Автор: Власова Светлана Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Брусничка" Населённый пункт: г. Салехард Наименование материала: методическая разработка Тема: Путешествие в зимний лес. Раздел: дошкольное образование
Занятие по развитию речи
Тема: «Путешествие в зимний лес»
(для детей средней группы)
Программные задачи : формировать у детей умение внимательно слушать загадки,
перечислять основные признаки каждого времени года, пользоваться схемами, вспомнить
правила поведения в лесу, развивать интонационную выразительную речь, упражнять в
проговаривании фраз с различной интонацией, наблюдательность, прививать любовь и
бережное отношение к природе, коммуникативные способности детей.
Материал: шапочка Кошки, шапочка Зайца, шапочка Лисы, кукла – рукавичка - Киска.
Ход занятия:
Вос –ль: Ребята, я приглашаю вас в лес на прогулку. В лесу сейчас так много снега, что
нам луче отправиться на лыжную прогулку. Встали на лыжи, взяли палки в руки и пошли
– имитация ходьбы на лыжах. Тихо, только снег скрипит.
Вос – ль: У меня снег скрепит вот так ссс – ссс – ссс. Карина, а у тебя как скрепит снег?
Воспитатель спрашивает детей индивидуально, затем дети повторяют хором, изображая
при этом ходьбу на лыжах.
Вос – ль: Вот и пришли мы с вами в сказочный зимний лес. Давайте поздороваемся с
лесом.
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Вос – ль: Как вы думаете ,почему в лесу так тихо?
Во с – ль: У меня есть загадки – подсказки.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Вос- ль : Молодцы, ребята
Вос- ль: Как называется дом медведя?
Вос – ль : Как вы думаете, как бы медведь поздоровался с лесом?
Дети индивидуально произносят фразу низким голосом.
Вос – ль: Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да и побежала.
( Ежик)
Вос – ль: А как бы ежик поздоровался с лесом?
Дети индивидуально произнося фразу.
Вос – ль: Но в норе живет еще один зверь.
За деревьями, кустами.
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
( Лиса)
Вос – ль: А кто живет еще в норе?
Вос –ль: Дети, лес такой большой, страшно немного . Дети с тревогой в голосе произнося
фразу.
Вос – ль: Нас много, и нам совсем не страшно. Давайте хором поздороваемся с лесом.
Вос – ль: С лесом мы поздоровались, можно продолжить нашу прогулку. Здесь ребята
небольшая горка, нужно сильно оттолкнуться. Поехали!
Вос – ль: Дети, вы заметили, что снег по – другому скрепит, когда мы скатывались с горки.
Сссссссссс
Вос – ль: С горки все благополучно скатились? Никто не упал? Можно ехать дальше?
Вос – ль: А чьи это следы? Обращает внимание детей на следы.
Вос – ль: Интересно, куда нас приведут эти следы? Идем по следу.
Вос – ль: Слышите? Кто – то хвастается.
Где – то я это уже слышала:
- У меня не усы, а усищи!
- Не зубы, а зубищи!
Вос – ль: Да это же Заяц – хваста! Арина, как хвастался заяц?
Воспитатель предлагает повторить слова зайца индивидуально. На ребенка, который
повторяет слова зайца, одевается шапочка.
Вос – ль: В лесу много интересного. Поехали дальше. Там были заячьи следы. Интересно,
а эти следы, куда нас приведут?
Вос – ль: Обращает внимание детей на другие следы. Сейчас мы узнаем, кому
принадлежат эти следы.
Вос – ль: Ребята, что мы встретили зайца – это понятно, зайцы живут в лесу. А как же
сюда попала кошка? Сейчас мы поздороваемся и спросим у нее, как дела?
Вос – ль: Здравствуй, Киска!
Как, дела?
Что же ты от нас
Ушла?
Киска: Не могу я с вами жить!
Негде хвостик положить.
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете.
Потешка детям эта знакома. Роль кошки исполняет ребенок, который держит в реках
игрушку. На голове у ребенка – шапочка кашки.
Вос – ль: Киска, ты не обижайся,
Скорей домой к нам возвращайся.
Вос – ль: Давайте вместе попросим у кошки прощения.
Вос – ль: Кошка вернулась домой, а мы можем продолжить нашу прогулку.
Вос – ль: Ребята, сколько интересного, и необычного, можно увидеть в лесу. Долго по
лесу шагали. Наверное, устали. Для всех, кто устал, объявляю, привала.
Проводится с детьми игра « Лиса и зайцы»
Вос – ль: Зимний день короткий. Закончился наш привал, пора домой возвращаться.
Прежде чем домой возвращаться, надо с лесом попрощаться. Давайте скажем лесу: до
свидания лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Дети прощаются хором, с разной интонацией голоса: громко – еще в лесу, тише – уходит
все дальше от леса, тихо – вышли из леса.