Автор: Махова Фатима Назировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №42 Детский сад "Аленка" Населённый пункт: г. Армавир, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: Кризис трех лет. Раздел: дошкольное образование
Кризис трех лет.
Махова Ф.Н.
Воспитатель МАДОУ №42, г. Армавир
Так бывает, что кроха буквально на глазах превращается в маленького
манипулятора. Именно в возрасте 3 лет ребенок становится тираном со
своим правилами и даже приказами. Ему хочется быть самостоятельным и
слушать
«каких-то»
родителей
нет
необходимости.
Это
происходит
неосознанно, и вам не стоит обижаться на малыша – просто наберитесь
терпения.
Этот период можно называть по-разному и, возможно, слово «кризис»
не
для
всех
родителей
станет
уместным,
но
в
народе
противоречивое
поведение маленького непоседы трактуют именно так.
В
3
года
ребенок
впервые
сталкивается
с
непониманием
своей
личности. Он неосознанно начинает сопоставлять себя с вами, думать о том,
что может делать все сам и не требовать помощи настоящих взрослых.
Конечно,
вследствие
многих
неудачных
попыток,
у
крохи
ничего
не
получается – он злится, психует, «орет, как резаный». Дело в том, что ребенок
пока не умеет по-другому выражать свои эмоции: «Мама, я сам!», «Не хочу!»,
«Не буду!».
Психолог Лев Выготский описал несколько признаков этого самого
кризиса. Первый из них – негативизм . Ребенок стремится делать все, что
ему говорят – наоборот. Его негативные реакции направлены не на само
действие, которое он отказывается выполнить, а именно на ваши просьбы.
Ситуации бывают достаточно абсурдны.
Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном:
«Это платье черное», – и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят:
«Оно – белое», ребенок отвечает: «Нет, черное».
Период
негативизма
необходим.
Впервые
в
своей
жизни
ребенок
активно учится говорить такое важное слово «нет».
В период кризиса 3 лет из-за нарастающего негативизма перестают
работать
почти
все
привычные
методы
воздействия
на
ребенка.
Доброжелательное предложение может вызвать уверенное «нет», попытка
приказать – истерику, попытка переключить – новый виток отрицания (он же
не может согласиться с тем, что вы ему предлагаете!).
Далее – упрямство. Это качество помогает ребенку добиться того, чего
ему
не
так
уж
и
сильно
хочется
или
совсем
не
хочется,
или
давно
расхотелось.
Также ярко проявляется тенденция к самостоятельности: все решения
малыш принимает исключительно сам. Звучит вовсе не так уж плохо, но
именно
в
этом
возрасте
такое
качество
граничит
со
своеволием,
неадекватностью
и,
в
большинстве
случаев,
приводит
к
конфликту
с
родителями. Потом это может перерасти в некий протест-бунт, когда ребенок
«хочет» находиться в постоянной оппозиции со взрослыми.
Часто
дети,
переживающие
трехлетний
кризис, проявляют
агрессивность, которая выражается в грубости и драчливости. Ребенок может
выкрикивать обидные слова по отношению ко взрослым, устраивать драку с
ними или со сверстниками, ломать любимые игрушки, рвать книги.
Дети, которые имеют братьев или сестер, во время такого кризиса
начинают проявлять деспотичность, стремясь взять власть над всеми, кто их
окружает: заставляют младшего брата подчиняться или ревнуют старшего,
требуют,
чтобы
родители
считались
с
его
мнением
по
всем
вопросам,
диктуют всем членам семьи, что нужно делать.
Кризис трех лет для детей – это крайнее проявление протеста против
всего, что их окружает. Ребенок зачастую сам не понимает, что именно его не
устраивает, и страдает от собственного поведения, но ничего не может с
собой поделать.
Как помочь ребенку и как пережить кризис?
Кризис трех лет обычно длится несколько месяцев, затем успешно
проходит сам собой, однако психологи советуют родителям придерживаться
определенных правил, чтобы уберечь себя и малыша в это время от лишней
нервотрепки.
Правило
первое
–
поощряйте
самостоятельность
ребенка.
Если
малыш
что-то
хочет
сделать
сам,
не
нужно
предлагать
ему
помощь
и
пытаться
контролировать
его
действия.
От
этого
он
будет
еще
больше
раздражаться.
Лучше
просто
обеспечить
его
безопасность
во
время
выполнения задачи и похвалить, когда у него все-таки получится задуманное.
Чтобы избежать постоянных капризов со стороны малыша, можно перед тем,
как в чем-то ему помочь, спрашивать: «Ты это сделаешь сам или тебе нужна
помощь?»
Правило второе – если ругаете малыша, то только за проступок!
Нельзя
обзывать
ребенка
такими
словами,
как
жадина,
дурак,
глупый,
бестолковый,
вредина,
поскольку
он
действительно
может
стать
таким.
Ругать можно только за неправильный поступок, но ни в коем случае не
критиковать личность ребенка. Лучше сказать «Ты поступил нехорошо», а не
«Ты такой вредина!».
Правило
третье
–
сохраняйте
спокойствие!
Чем
спокойнее
вы
реагируете на выходки малыша, тем меньше у него будет желания досадить
вам.
Крик
и
ругань
провоцируют
ребенка
еще
больше
раздражаться
и
отстаивать свое мнение, поэтому необходимо взять себя в руки и отвечать
спокойно, даже если малыш ведет себя отвратительно.
Правило четвертое – давайте малышу право выбора. Кризисный
период у детей проходит намного спокойнее, когда родители считаются с их
мнением. Пусть кроха сам решит, будет ли он завтракать, какой мультфильм
будет смотреть, и на какую детскую площадку вы отправитесь с ним во время
прогулки.
Правило пятое – анализируйте ситуацию. После каждой истерики,
устроенной ребенком, разговаривайте с ним. Делать это лучше, когда малыш
немного
успокоится.
Объясните
крохе,
почему
вас
расстраивает
его
поведение, и попросите его поделиться с вами переживаниями, которые он
испытывает, чтобы вместе найти выход из ситуации.
Правило
шестое
–
просто
любите
ребенка!
Несмотря
на
все
некрасивые поступки, вы все равно будете любить своего малыша, поэтому
не забывайте напоминать ему об этом. Даже если кроха обзывает вас, кричит
о том, что он вас не любит, не сердитесь, а отвечайте ему, что он все равно
для вас самый любимый и родной.
Задача родителя во время кризиса трех лет – помочь малышу пережить
сложный период, поэтому ищите во всем положительные стороны, ведь все
эти
возрастные
проявления
помогут
ребенку
научиться
таким
важным
качествам,
как
настойчивость,
терпение,
самостоятельность
и
целеустремленность.
Список использованных источников
1.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. —
М.: Просвещение, 1992. – 143 с.: ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада). — ISВN
5-09-004054-0.
2.Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для
практического психолога, Москва – 1991.
3.Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992.
– 96 с. – (Б-ка семейного воспитания).
4. Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии( Л. С Выготский-СПб:
СОЮЗ, 1997-224с.)
5.Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада
/А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д.
Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. -176 с., ил.