Автор: Крохалева Рая Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ ЦРР детский сад № 24 "Улыбка", Населённый пункт: г. Арсеньев Наименование материала: конспект Тема: "Много птиц на свете разных" Раздел: дошкольное образование
О. О Познавательное развитие.
Подготовительная к школе группа,
6 -7 лет.
Цель:
Способствовать
развитию
умений
у
детей
планировать
предстоящую
деятельность.
Задачи:
Образовательные:
-Обогащать и систематизировать знания детей о птицах /внешний вид, среда
обитания/, их разнообразии.
-Формировать умение делить птиц на группы на основе связи между
разнообразием корма и способом его добывания.
-Совершенствовать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
Развивающие:
-Активизировать словарь детей: зимующие птицы, перелётные, водоплавающие,
насекомоядные, зерноядные, певчие; прилёт, размножение.
-Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными,
образовывать
сложные
слова,
относительные
и
притяжательные
прилагательные
умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости.
-Способствовать развитию желания самостоятельно добывать знания из разных
источников.
Воспитательные:
-Воспитывать доброе отношение к птицам, чувства сопереживания, сострадания,
желание прийти на помощь в трудную минуту.
Оборудование:
слайды
по
теме,
разрезные
картинки,
картинки
с
изображением
разных птиц.
Предварительная работа:
-Чтение рассказов «Чей нос лучше», «Синичкин календарь»,
-Рассматривание тематических альбомов.
-Наблюдение за птицами в природе.
-Экскурсии в городской музей, на юннатскую станцию.
-Рисование птиц Приморского края.
-Выполнение
домашнего
задания
с
родителями:
рассматривание
энциклопедий,
поиск необходимой информации о птицах.
Предполагаемый
результат:
дети
научатся
планировать
предстоящую
работу,
объединяться
в
группы
для
её
выполнения.
Кроме
того
предполагается
эмоциональное развитие ребёнка в целом, умения логически мыслить, желание
видеть и оценивать результаты труда.
Методы и приёмы: Наглядные, словесные, практические, игровые.
Ф о рм ы
р а б о т ы : фронтальная,
личностно–ориентированная,
подгрупповая,
индивидуальная.
Ход:
Воспитатель:
Ребята,
посмотрите,
какой
замечательный
сундучок
подарила
нам
Елена Владимировна, наш старший воспитатель! Посмотрим, что там внутри? Как
много тут всего интересного!
Воспитатель: Скажите, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: А что нужно для того, чтобы их правильно отгадывать?
Дети: -Внимательно слушать загадку до конца.
- Хорошенько подумать, а потом говорить ответ.
Воспитатель: Если вы сейчас внимательно послушаете загадку, вы узнаете, о ком
или о чём мы сегодня будем говорить.
Загадка: «Зимой на ветке яблоки! Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…
Дети: Снегири!
Воспитатель: Снегирь – зверь, рыба или насекомое?
Дети: Птица!
Воспитатель: Играем в игру «Быстро назови птицу»
/Дети стоят в кругу. Тот, у того в руках массажный мяч, называет птицу и передаёт
мяч товарищу/.
Воспитатель: Как много разных птиц вы назвали, молодцы! А как вы думаете,
снегирь – это домашняя, перелётная или зимующая птица?
Дети: Зимующая!
Воспитатель: почему вы так считаете?
Дети: -В загадке говорится, что снегири сидели на ветке зимой, значит снегирь –
зимующая птица!
-Снегирь не может быть домашней птицей, потому что он хорошо летает, он
улетел бы от своих хозяев.
- Снегирь – зимующая птица, потому что перелётные птицы осенью улетают в
теплые края, а снегирь остался.
Воспитатель: А почему перелётные птицы улетают, а зимующие остаются у нас
зимовать?
Дети: - Перелётные птицы насекомоядные. Зимой насекомых нет, они спрятались.
Птицы улетают туда, где тепло, где есть корм.
- Зимующие птицы зерноядные. Поэтому им не надо никуда улетать.
Воспитатель: Хорошо, как много вы знаете о птицах! Молодцы! Я уверена, что вы
справитесь с новым заданием из сундучка.
/Дидактическая игра «Подбери признак»/.
Воспитатель: Если у петуха красная бородка, это какой петух?
Дети: Краснобородый!
Воспитатель: Если у гуся длинная шея, это какой гусь?
Дети: Длинношеий!
Воспитатель: Если у птицы длинный клюв, это какая птица?
Дети: Длинноклювая!
Воспитатель: Если у журавля длинные ноги, это какой журавль?
Дети: Длинноногий!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что ещё есть в сундучке.
Дети: Разрезные картинки!
В о с п и т а т е л ь : Правильно,
комплекты
разрезных картинок.
/Работа в группах/.
Во спитатель: Ребята,
вы
узнаете,
ка к
называется птица, которую вы собираете из
частей, если правильно отгадаете загадки.
1.
« Д л и н н о н о г и й ,
д л и н н о к л ю в ы й ,
длинношеий, телом серый,
А затылок голый, красный, ходит по
болотам грязным.
Ловит
в
них
лягушек,
ве сёлых
попрыгушек!» /Журавль/.
2.
«Живёт в лесу, ухает, как разбойник.
Люди его боятся, а он от людей
прячется!» /Филин/.
Воспитатель: Каким группам относятся эти
птицы?
Воспитатель:
Ребята,
в
царстве
птиц
случилась
беда
–
все
птицы
кого-то
испугались и перепутались. Никто не знает, к каким птицам относится, где живёт,
как зимует.
Полный
беспорядок
и
неразбериха.
Нужна
ваша
помощь.
Поможем
бедным
птицам?
Дети: Конечно, поможем!
Воспитатель: Для начала давайте посмотрим на перепутавшихся птиц и назовём
их.
/У каждого ребёнка картинка с изображением птицы/.
Воспитатель: А теперь попробуйте как-то сгруппировать птиц по какому-нибудь
признаку, разделитесь на группы и объясните свой выбор.
/Дети подходят к товарищам, рассматривают картинки, обсуждают, образовывают
группы, затем рассказывают, к какой группе относятся птицы/.
Дети: -Мы объединились в одну группу, потому что мы все зимующие птицы.
- А мы все водоплавающие!
-Мы в одной группе, потому что мы домашние птицы.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Замечательно справились с заданием!
Давайте снова заглянем в сундучок. Ой! Какая-то очень красивая птица!
/Показ картинки с изображением экзотической птицы. /Удод/.
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь знает, как зовут эту птичку?
Дети: Нет!
/Далее работа идет по Модели 3-х вопросов, с последующим выстраиванием
системной паутинки к проекту.
1-й вопрос: Что мы знаем об этой птице?
Дети: - У этой птицы очень красивые перья.
- А ещё у этой птицы очень длинный клюв.
-Такой необычный хохолок на голове, его называют ирокез.
2-й вопрос: Что мы хотим узнать об этой птице?
Дети: - Мы хотим узнать, как её зовут?
- Где она живёт?
-Прилетает ли она к нам?
- Чем питается?
-Зимующая она или перелётная?
-Вьёт ли эта птица гнёзда?
-Зачем этой птице такой длинный клюв?
-Какой голос у этой птицы?
- Хотелось бы узнать побольше о редких птицах.
3-й вопрос: Что нам нужно сделать, что бы всё это узнать?
Дети: - Можно спросить у родителей.
-Посмотреть энциклопедии.
-Ещё можно попросить взрослых найти информацию в интернете.
Воспитатель:
Ребята,
как
много
у
нас
с
вами
вопросов.
Попробуем
с
ними
разобраться? У кого из вас дома есть энциклопедии о птицах? Кто сможет узнать с
мамой или папой побольше об этой птице и потом рассказать нам? Это будет вашим
домашним заданием.
Рефлексия:
Ребята,
что
для
вас
было
сегодня
самым
интересным?
О
чём
вы
расскажете дома родителям? Как вы считаете, трудно ли будет выполнить домашнее
задание?
Как только будет собран материал: наглядность, дидактика, воспитатель вместе с
детьми выстраивает системную паутинку к проекту.
Формы работы в центре
развития речи.
В центре книги
Работа в центре
художественного
творчества
Познавательный проект