Напоминание

"Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"


Автор: Тарасова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад № 156" г. Чебоксары
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Использование сказки в воспитательно-образовательной

работе с дошкольниками»

Тарасова Марина Николаевна,

Иванова Светлана Николаевна – воспитатели

МБДОУ «ЦРР-детский сад № 156» г. Чебоксары
В дошкольном периоде сказки читаются детям всех возрастов. Однако, с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, компьютера, чем с книгой. К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание в лицах или драматизация. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения. Мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения, ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. Для ребенка сказка – это мир, в котором он живет. Каждый сантиметр пространства вокруг себя он населяет удивительными маленькими существами; самые обыденные предметы в его сознании живут своей собственной, насыщенной и интересной жизнью: своя история есть у снежинки, тающей на воротнике шубы; у божьей коровки, залетевшей в комнату, и у одинокого фонаря под окном. Проанализировав разных авторов (Л.Б.Фесюкова, Л. Стрельцова, Д.Ю. Соколов, П.Л. Прохорова, Л.С. Выготский, Т. Алиева, В. Богат и др.) по использованию сказки в воспитании и образовании дошкольников, мне бы хотелось привести некоторые методические рекомендации. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вначале занятия с помощью музыки создается некий эмоциональный фон, выбирается место занятия и выносится необычный предмет. Далее
,
чтобы вызвать интерес к сюжету сказки, вовлечь в ситуацию, эмоционально читается сказка, которая сопровождается вопросами. Детям задаются вопросы и задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Дети вспоминают знакомую сказку (например, русская народная сказка "Рукавичка»), ее героев, их проблемы, и у них возникает потребность играть с ней, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами. В результате, мы развиваем творческую активность ребенка, умение взаимодействовать с окружающими. После этого, чтобы использовать полученные знания в различных видах деятельности, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Таким образом, использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Рукавичка". 1. Рассказать знакомую сказку по кругу. 2. Разыграть сказку. Дети распределяют роли. 3. Рассказать о пользе рукавички и о том, как она изготавливается. 4. Придумывание своей сказки "Варежка" (по аналогии). 5. Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации). 6. Изготовление костюмов-нагрудников "Лесные животные" (ткань, бумага). 7. Разыгрывание придуманных сказок. 8. Продолжи сказку (вместо известной концовки сказки надо придумать свою)
.
9. Нарисуй сказку. 10. Игровые задания. (какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют). 11. Дидактиче ская игра «Со ставить портрет героя с ка з к и »
(
художественное, эмоциональное развитие). 12. Дидактиче ская игра «Добрые-злые» (развитие э м о ц и й , изобразительных навыков). 13. Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (хорошо – звери встретились, плохо – дед остался без рукавички. Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий при чтении сказки.
*
Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:
*
Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
*
Необходимость чередования разных типов заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
*
Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
*
Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
*
Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
*
Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
*
Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
*
Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
Подводя итоги, хотелось бы отметить значение сказки на развитие ребенка: учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Список литературы 1. Алиева, Т. Ребенок в мире образа [Текст] // Дошкольное воспитание. 1996. №2. – с. 68-73. 2. Богат, В. В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4 – 5 лет [Текст]. Ярославль: Академия развития, 2006. – 158с. 3. Богат, В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст]. // Дошкольное воспитание, 1994. №1. – с. 17-19 4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. – СПб. 1997, - 208с. 5. Прохорова, П. Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст]. - Владимир, 1995. – 389с. 6. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст]. - М., 2000. - 138с. 7. Стрельцова, Л. Литература и фантазия [Текст]. - М. 1992. - 274с. 8. Фесюкова, Л. От трех до семи [Текст]. – Харьков: Фолио, 1996. – 497с. 9. Фесюкова, Л. Б, Гончарова, Л. Игры и упражнения [Текст]. – Бишкек: Мактен, 1991. – 376с. 10. Фесюкова, Л. Воспитание сказкой. [Текст]. - М. 2000. - 462с.


В раздел образования