"Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Автор: Тарасова Марина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад № 156" г. Чебоксары Населённый пункт: г. Чебоксары Наименование материала: Статья Тема: "Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками" Раздел: дошкольное образование
«Использование сказки в воспитательно-образовательной
работе с дошкольниками»
Тарасова Марина Николаевна,
Иванова Светлана Николаевна – воспитатели
МБДОУ «ЦРР-детский сад № 156» г. Чебоксары
В дошкольном периоде сказки читаются детям всех возрастов. Однако, с
развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше.
Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть
зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, компьютера, чем
с книгой.
К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно,
в основном – это чтение, рассказывание в лицах или драматизация.
Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей
воображения. Мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых
чувств.
Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные
житейские отношения, ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего
не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим
образным и эмоциональным языком.
Для ребенка сказка – это мир, в котором он живет. Каждый сантиметр
пространства вокруг себя он населяет удивительными маленькими существами;
самые
обыденные
предметы
в
его
сознании
живут
своей
собственной,
насыщенной и интересной жизнью: своя история есть у снежинки, тающей на
воротнике шубы; у божьей коровки, залетевшей в комнату, и у одинокого
фонаря под окном.
Проанализировав
разных
авторов
(Л.Б.Фесюкова,
Л.
Стрельцова,
Д.Ю.
Соколов, П.Л. Прохорова, Л.С. Выготский, Т. Алиева, В. Богат и др.)
по
использованию сказки в воспитании и образовании дошкольников, мне бы
хотелось привести некоторые методические рекомендации.
Для
того,
чтобы
заинтересовать
ребенка,
вначале
занятия
с
помощью
музыки создается
некий эмоциональный фон, выбирается место занятия и
выносится необычный предмет.
Далее ,
чтобы
вызвать
интерес
к
сюжету
сказки,
вовлечь
в
ситуацию,
эмоционально
читается
сказка,
которая
сопровождается
вопросами.
Детям
задаются вопросы и задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?"
и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Дети вспоминают знакомую сказку (например, русская народная сказка
"Рукавичка»), ее героев, их проблемы, и у них возникает потребность играть с
ней, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его
вербальными
и
невербальными
средствами.
В
результате,
мы
развиваем
творческую активность ребенка, умение взаимодействовать с окружающими.
После этого, чтобы использовать полученные знания в различных видах
деятельности,
дети
переходят
к
свободной
игровой
или
продуктивной
деятельности.
Таким образом, использование моделей для составления сказки позволяет
детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход
сказочных
событий;
развивает
абстрактно-логическое
мышление,
умение
оперировать
символами
и
знаками;
обогащает
словарь,
активизирует
речь;
воздействует на все органы чувств.
Приведу
примеры
выполнения
детьми
творческих
заданий
по
сказке
"Рукавичка".
1. Рассказать знакомую сказку по кругу.
2. Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
3. Рассказать о пользе рукавички и о том, как она изготавливается.
4. Придумывание своей сказки "Варежка" (по аналогии).
5. Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
6.
Изготовление
костюмов-нагрудников
"Лесные
животные"
(ткань,
бумага).
7. Разыгрывание придуманных сказок.
8. Продолжи сказку (вместо известной концовки сказки надо придумать
свою) .
9. Нарисуй сказку.
10. Игровые задания. (какой-либо сказочный персонаж загадывает детям
загадку, а разгадку дети рисуют).
11.
Дидактиче ская
игра
«Со ставить
портрет
героя
с ка з к и »
( художественное, эмоциональное развитие).
12.
Дидактиче ская
игра
«Добрые-злые»
(развитие
э м о ц и й ,
изобразительных навыков).
13. Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (хорошо – звери встретились,
плохо – дед остался без рукавички.
Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих
заданий при чтении сказки.
* Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала
детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого
ребенка:
* Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
* Необходимость чередования разных типов заданий, не играть в одну игру
много раз подряд.
* Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
* Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого
ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
* Не
предлагать
сразу
много
игр,
заданий.
На
одном
занятии
брать
несколько игр, различных по своему характеру.
* Учитывая
образный
характер
мышления
дошкольника,
проводить
оживление разных игровых ситуаций.
* Создать
свободную,
непринужденную
обстановку,
сосредоточить
внимание на самой игре, а не на дисциплине.
* Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
Подводя итоги, хотелось бы отметить значение сказки на развитие ребенка:
учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание,
развивает
речь.
А
главное,
сказка
выступает
своеобразным
тренингом
жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.
Список литературы
1. Алиева, Т. Ребенок в мире образа [Текст] // Дошкольное воспитание.
1996. №2. – с. 68-73.
2.
Богат,
В.
В
жаркой
Африке.
Развиваем
творческое
мышление
дошкольников 4 – 5 лет [Текст]. Ярославль: Академия развития, 2006. – 158с.
3. Богат, В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском
саду) [Текст]. // Дошкольное воспитание, 1994. №1. – с. 17-19
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст].
– СПб. 1997, - 208с.
5.
Прохорова,
П.
Л.
Развиваем
творческую
активность
дошкольников
[Текст]. - Владимир, 1995. – 389с.
6. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст]. - М., 2000. - 138с.
7. Стрельцова, Л. Литература и фантазия [Текст]. - М. 1992. - 274с.
8. Фесюкова, Л. От трех до семи [Текст]. – Харьков: Фолио, 1996. – 497с.
9. Фесюкова, Л. Б, Гончарова, Л. Игры и упражнения [Текст]. – Бишкек:
Мактен, 1991. – 376с.
10. Фесюкова, Л. Воспитание сказкой. [Текст]. - М. 2000. - 462с.