Технологии нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Автор: Горбунова Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 103 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Технологии нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Технологии нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста
Горбунова С.Н.
воспитатель МБДОУ г. Иркутска д/с №103
Самое нужное и самое трудное для семьи
и для страны – это воспитать человека.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Не
развито у старших дошкольников чувство гордости за достижения своей
семьи,
родного
края,
страны.
Многим
родителям
просто
неизвестно
что
именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая
Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее,
кто
прилагает
усилия,
чтобы
она
стала
еще
краше,
стала
бы
могучей
державой.
Воспитание
нравственно-патриотической
личности
показывает,
что
самым
слабым
звеном
сегодняшней
деятельности
является
семья.
Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в
семье нужно сохранять и передавать русские традиции, ценности созданные
предками.
Формирование
патриотических
чувств
проходит
эффективнее,
если
детский
сад
устанавливает
тесную
связь
с
семьёй.
Необходимость
подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным
окружением
объясняется
особыми
педагогическими
возможностями,
которыми
обладает
семья
и
которые
не
может
заменить
дошкольное
учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная
насыщенность
отношений,
их
общественная,
а
не
эгоистическая
направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания
высших нравственных чувств.
Одним
из
наиболее
эффективных
методов
н р а в с т в е н н о -
патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая
создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия
детей и взрослых. Именно поэтому в нашем ДОУ созданы все условия для
реализации проблемы нравственно-патриотического воспитания.
В своей работе мы используем различные технологии:
игровые,
информационные,
коммуникативные,
проблемные,
развивающего обучения,
консультативные,
визуальные,
проектные,
ИКТ.
Тематика
и
содержание
проектов
для
детей
старшего
дошкольного
возраста могут быть очень разнообразными.
Предлагаем следующую типологию и тематику проектов.
1.
Исследовательно-творческие:
дети
экспериментируют,
а
затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2.
Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят
в
образ
персонажей
сказки
и
решают
по-своему
поставленную
проблему).
3.
Информационно-практико-ориентированные:
дети
собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4.
Творческие (оформление результата в виде детского праздника,
детского дизайна и т.д.)
5.
Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению
правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил для детей» и
др.)
Работая над проектами, мы ставим такие цели, чтобы развивать у
каждого ребёнка:
творческое начало, воображение, изобретательность;
способность
к
критическому
мышлению
и
умение
делать
самостоятельный выбор;
способность ставить проблемы и находить их решение.
Использование технологии проектирования помогает нам в работе по
данному
направлению,
так
как
является
эффективным
способом
развивающего,
личностно-ориентированного
взаимодействия
взрослого
и
ребенка.
Нами были реализованы следующие проекты:
«Моя семья», «Культура русского народа», «Моя малая Родина», «Моя
любимая игрушка», «Русские матрешки – какие они?», «Волшебница вода»,
«Синичкин день» и др.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые
социальные
навыки
–
они
стали
внимательнее
друг
к
другу,
начали
руководствоваться
не
столько
собственными
мотивами,
сколько
установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание
игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами
дошкольники – интересны друг другу. Дети свободны в своем творчестве.
Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При
реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект. Нет
сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической,
целенаправленной
воспитательной
работы
у
ребёнка
могут
быть
сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В заключение хочется отметить, что использование проектного метода
обучения в практике работы ДОУ – это один из путей достижения качества
образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка,
сохранения свободного пространства детства.