Автор: Смирнова Марина Валерьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: ГОБОУ "ЦИО" Населённый пункт: г. Великий Новгород Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по истории 6 класс Раздел: среднее образование
Пояснительная записка к курсу «Мир истории», 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы,
допущенной Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В. Воронковой. Москва. ВЛАДОС.2012г.; авторской программой для 7-9 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. История России. Автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой. Москва. ВЛАДОС. 2012г.;
ФБУПом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065; содержит рекомендации примерных адаптированных основных
общеобразовательных программ по обучению учащихся с ОВЗ (слабовидящих, НОДА, с ЗПР).
УМК: И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова «Мир истории» 6 класс Москва « Просвещение». 2011 год.
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах
познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования
нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XIклассах. Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
формирование умения работать с «лентой времени»;
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории
коррекция и развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы
Ожидаемые результаты изучения учебного предмета.
Предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
понимание доступных исторических фактов;
использование
некоторых
усвоенных
понятий
в
активной
речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов; использование помощи учителя при выполнении
учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем); адекватное реагирование на оценку учебных
действий.
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам
программы;
использование
усвоенных
исторических
понятий
в
самостоятельных
высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к
изученнымфактам;
понимание
содержания
учебных
заданий,
их
выполнение
самостоятельно
или
с
помощью
учителя;
владение
элементами
самоконтроля
при
выполнении
заданий;
владение
элементами оценки и самооценки; проявление интереса к изучению
истории.
Ожидаемые результаты в формировании УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные
учебные
действия
п р е д с т а в л е н ы
с л е д у ю щ и м и
умениями:
испытывать
чувство
гордости за свою страну; гордиться
ш к о л ь н ы м и
у с п е х а м и
и
достижениями
как
собственными,
так и своих товарищей;
адекватно
эмоционально
откликаться
на
произведения
литературы,
музыки,
живописи
и
др.;
уважительно
и
бережно относиться к людям труда и
результатам
их
де я те льно с ти;
а к т и в н о
в к л ю ч а т ь с я
в
о б щ е п о л е з н у ю
с о ц и а л ь н у ю
деятельность; бережно относиться к
культурно-историческому
наследию
родного края и страны.
Ко м м у н и к а т и в н ы е
у ч е б н ы е
действия
включают:
вступать
и
поддерживать
коммуникацию
в
разных
ситуациях
социального
взаимодействия (учебных, трудовых,
б ы т о в ы х
и
д р . ) ;
с л у ш а т ь
с о б е с е д н и к а ,
и с п о л ь з о в а т ь
доступные
источники
и
средства
получения информации для решения
коммуникативных и познавательных
задач.
Регулятивные
учебные
действия
представлены умениями: принимать
и сохранять цели и задачи решения
типовых
учебных
и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск
средств
их
осуществления;
осознанно
действовать
на
основе
разных
видов
инструкций
для
р е ш е н и я
п р а к т и ч е с к и х
и
у че б н ы хз а д ач;
о с у щ е с т в л я т ь
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности; обладать готовностью
к
осуществлению
самоконтроля
в
процессе
деятельности;
адекватно
реагировать на внешний контроль и
о ц е н к у,
к о р р е к т и р о в а т ь
в
с о о т в е т с т в и и
с
н е й
с в о ю
деятельность.
Дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временно-
пространственную
организацию;
и с п о л ь з о в а т ь
у с в о е н н ы е
логические
операции(сравнение,
анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
з а кон оме рн о с т е й ,
причинно-следственных
связей)
н а
н а гл я д н о м ,
д о с т у п н о м
вербальном
материале,
основе
практической
деятельности
в
соответствии с индивидуальными
возможностями; использовать
в
жизни и деятельности некоторые
м е ж п р е д м е т н ы е
з н а н и я ,
о т р а ж а ю щ и е
н е с л о ж н ы е ,
доступные существенные связи и
отношения
между
объектами
и
процессами.
Формы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой
времени», просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, экскурсии в музеи.
Рекомендации:
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных
нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с
этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные обучающимся с НОДА:
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так
и в процессе индивидуальной работы;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и
ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения;
- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-
моторных навыков, пространственных и временных представлений, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении
нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).
Учащийся, обучающийся по адаптированной основной
образовательной программе для учащихся с нарушением интеллекта
Учащийся,
обучающийся
п о
а д ап т и р ов а н н о й
о с н о в н о й
образовательной программе для учащихся с нарушением опорно-
двигательного аппарата .
Умственная
отсталость—это
стойкое,
выраженное
недоразвитие
познавательной
деятельности
вследствие
диффузного
(разлитого)
органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие
«умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности
применимо
к
разнообразной
группе
детей.
Степень
выраженности
интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые
возникло
поражение
ЦНС
–чем
оно
произошло
раньше,
тем
тяжелее
последствия.
В
структуре
психики
такого
ребенка
в
первую
очередь
отмечается
недоразвитие
познавательных
интересов
и
снижение
познавательной
активности,
что
обусловлено
замедленностью
темпа
психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
При
умственной
отсталости
страдают
не
только
высшие
психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата -
неоднородная
по
составу
группа
школьников .
Группа
обучающихся
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
объединяет
детей
со
значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.
Особые
образовательные
потребности
у
детей
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
задаются
спецификой
двигательных
нарушений, а также спецификой нарушения психического развития.
Особые
образовательные
потребности
у
детей
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
задаются
спецификой
двигательных
нарушений,
а
также
спецификой
нарушения
психического
развития,
и
определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё
отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно
выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем
развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего,
способность
к
отвлечению
и
обобщению.
Использование
различных
дополнительных
средств
и
приемов
в
процессе
коррекционно-
развивающего
обучения
(иллюстративной,
символической
наглядности;
различных
вариантов
планов;
вопросов
педагога
и
т.д.)
оказывает
благоприятное
влияние
на
развитие
словесно-логического
мышления,
внимания,
способствует
обогащению
представления
и
воображения,
увеличению словарного запаса, развитию устной и письменной речи.
Основными
направлениями
в
специальной
поддержке
являются:
- иллюстративная, символическая наглядность различных вариантов
планов вопросов педагога и т.д.,
- увеличение словарного запаса, развитие устной и письменной речи,
- разработка алгоритмов учебной и социальной деятельности,
-
использование
вспомогательного
материала
в
учебной
деятельности
(терминологические
словари,
формулы
вычисления
исторического времени, таблица соответствия арабских цифр римским)
обучающимся с НОДА:
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной
коммуникации;
- коррекция произносительной стороны речи; освоение умения
использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
- обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
- максимальное расширение образовательного пространства – выход за
выход за пределы образовательного учреждения.
выход за пределы образовательного учреждения.
Тематическое планирование к курсу «Мир истории», 6 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год
№п/п
Раздел, тема урока
Кол-
во
часов
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки учащихся
(результат)
Коррекционный блок
Специальные условия
инклюзивного образовани
Раздел I Введение
10
1
История имени.
Отчество и фамилия
человека. Семья.
1
Фамилия,
происхождение
фамилий. Понятие о
семье.
З: что такое семья;
происхождение,
фамилия;
Способствовать развитию
памяти , внимания,
запоминанию; продолжить
знакомство с учебником:
правила пользования
учебником , нахождение
Упражнение на словообразование
иллюстраций, формировать
навыки работы с тетрадью по
истории; развивать устную речь
учащихся.
2
Биография.
1
Даты жизни. Понятие
биография.
З: понятия — дата, дата
жизни; биография
У: рассказать свою
биографию
Способствовать развитию
внимания, памяти, логического
мышления; продолжать
знакомство с учебником: работа
с оглавлением, расположением
материала в учебнике
Группировка объектов (развитие
пространственных представлений)
3
Поколения людей
1
Понятия:
родословная,
поколения, предки,
потомки.
З: понятия: родословная,
поколения, предки,
потомки.
У: называть своих
предков
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность
Терминологический кроссворд
(пополнение словарного запаса)
4
О доме. Название
городов и улиц
1
Понятия: дом,
жилище. Виды домов.
названия улиц своего
города, дорогу из
дома в школу и
обратно, название
маршрутов автобусов
и название
остановок. Чертеж
схемы улиц и
маршрутов.
З: понятия: дом, жилище;
виды домов; названия
улиц своего города,
дорогу из дома в школу и
обратно, название
маршрутов автобусов и
название остановок
У: чертить схемы улиц и
маршрутов.
Способствовать развитию
памяти, речи, мышления,
познавательного интереса; учить
составлять полные правильные
ответы на поставленные
вопросы, работать с учебником.
Развивать способности
концентрировать внимание на
воспринимаемом на слух
материале путем постановки
вопросов перед каждой частью
изучаемого материала
Упражнение на слообразование
Анализ картинки, подведение ее под
словесное выражение
5
Родник «Двенадцать
ключей». Истоки.
Наша Родина – Россия
1
Понятия: источник,
родник, русло, ключ,
студёный, целитель.
Понимание о
большой и малой
родине; страна,
название страны
З: понятия: источник,
родник, русло, ключ,
студёный, целитель.
Учить выделять, находить и
объяснить новые слова и
термины по содержанию
рассказа; развивать умения
работать с иллюстрацией,
исторической картой
Работа с картой (развитие
пространственных представлений)
Продолжать развивать умения
работать с текстом учебника,
иллюстрациями; формировать
умения анализировать и
сравнивать исторические
события
6
Как устроено
государство. Герб,
флаг, гимн России.
Москва – столица
России
1
Устройство
государства,
президент, премьер
министр, дума,
законфлага,
изображение герба,
гимн страны. Главный
город страны.
З: устройство
государства
цвета государственного
флага, изображение
герба, гимн страны;
название столицы
Продолжать развивать умения
работать с текстом учебника:
давать полные ответы. Учить
извлекать новые знания из
прочитанного текста;
продолжить развивать умения
самостоятельно работать с
учебником; Развивать умения
выделять главные мысли в
тексте учебника; закреплять
умения работать с исторической
картой
Образование текста путем
соединения отдельных слов в
предложения.
7
Что такое время. Счет
лет в истории.
Историческое время
1
Понятия: время,
вчера, сегодня, завтра,
времена года, месяцы,
недели, сутки, части
суток.
З: понятия: время, вчера,
сегодня, завтра, времена
года, месяцы, недели,
сутки, части суток,
понятия об историческом
времени - век, эпоха,
тысячелетие
У: последовательно
называть дни недели;
месяцы года; времена
года и т. д.,пользоваться
исторической лентой
времени
Обогащать словарный запас
учащихся в ходе изучения новой
темы
Работа с лентой времени (развитие
математических и пространственных
представлений)
8
Историческое время.
Лента времени
Тестовые задания по
теме:
1
Понятия
(ориентировка):
давно, недавно, вчера-
прошлое; сегодня,
сейчас - настоящее;
З: понятия
(ориентировка): давно,
недавно, вчера-прошлое;
сегодня, сейчас -
настоящее; завтра, через
Применять полученные знания
на практике, формировать
умение работать на уроке
самостоятельно и активно;
продолжать развивать умения
Работа с лентой времени (развитие
математических и пространственных
представлений)
Представление о
времени в истории
завтра, через день,
через месяц, через
год- будущее, век
день, через месяц, через
год- будущее.
учащихся давать полные ответы
на поставленные вопросы
Тест (группировка предметов-
подведение под основание)
9
Что такое история.
Какие науки
помогают истории
1
Понятия
(ориентировка):
давно, недавно, вчера-
прошлое; сегодня,
сейчас - настоящее;
завтра, через день,
через месяц, через
год- будущее, век
З: понятия
(ориентировка): давно,
недавно, вчера-прошлое;
сегодня, сейчас -
настоящее; завтра, через
день, через месяц, через
год- будущее.
Применять полученные знания
на практике, формировать
умение работать на уроке
самостоятельно и активно;
продолжать развивать умения
учащихся давать полные ответы
на поставленные вопросы
Зрительный диктант
10
Историческая
карта. Тестовые
задания по разделу I:
Введение.Что
изучает наука
история.
Историческая карта
1
Понятия история - как
наука. Понятия:
наука. Источники
исторических знаний.
З: понятия: наука, наука
история; источники
исторических знаний
Продолжать развивать умения
работать с текстом учебника:
давать полные ответы
Работа с картой (развитие
пространственных представлений)
Раздел II
История Древнего мира
5
11
Человек
прямоходящий.
Внешний вид. Среда
обитания
1
Понятия человек
прямоходящий;
становление человека
ка нового вида
З: понятие- человек
прямоходящий; внешний.
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность;
продолжать развивать умения
работать с текстом учебника:
давать полные ответы вид, образ
жизни и основное занятие
12
Человек умелый.
Следующее
поколение людей
каменного века
1
Понятие- человек
умелый. Внешний
вид, орудия труда,
образ жизни и
основное занятие.
З: понятие- человек
умелый; внешний вид,
орудия труда, образ
жизни и основное
занятие
Продолжать развивать умения
работать с текстом учебника:
давать полные ответы
13
Ледники.
Наступление
ледников. Как жили
древние охотники,
кочевники и
собиратели. Новые
занятия людей.
1
Климат, изменение
климата земли,
наступление
ледников, смена
образа жизни древних
людей. Борьба за
выживание, Пища и
одежда древнего
человека, основные
занятия, образ жизни.
З: понятие — климат;
образ жизни людей при
различных климате на
земле;основные занятия
человека
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность;
учить анализировать текст и
рисунки; формировать умения
пересказывать текст с
логическими частями
14
Время и место
появления человека
разумного. Влияние
различных
климатических
условий на изменения
во внешнем облике
людей
1
Время и место
появления. Внешний
вид. Климатические
условия. Климат.
З: понятия об общине,
роде, племени;
коллективы первых
людей
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность
15
Начало бронзового
века. Появление
новых орудий труда
Тестовые задания по
разделу: История
Древнего мира
1
Развитие земледелия ,
скотоводства; начало
бронзового века.
Оседлый образ жизни
З: первые орудия труда;
орудия труда из бронзы
Продолжать развивать умения
работать с текстом учебника:
давать полные ответы
Раздел III: История вещей и
дел человека
10
16
Огонь в жизни
древнего человека.
Огонь открывает
новую эпоху в жизни
человека
1
Источники огня в
природе, способы
добычи,
использование огня
для жизни: тепло,
пища, защита от
З: источники огня в
природе, способы
добычи, использование
огня для жизни
Учить анализировать текст и
рисунки; формировать умения
пересказывать текст с
логическими частями
диких животных.
17
Вода в природе. Вода
её значение в жизни
человека
1
Вода в природе,
значение воды в
жизни человека,
профессии людей,
связанные с
освоением энергии и
водных ресурсов.
З:профессии людей,
связанные с освоением
энергии и водных
ресурсов;
значение воды в жизни
человека
Продолжать развивать умения
работать с текстом учебника:
давать полные ответы
18-19
Какие дома строили
древние люди.
Развитие
строительства
жилища человека
2
Понятие жилище
человека. Первые
жилища человека:
пещеры, шалаши,
земляные укрытия,
история
совершенствования
жилища.
З: что такое дом,
жилище; названия
жилища у различных
народов (2-3 вида);
историю жилища
Обогащать словарный запас
учащихся в ходе изучения новой
темы; продолжать развивать
умения работать с текстом
учебника: давать полные ответы;
учить анализировать текст и
рисунки; формировать умения
пересказывать текст с
логическими частями
20
Как появилась мебель
(уточнение
представлений о
мебели, о
назначении , видах,
материалах для ее
изготовления
1
Понятия: мебель,
назначение, виды,
материалы.
Профессии людей,
связанные с
изготовлением
мебели.
З: историю появления
мебели в жилище
человека; профессии
людей , связанные с
изготовлением мебели.
Учить анализировать текст и
рисунки; формировать умения
пересказывать текст с
логическими частями
21
Питание как главное
условие жизни
любого живого
организма.
Добывание пищи
древним человеком
1
Питание как главное
условие жизни
любого живого
организма; способы
добывания:
собирательство,
бортничество,
рыболовство, охота,
земледелие,
З: первые орудия труда;
орудия труда из бронзы
Продолжать развивать умения
работать с текстом учебника:
давать полные ответы
скотоводство
22
История хлеба и
хлебопечения
1
История хлеба,
названия хлеба у
различных народов
историю хлеба; знать
названия хлеба у
различных народов (2-3
названия)
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность;
учить анализировать текст и
рисунки; формировать умения
пересказывать текст с
логическими частями
23
История появления
посуды. Изготовление
посуды как искусство.
Профессии людей,
связанные с
изготовлением
посуды
1
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность;
учить анализировать текст и
рисунки; формировать умения
пересказывать текст с
логическими частями
24-25
Представление об
одежде и обуви.
История одежды и
обуви.
Тсетовые задания по
разделу I:II
Контрольная работа
«История вещей и
дел человека»
2
Уточнение
представлений об
одежде и обуви, их
функций,
З: для чего нужна
одежда; как одежда
показывала положение
человека в обществе
Продолжать развивать умения
работать с текстом учебника:
давать полные ответы
Раздел IV: История
человеческого общества
9
26
О далёких предках –
славянах и родовом
строе
1
Понятия: сообщества,
род, община, племя.
З: понятия: сообщества,
род, община, племя.
Обогащать словарный запас
учащихся в ходе изучения новой
темы
Комбинированный/те
кущий
27
Представления
древних людей об
окружающем мире
1
Как возникло
язычество,
каким духам
поклонялись славяне
З: первозданная природа,
обряды, обычаи,
жертвоприношения
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность;
учить анализировать текст и
рисунки; формировать умения
пересказывать текст с
логическими частями
28
Зарождения
религиозных
верований. Язычество
1
Виды религий:
буддизм,
христианство, ислам;
что общего между
этими религиями
З: названия религий их
отличия
Обогащать словарный запас
учащихся в ходе изучения новой
темы
29
Наука. Зарождение
науки: астрономии,
математики,
географии
1
Зарождение наук.
Важнейшие
человеческие
изобретения
З: 2-3 примера
изобретения
человечества;
географические открытия
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность;
учить анализировать текст и
рисунки; формировать умения
пересказывать текст с
логическими частями
30
Письмо и первые
книги
1
Зарождение
письменности, книги
и книгопечатание.
З: когда зародилась
письменность; когда на
Руси начали печатать
первые книги
Продолжать развивать умения
работать с текстом учебника:
давать полные ответы
31
От изобретения
колеса – к новым
открытиям
1
Изобретения -
двигатель прогресса
З: первые изобретения
человека; изобретения
XX века
У: называть изобретения
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность
32-33
Виды государств.
Тестовые задания по
2
Монархия, диктатура,
демократическая
республика; понятия
З: знать основные
понятия: монархия,
диктатура,
Развивать умения устанавливать
последовательность событий,
определять их длительность;
разделу IV:
История
человеческого
общества
о гражданских
свободах,
государственных
законах
демократическая
республика
учить анализировать текст и
рисунки; формировать умения
пересказывать текст с
логическими частями
34
Итоговое занятие.
Человечество
стремится к миру
1
Войны. Причины
возникновения войн.
Исторические уроки
войны
З: название войны 1941-
1945 года; причины
возникновения войн;
Фамилии прославленных
русских полководцев (2-3
фамилии)
Применять полученные знания
на практике, формировать
умение работать на уроке
самостоятельно и активно;
продолжать развивать умения
учащихся давать полные ответы
на поставленные вопросы
ИТОГО:
34