
внимание,
к р о во о б р а щ е н и е ,
воображение,
быстроту
реакции.
Полезна
всем
детям,
особенно с речевыми
проблемами.
Проводится в любой
удобный
отрезок
времени.
Гимнастика
дли
глаз
проводится
ежедневно
по
3-5
мин.
в
л ю б о е свободное
время
в
зависимости oт
интенсивности
зрительной
нагрузки,
способствует
снятию
статического
напряжения
мышц
глаз,
кровообращения. В о время
её
проведения
используется
наглядный
материал,
показ
педагога.
Дыхательная
гимнастика
проводится
в
различных
формах
физкультурно
-
оздоровительной
р а б от ы . У
детей
активизируется
кислородный
обмен
во
всех
тканях
организма,
что
с п о с о б с т вуе т
нормализации и оптимизации его работы в целом.
Гимнастика
после
сна проводится
ежедневно
после
дневного
сна 5-7 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение,
упражнения
на
коррекцию
плоскостопия,
воспитания
правильной
осанки,
обширное
умывание.
Для
профилактических
целей
б ы л изготовлен
коврик-
дорожка
с
крышками
от
бутылок
.
Дети
с
удовольствием
ходят п о нему
после
дневного
сна.
Дорожка п р е к р а с н о массажирует
ступни
малыша,
укрепляет
мышцы п связочный аппарат спины, защищая организм в целом.
Точечный
массаж
Аллы
Алексеевны
УМАНСКОЙ.
Массаж
биологически
активных
точек
повышает
тонус
мышечной
с и с т е м ы
р е б е н к а ,
у к р е п л я е т
о п о р н одвигательный
а п п а р ат,
спо собствуют
улучшению
в
организме
обменных
п р о ц е с с о в ,
помогает
справиться
с
различными
заболеваниями.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии в
н а ш е й группе
- э т о в
первую
очередь
технология
воспитания
валеологической
культуры
или
культуры
здоровья
детей.
Цель этих технологий
-
становление
осознанного
отношения
ребёнка
к
здоровью
и
жизни
человека,
накопление
знаний о здоровье
и
развитие
у м е н и я
о б е р е г ат ь ,
п од д е р ж и в ат ь
и
с ох р а н я т ь
е го ,
о б р е т е н и е
в а л е о л о г и ч е с ко й
ко м п е т е н т н о с т и , п о з в о л я ю щ е й
д о ш к о л ь н и к у
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической
самопомощи
и
помощи.
Иными
словами,
нам
важно
достичь
такого
результата,
чтобы
наши
дети,
переступая
порог
«
взро слой
жизни»
не
только
имели
высокий
потенциал
зд о р о в ь я ,
позволяющий
вести
здоровый
образ
жизни,
но
и
имели
багаж
знаний,
позволяющий им делать это правильно.
Технологии
обучения
здоровому
образу
жизни:
Утренняя
гимнастика
проводится
ежедневно
6-8
мин.
с
музыкальным
сопровождением.
Музыка
сопровождает
каждое
упражнение.
У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные
занятия
проводятся
2
раза
в
неделю
по
20
мин.,
вспортивном
зале,
и
1
раз
на
улице
(ППДА), в
соответствии
с
программой,
по
которой
работает
ДОУ.
Они
направлены
на
обучение
двигательным
умениям
и
навыкам.
Регулярные
занятия
физкультурой
укрепляют
организм
и
способствуют
повышению
иммунитета.
-
Самомассаж.
Самомассаж
-
это
массаж,
выполняемый
самим
ребёнком
.Он
улучшает
кровообращение,
помогает
нормализовать
работу
внутренних
органов,
улучшить
осанку.
Он
способствует
не
только
физическому
укреплению
человека,
но
и
оздоровлению
его
психики.
Для
детей
самомассаж
-это
профилактика
сколиозов,
простудных
заболеваний,
вегетативных
дистоний.
Он
благоприятствует
психоэмоциональной
устойчивости
к
физическому
зд о р о в ь ю,
повышает
функциональную
деятельность
головного
мозга,
тонизирует
весь
организм.
Самомассаж
проводится
в
игровой
форме
ежедневно
в
виде
пятиминутного
занятия
или
в
виде
динамической
паузы
на
занятиях.
Весёлые
стихи,
яркие
образы,
обыгрывающие
массажные
движения,
их
простота,
доступность,
возможность
использования
в
различной
обстановке
и
в
любое
время
способствуют
изменению
позиции
ребенка
из
объекта
в
субъект
педагогического
воздействия,
а
это
гарантия
успеха
реабилитационной,
коррекционной
и
развивающей
работы.
Активный
отдых
(физкультурный
досуг,
физкультурный
праздник,
музыкальный
досуг,
«День
здоровья»).
При
проведении
досугов,
праздников
все
дети
приобщаются
к
непосредственному
участию
в
различных
состязаниях,
соревнованиях,
с
увлечением
выполняют
двигательные
задания,
при
этом
дети
ведут
себя
более
раскованно,
чем
на
физкультурном
занятии,
и
это
позволяет
им
двигаться
без
особого
напряжения.
При
этом
используются
те
двигательные
навыки
и
умения,
которыми
они
уже
прочно
овладели,
поэтому
у
детей
проявляется
своеобразный
артистизм,
эстетичность
в
движениях.
Физкультурные
праздники
и
досуги
обязательно
сопровождаются
музыкой:
это
благотворно
влияет
на
развитие
у
детей
чувства
прекрасного,
закрепляет
умения
двигаться
под
музыку,
понимать
характер
музыкального
произведения,
развивает
музыкальный
слух,память.
На
участке
детского
сада
имеется
спортивное
оборудование,
которое
позволяет
обеспечить
максимальную
двигательную
активность
детей
на
прогулке.
Коррекционные
технологии:
Артикуляционная
гимнастика
-
упражнения
для
тренировки
органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые
для
правильного
звукопроизношения,
помогают
быстрее
«поставить»
правильное
звукопроизношение,
преодолеть
уже
сложившиеся
нарушения
звукопроизношения.
Занятия
но
профилактике
и
коррекции
речевых
нарушений с детьми проводит логопед.
Технологии
музыкального
воздействия .
Музыка
обладает
сильным
психологическим
воздействием
на
детей.
Она
влияет
на
состояние
нервной
системы
(успокаивает,
расслабляет
или,
наоборот,
будоражит,
возбуждает),
вызывает
различные
эмоциональные
со стояния
( о т
умиротворенности),
покоя
и
гармонии
до
беспокойства,
подавленности
или
агрессии).
В
связи
с
этим
важно
обратить
внимание
на
то,
какую
музыку
слушаем
мы
и
наши
дети.
При
использовании
музыки
помню
об
особенностях
воздействия
характера
мелодии,
ритма
и
громкости
на
психическое
состояние
детей.
Использую
в
качестве
вспомогательного
средства
как
часть
других
технологий,
для
снятия
напряжения,
повышения
эмоционального
настроя.
Широко
использую
музыку
для
сопровождения
учебной
деятельности
дошкольников
(на
занятиях
по
изодеятельности,
конструированию,
ознакомлению
с
окружающим
миром
и
т.д.)
Спокойная
музыка,
вызывающая
ощущения
радости,
покоя,
любви,
спо собна
гармонизировать
эмоциональное
состояние
маленького
слушателя,
а
также
развивать
концентрацию
внимания.
Также
музыку
использую
перед
сном,
чтобы
помочь
с
трудом
засыпающим
детям
успокоиться
и
расслабиться.
Когда
дети
лягут
в
постель,
включаю
спокойную,
тихую,
мелодичную,
мягкую
музыку
и
прошу
их
закрыть
глаза
и
представить
себя
в
лесу,
на
берегу
моря,
в
саду
или-в
любом
другом
месте,
которое
вызывает
у
них
положительные
эмоции.
Обращаю
внимание
детей
на
то,
как
,расслабляется
и отдыхает каждая часть их тела.
Сказкотераиии
используется
для
психотерапевтической
и
развивающей
работы.
Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может
быть
групповое
рассказывание.
В
своей
работе
чаще
использую
авторские
сказки,
т.к.
в
них
есть
много
поучительного.
Сказки
не
только
читаю,
по
и
обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для
этого
используем
кукольный
театр,
ролевые
игры,
в
которых
дети
перевоплощаются
в
разных
сказочных
героев.
Дети
также
сами
сочиняют
сказки,
ведь
придуманная
сказка
ребёнком,
открывающая
суть
проблемы
-
основа
сказкотераиии.
Через
сказку
можно
узнать
о
таких
переживаниях
детей,
которые
они
сами
толком
не
осознают,
или
стесняются
обсуждать
их
со
взрослыми.
Таким
образом,
каждая
из
рассмотренных
технологий
имеет
о зд о р о в и т е льн у ю
н ап р а вле н н о с т ь.
а
и с п ользуе ма я
в
ко м п л е к с е
здоровьесберегающая
деятельность
в
итоге
формирует
у
ребенка
привычку
к
здоровому
образ
жизни.