Напоминание

Поощрение и наказание в трудовом воспитании детей.


Автор: Григорян Юлия Борисовна
Должность: воспитатель.
Учебное заведение: КГКОУ Детский дом №33
Населённый пункт: Хабаровский край, с. Тополево.
Наименование материала: Доклад.
Тема: Поощрение и наказание в трудовом воспитании детей.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Краевое

государственное

учреждение

«

Организация

,

осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей «Детский дом №33»

ДОКЛАД

ТЕМА:
Поощрение и наказание в трудовом воспитании детей.
Выполнил:
воспитатель 2 ой группы Григорян Ю. Б.


Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Привлекательность бытового труда, заключается в положительном результате своих действий. К примеру: приготовил – поел; убрал – чистота; постирал, выгладил – опрятный вид и т.п.. Так вот, в рамках программы «Пальчики оближешь», я реализовываю один из педагогических процессов, передавая воспитанникам свои умения и навыки в кулинарном (поварском) деле, пробудив у воспитанников любознательность, познавательный интерес и трудолюбие. Привлекательность данного бытового труда для воспитанников, заключается в следующем: - умение пользования кухонной утвари и бытовых приборов, посредством ознакомления инструкций эксплуатации и техники безопасности; - изучение и запоминание рецептуры понравившихся блюд; - увлечённый процесс приготовления, распределение ролей (взаимодействие детей) в приготовлении блюда; - ожидание результата проделанной работы конечная цель - готовый продукт; - заслуженная награда своего труда – дегустация приготовленного блюда! - поощрение (похвала, одобрение) от воспитателей, которых угостили воспитанники. Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Поощрения и наказания должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае, вытекает из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей . Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А. С. Макаренко. Поощрение - один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от плохого, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию .
Совет! Нужно помнить, что при поощрении, должны учитываться, прежде всего, психологическая сторона поощрения и его последствия. 1. Поощряя, воспитатель будет стремиться к тому, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. 2. Поощрение не противопоставит воспитанника остальным детям. Поэтому поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился, показывал пример честного отношения к делу. Поощряйте всех, кто проявлял высокие нравственные качества - трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя инее добился выдающихся личных успехов. 3. Применяя поощрение, отмеряйте - кому, сколько и за что. Тогда оно будет соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству. 4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества воспитанников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки. 5. Пожалуй, главное в нынешнем воспитании - соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь со всеми воспитанниками. Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неразумное или избыточное поощрение приносит не только пользу, но и вред воспитанию . Наказание - сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности. Прибегая к нему, всегда надо учитывать, когда и в какой ситуации. Прежде всего, должны быть исключены такие наказания, которые вызывают физическую боль, страх, подавляют детскую волю. Наказания могут носить различный характер, но в любом случае эта мера воздействия призвана помочь ребенку осознать свою вину, усилить чувство ответственности за свои действия перед взрослыми и сверстниками. Многие воспитатели, с успехом применяют так называемый метод естественных последствий: выбирают меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, пролил воду - вытри, оторвал пуговицу - пришей. Это вызывает у ребёнка осознанное отношение к тому, что он натворил: не очень-то приятно, когда самому приходится пожинать результаты своего плохого поведения. Пожалуй, ни один из способов не заставляет так остро прочувствовать неправильность собственного поступка, как метод естественных последствий. Но и этим методом надо пользоваться весьма продуманно.
Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью – нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание. Нельзя наказывать ребенка трудом: не послушался – будешь за это убирать комнату или наводить порядок в своем шкафу. Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду, а это противоречит основным принципам воспитания. Напротив, любые трудовые поручения должны приносить детям радость, удовлетворение от затраченных усилий. Советы по педагогическим условиям, определяющих эффективность метода наказания: 1. Сила наказания возрастает, если оно исходит от авторитетного для воспитанника человека. Воспитанник острее переживает чувство вины, если его проступок осудили не только воспитатель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому воспитатель опирается на общественное мнение. 2. Не рекомендуется применять наказания для всей группы. 3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан. 4. Наказание действительно, когда оно понятно ребенку, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняют нормальные отношения. 5. Наказывая, воспитатель, ни при каких обстоятельствах не должен оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок - наказание» должна соблюдаться неукоснительно. 6. При решении вопроса за что наказывать, рекомендуется проводить такую поступательную линию: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества. 7. Основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нет каких-либо общих рецептов в вопросах о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие ребенка его совершить, наказание может быть очень разным - от самого легкого до самого сурового. 8. Наказание - сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не следует торопится с наказанием до сих пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
9. Не допускается превращение наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Не становитесь на пути формальных мер , ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано. 10. Индивидуализация, личная направленность наказаний - не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог определяет для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он его отвергает, то видит лишь проступок, но не ребенка его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл узнать мнение воспитанников, какую позицию они разделяют. 11. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания. Прибегая к наказанию, мы непременно должны взвесить: справедливо ли оно? Не превышает ли мера наказания тяжести самого проступка? Недопустимо, если наказание выглядит как расправа над ребёнком, если оно несоразмерно проступку. Такое наказание не приносит пользы и вместо раскаяния вызовет в ребёнке озлобленность, отчуждение от взрослых, а это опасно, так как внутренний мир ребёнка «закроется» для них. И тогда уже труднее будет найти путь к сердцу ребёнка. Только справедливое наказание, учитывающее истинные мотивы детского проступка, может содействовать исправлению поведения ребёнка. Воспитателям, прибегающим к наказаниям, необходимо помнить, что наказание - это не «ломка» детской воли, а одно из средств воспитания воли, направленной на борьбу с тем плохим, что есть в ребёнке. И нужно помнить, что любой из выбранных нами способов воздействия (даже наказание!) всегда должен быть основан на уважении личности ребёнка. Из опыта моей педагогической деятельности, я выделила 3 наиболее значимые проблемы в поощрении и наказании воспитанников: ПРОБЛЕМА № 1. При наказании, материальных лишений в счёт оплаты испорченного имущества, слышишь в ответ от воспитанников: « Не имеете права!». Здесь, воспитатель должен сразу же напомнить воспитаннику, показав на стенде «Распоряжение для группы № 2», (который был разработан воспитателями группы и согласован дирекцией ) Решение о взыскании материальных средств на оплату (вновь приобретаемого) имущества, принимается детьми и воспитателями на групповом собрании, а также ведётся совместное обсуждение прав воспитанников, где один из вопросов всегда является: «Имел ли воспитанник право наносить ущерб имуществу группы?»
ПРОБЛЕМА № 2. Воспитанники часто рассчитывают, что кто - либо из воспитателей при смене, не узнает о его проступке (либо обманывают). В данной ситуации, главное: вовремя переданная достоверная информация о проступке и методе наказания воспитанника! Здесь, для воспитателей приоритетным должен оставаться сам метод (вид) наказания воспитанника, но никак его снисхождение или изменение наказания. ПРОБЛЕМА № 3. При поощрении отдельных воспитанников за положительные результаты их действий, будь то в группе или на «линейке», часто слышу фразу « А мне?» от воспитанников, не достигнув каких-либо успехов, и соответственно не получивших награды. Здесь важно отметить, сколько труда вложил тот или иной воспитанник и данное решение о поощрении осуществлялось с учётом общественного мнения группы или всего коллектива. Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без наказания и поощрения не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.


В раздел образования