Напоминание

Рабочая программа по истории 6 класс


Автор: Смирнова Марина Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦИО"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по истории 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Рабочая программа по истории

6 класс

(очная/индивидуальная форма

обучения)


Пояснительная записка к курсу «Мир истории», 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В. Воронковой. Москва. ВЛАДОС.2012г.; авторской программой для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. История России. Автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой. Москва. ВЛАДОС. 2012г.; ФБУПом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065; содержит рекомендации примерных адаптированных основных общеобразовательных программ по обучению учащихся с ОВЗ (слабовидящих, НОДА, с ЗПР).
УМК:
И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова «Мир истории» 6 класс Москва « Просвещение». 2011 год. В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель
изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XIклассах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
 формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;  формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;  формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;  формирование умения работать с «лентой времени»;  формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;  воспитание интереса к изучению истории  коррекция и развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы
Ожидаемые результаты изучения учебного предмета.

Предметные результаты
Минимальный уровень Достаточный уровень понимание доступных исторических фактов; использование некоторых усвоенных понятий в активной речи; последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов; использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок; усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватное реагирование на оценку учебных действий. знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы; использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; участие в беседах по основным темам программы; высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученнымфактам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя; владение
элементами самоконтроля при выполнении заданий; владение элементами оценки и самооценки; проявление интереса к изучению истории.
Ожидаемые результаты в формировании УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД
Личностные учебные действия п р е д с т а в л е н ы с л е д у ю щ и м и умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться ш к о л ь н ы м и у с п е х а м и и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их де я те льно с ти; а к т и в н о в к л ю ч а т ь с я в о б щ е п о л е з н у ю с о ц и а л ь н у ю деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Ко м м у н и к а т и в н ы е у ч е б н ы е действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, б ы т о в ы х и д р . ) ; с л у ш а т ь с о б е с е д н и к а , и с п о л ь з о в а т ь доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для р е ш е н и я п р а к т и ч е с к и х и у че б н ы хз а д ач; о с у щ е с т в л я т ь взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и о ц е н к у, к о р р е к т и р о в а т ь в с о о т в е т с т в и и с н е й с в о ю деятельность. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию; и с п о л ь з о в а т ь у с в о е н н ы е логические операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, з а кон оме рн о с т е й , причинно-следственных связей) н а н а гл я д н о м , д о с т у п н о м вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые м е ж п р е д м е т н ы е з н а н и я , о т р а ж а ю щ и е н е с л о ж н ы е , доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Формы работы:
рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, экскурсии в музеи.

Рекомендации:
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные обучающимся с НОДА: - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; - индивидуализация обучения; - наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; - максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо- моторных навыков, пространственных и временных представлений, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).
Учащийся, обучающийся по адаптированной основной

образовательной программе для учащихся с нарушением интеллекта

Учащийся,

обучающийся

п о

а д ап т и р ов а н н о й

о с н о в н о й

образовательной программе для учащихся с нарушением опорно-

двигательного аппарата
. Умственная отсталость—это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС –чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников
.
Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем
развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно- развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) оказывает благоприятное влияние на развитие словесно-логического мышления, внимания, способствует обогащению представления и воображения, увеличению словарного запаса, развитию устной и письменной речи.
Основными

направлениями

в

специальной

поддержке

являются:
- иллюстративная, символическая наглядность различных вариантов планов вопросов педагога и т.д., - увеличение словарного запаса, развитие устной и письменной речи, - разработка алгоритмов учебной и социальной деятельности, - использование вспомогательного материала в учебной деятельности (терминологические словари, формулы вычисления исторического времени, таблица соответствия арабских цифр римским) обучающимся с НОДА: - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; - наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; - коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; - максимальное расширение образовательного пространства – выход за выход за пределы образовательного учреждения. выход за пределы образовательного учреждения.
Тематическое планирование к курсу «Мир истории», 6 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год

№п/п

Раздел, тема урока

Кол-

во

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

(результат)

Коррекционный блок

Специальные условия

инклюзивного образовани

Раздел I Введение

10
1 История имени. Отчество и фамилия человека. Семья. 1 Фамилия, происхождение фамилий. Понятие о семье. З: что такое семья; происхождение, фамилия; Способствовать развитию памяти , внимания, запоминанию; продолжить знакомство с учебником: правила пользования учебником , нахождение Упражнение на словообразование
иллюстраций, формировать навыки работы с тетрадью по истории; развивать устную речь учащихся. 2 Биография. 1 Даты жизни. Понятие биография. З: понятия — дата, дата жизни; биография У: рассказать свою биографию Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; продолжать знакомство с учебником: работа с оглавлением, расположением материала в учебнике Группировка объектов (развитие пространственных представлений) 3 Поколения людей 1 Понятия: родословная, поколения, предки, потомки. З: понятия: родословная, поколения, предки, потомки. У: называть своих предков Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность Терминологический кроссворд (пополнение словарного запаса) 4 О доме. Название городов и улиц 1 Понятия: дом, жилище. Виды домов. названия улиц своего города, дорогу из дома в школу и обратно, название маршрутов автобусов и название остановок. Чертеж схемы улиц и маршрутов. З: понятия: дом, жилище; виды домов; названия улиц своего города, дорогу из дома в школу и обратно, название маршрутов автобусов и название остановок У: чертить схемы улиц и маршрутов. Способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса; учить составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником. Развивать способности концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путем постановки вопросов перед каждой частью изучаемого материала Упражнение на слообразование Анализ картинки, подведение ее под словесное выражение 5 Родник «Двенадцать ключей». Истоки. Наша Родина – Россия 1 Понятия: источник, родник, русло, ключ, студёный, целитель. Понимание о большой и малой родине; страна, название страны З: понятия: источник, родник, русло, ключ, студёный, целитель. Учить выделять, находить и объяснить новые слова и термины по содержанию рассказа; развивать умения работать с иллюстрацией, исторической картой Работа с картой (развитие пространственных представлений)
Продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события 6 Как устроено государство. Герб, флаг, гимн России. Москва – столица России 1 Устройство государства, президент, премьер министр, дума, законфлага, изображение герба, гимн страны. Главный город страны. З: устройство государства цвета государственного флага, изображение герба, гимн страны; название столицы Продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы. Учить извлекать новые знания из прочитанного текста; продолжить развивать умения самостоятельно работать с учебником; Развивать умения выделять главные мысли в тексте учебника; закреплять умения работать с исторической картой Образование текста путем соединения отдельных слов в предложения. 7 Что такое время. Счет лет в истории. Историческое время 1 Понятия: время, вчера, сегодня, завтра, времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. З: понятия: время, вчера, сегодня, завтра, времена года, месяцы, недели, сутки, части суток, понятия об историческом времени - век, эпоха, тысячелетие У: последовательно называть дни недели; месяцы года; времена года и т. д.,пользоваться исторической лентой времени Обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы Работа с лентой времени (развитие математических и пространственных представлений) 8 Историческое время. Лента времени
Тестовые задания по

теме:
1 Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера- прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; З: понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через Применять полученные знания на практике, формировать умение работать на уроке самостоятельно и активно; продолжать развивать умения Работа с лентой времени (развитие математических и пространственных представлений)

Представление о

времени в истории
завтра, через день, через месяц, через год- будущее, век день, через месяц, через год- будущее. учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы Тест (группировка предметов- подведение под основание) 9 Что такое история. Какие науки помогают истории 1 Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера- прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год- будущее, век З: понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год- будущее. Применять полученные знания на практике, формировать умение работать на уроке самостоятельно и активно; продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы Зрительный диктант 10 Историческая карта.
Тестовые

задания по разделу I:

Введение.Что

изучает наука

история.

Историческая карта
1 Понятия история - как наука. Понятия: наука. Источники исторических знаний. З: понятия: наука, наука история; источники исторических знаний Продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы Работа с картой (развитие пространственных представлений)
Раздел II

История Древнего мира

5
11 Человек прямоходящий. Внешний вид. Среда обитания 1 Понятия человек прямоходящий; становление человека ка нового вида З: понятие- человек прямоходящий; внешний. Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность; продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы вид, образ жизни и основное занятие 12 Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века 1 Понятие- человек умелый. Внешний вид, орудия труда, образ жизни и основное занятие. З: понятие- человек умелый; внешний вид, орудия труда, образ жизни и основное занятие Продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы
13 Ледники. Наступление ледников. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Новые занятия людей. 1 Климат, изменение климата земли, наступление ледников, смена образа жизни древних людей. Борьба за выживание, Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. З: понятие — климат; образ жизни людей при различных климате на земле;основные занятия человека Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность; учить анализировать текст и рисунки; формировать умения пересказывать текст с логическими частями 14 Время и место появления человека разумного. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей 1 Время и место появления. Внешний вид. Климатические условия. Климат. З: понятия об общине, роде, племени; коллективы первых людей Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность 15 Начало бронзового века. Появление новых орудий труда
Тестовые задания по

разделу: История

Древнего мира
1 Развитие земледелия , скотоводства; начало бронзового века. Оседлый образ жизни З: первые орудия труда; орудия труда из бронзы Продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы
Раздел III: История вещей и

дел человека

10
16 Огонь в жизни древнего человека. Огонь открывает новую эпоху в жизни человека 1 Источники огня в природе, способы добычи, использование огня для жизни: тепло, пища, защита от З: источники огня в природе, способы добычи, использование огня для жизни Учить анализировать текст и рисунки; формировать умения пересказывать текст с логическими частями
диких животных. 17 Вода в природе. Вода её значение в жизни человека 1 Вода в природе, значение воды в жизни человека, профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов. З:профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов; значение воды в жизни человека Продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы 18-19 Какие дома строили древние люди. Развитие строительства жилища человека 2 Понятие жилище человека. Первые жилища человека: пещеры, шалаши, земляные укрытия, история совершенствования жилища. З: что такое дом, жилище; названия жилища у различных народов (2-3 вида); историю жилища Обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы; продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы; учить анализировать текст и рисунки; формировать умения пересказывать текст с логическими частями 20 Как появилась мебель (уточнение представлений о мебели, о назначении , видах, материалах для ее изготовления 1 Понятия: мебель, назначение, виды, материалы. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. З: историю появления мебели в жилище человека; профессии людей , связанные с изготовлением мебели. Учить анализировать текст и рисунки; формировать умения пересказывать текст с логическими частями 21 Питание как главное условие жизни любого живого организма. Добывание пищи древним человеком 1 Питание как главное условие жизни любого живого организма; способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, З: первые орудия труда; орудия труда из бронзы Продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы
скотоводство 22 История хлеба и хлебопечения 1 История хлеба, названия хлеба у различных народов историю хлеба; знать названия хлеба у различных народов (2-3 названия) Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность; учить анализировать текст и рисунки; формировать умения пересказывать текст с логическими частями 23 История появления посуды. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды 1 Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность; учить анализировать текст и рисунки; формировать умения пересказывать текст с логическими частями 24-25 Представление об одежде и обуви. История одежды и обуви.
Тсетовые задания по

разделу I:II

Контрольная работа

«История вещей и

дел человека»
2 Уточнение представлений об одежде и обуви, их функций, З: для чего нужна одежда; как одежда показывала положение человека в обществе Продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы
Раздел IV: История

человеческого общества

9
26 О далёких предках – славянах и родовом строе 1 Понятия: сообщества, род, община, племя. З: понятия: сообщества, род, община, племя. Обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы
Комбинированный/те кущий 27 Представления древних людей об окружающем мире 1 Как возникло язычество, каким духам поклонялись славяне З: первозданная природа, обряды, обычаи, жертвоприношения Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность; учить анализировать текст и рисунки; формировать умения пересказывать текст с логическими частями 28 Зарождения религиозных верований. Язычество 1 Виды религий: буддизм, христианство, ислам; что общего между этими религиями З: названия религий их отличия Обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы 29 Наука. Зарождение науки: астрономии, математики, географии 1 Зарождение наук. Важнейшие человеческие изобретения З: 2-3 примера изобретения человечества; географические открытия Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность; учить анализировать текст и рисунки; формировать умения пересказывать текст с логическими частями 30 Письмо и первые книги 1 Зарождение письменности, книги и книгопечатание. З: когда зародилась письменность; когда на Руси начали печатать первые книги Продолжать развивать умения работать с текстом учебника: давать полные ответы 31 От изобретения колеса – к новым открытиям 1 Изобретения - двигатель прогресса З: первые изобретения человека; изобретения XX века У: называть изобретения Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность 32-33 Виды государств.
Тестовые задания по
2 Монархия, диктатура, демократическая республика; понятия З: знать основные понятия: монархия, диктатура, Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность;

разделу IV:

История

человеческого

общества
о гражданских свободах, государственных законах демократическая республика учить анализировать текст и рисунки; формировать умения пересказывать текст с логическими частями 34
Итоговое занятие.

Человечество

стремится к миру
1 Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войны З: название войны 1941- 1945 года; причины возникновения войн; Фамилии прославленных русских полководцев (2-3 фамилии) Применять полученные знания на практике, формировать умение работать на уроке самостоятельно и активно; продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы ИТОГО: 34


В раздел образования