Взаимодействие дошкольной организации с семьёй в процессе введения ФГОС дошкольного образования
Автор: Бутакова Наталия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 103 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие дошкольной организации с семьёй в процессе введения ФГОС дошкольного образования Раздел: дошкольное образование
Бутакова Н.В.,воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 103
На сегодняшний день важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с
семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-
культурных особенностей современной жизни и на основе новых положений
законодательства в образовании.
Взаимодействие
с
семьями
воспитанников
является
органичной
составляющей деятельности организации, его трудно выделить в отдельный
блок. Поэтому
любой
вопрос,
понятие,
тематический
блок
осваивается
детьми
в
рамках
триады:
совместная
деятельность
с
педагогом
-
самостоятельная
деятельность
-
совместная
деятельность
с
родителями
(законными представителями).
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с
семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать
и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не
параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом
решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи:
повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей);
создание атмосферы взаимопонимания родителей (законных
представителей) воспитанников и педагогов образовательной организации,
общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
объединение усилий семьи и образовательной организации для
развития и воспитания детей.
приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни
детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм
работы;
изучение семьи и установление контактов с ее членами для
согласования воспитательных воздействий на ребенка;
изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для их решения используются следующие методы:
индивидуальное или групповое консультирование;
просмотр родителями педагогических мероприятий и режимных
моментов;
привлечение семей к различным формам совместной с детьми или
педагогами деятельности;
анкетирование;
опрос;
беседы с членами семьи;
наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
фиксация дня ребенка.
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит
сотрудничество.
Инициатива
в
установлении
взаимодействия
с
семьей
принадлежит в первую очередь педагогу.
Устанавливая
взаимоотношения
с
семьей,
наше
дошкольное
образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса
воспитания ребенка-дошкольника. Мы считаем, если семья будет принимать
непосредственное
участие
в
воспитании
и
развитии
своего
ребенка,
с
помощью дошкольного учреждения, то он будет развит социально и как
личность.
Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей,
педагогический коллектив ставит – установление доверительных отношений
между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться
друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги ДОУ организуют взаимодействие с родителями по вопросам
образования ребенка, включают их в образовательную деятельность, в т.ч.
посредством
создания
образовательных
проектов
совместно
с
семьей
на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи,
стараются
установить
партнёрские
отношения
с
семьёй
каждого
воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Однако
из
проведенного
анкетирования,
индивидуальных
бесед,
интервьюирования родителей мы сделали вывод, что некоторые родители не
имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают
трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка.
Перед коллективом встала задача – заинтересовать родителей, предлагая
им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы
исходим из представлений о современных родителях, как о современных
людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого
выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность,
востребованность,
интерактивность.
Педагоги
коллектива
используют
разнообразные современные формы работы с родителями:
1. Информационно – аналитические:
- создан сайт образовательного учреждения ДОУ, где размещена информация
об учреждении, отчеты о проделанной работе;
-«Почта доверия». Это одна из форм взаимодействия с родителями, родители
в письменной форме, могут класть записки со своими идеями и
предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей,
старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских
собраниях или даются специалистам письменно. Такая форма работы
позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и
эффективна, не каждый родитель может при личном контакте раскрыться
воспитателю.
2. Наглядно-информационные (наглядно-ознакомительные и наглядно-
просветительные:
- В ДОУ создан и действует клуб «Родительский консилиум». В течение
учебного года проходят 3 заседания. Педагоги проводят встречи с родителями
в увлекательной, интересной форме. Темы подбираются с учетом пожеланий
родителей, например: "С ребёнком играем - речь развиваем",
"Нетрадиционные техники в художественной деятельность", " Как развивать
талант ребенка?" и т.д. Организация родительского клуба связана с
необходимостью соответствовать запросам современных родителей и
оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе
воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Заседания
клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с
родителями. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями
по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии
и педагога и родителей. Педагог продумывает, какие вопросы задаст
родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они
хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители
получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Стараемся, вовлекать детей в заседания клуба, включаем практическую часть
или мастер- класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Это форма взаимодействия способствует повышению педагогической
культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в
семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного
учреждения к воспитанию детей.
-Информационные стенды размещены в холле детского сада, а также
имеются и в каждой возрастной группе. Родители получают информацию
следующего характера: режим дня данной возрастной группы, сетка НОД
детей, программное обеспечение. В них отражаются важные события -
праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, продукты
детского творчества, при необходимости эти стенды педагоги превращают в
тематические: "Что такое безопасность?", "Осторожно - грипп" и т.п.
3. Познавательные:
-Проводятся родительские гостиные, на которых педагоги знакомят
родителей с возрастными и психологическими особенностями детей
дошкольного возраста, формирование у них практических навыков
воспитания.
-Родительские собрания. Собрания стали проводить в форме дискуссий,
круглых столов, КВН, посиделок. Педагоги используют видеозаписи,
презентации деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных
выступлений. Вырос процент посещения собраний родителями.
- Востребована в детском саду в работе с родителями, такая форма, как
диспут, дискуссия, мозговой штурм. Обмен мнениями по проблемам
воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения
педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение
важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне
анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует
активное педагогическое мышление.
-Активно используются семинары - практикумы, мастер- классы. Такие как:
"Пластилинотерапия", "Бисероплетение", "Пескография" и многое другое.
-В детском саду ежеквартально проходят Дни открытых дверей. Эта форма
работы помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением,
особенностями его работы, педагогами; преодоление поверхностных мнений
о деятельности ДОУ.
-Очень интересно, увлекательно проходят выставки совместного творчества
родителей, детей, педагогов. Это выставки рисунков "Дорога - это опасно!",
"Огонь-друг, огонь-враг!", "Осенние посиделки", выставки фотографий "Моя
семья на отдыхе", "Папа, мама, я - спортивная семья", выставки поделок из
природного материала и овощей, изготовленные руками взрослых и детей.
4. Досуговые:
-Проводим совместные праздники, развлечения, досуги. Такие как "Встреча
Нового года", "Масленица", "Праздник посвященный дню матери". В этих
формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На
этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями
дошкольного учреждения. Они играют, поют песни вместе с детьми и
педагогами, читают стихи, приносят свои угощения детям… Подобные
мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в
новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
-Активно используем метод проектов, здесь родители подключаются к
выполнению определенной части общего задания. В детском саду проходил
проект «70 лет Великой Победе». Родители совместно с детьми собирали
информацию о героях ВОВ. Делали зарисовки, фотографии, мультимедийные
презентации по данной теме. В рамках данного проекта был проведён
конкурс чтецов. Этот метод способствовал сближению родителей, детей и
педагогов.
5. В ДОУ второй год функционирует для родителей, чьи дети пока еще не
посещают детский сад - консультативный пункт. Разработано положение,
план работы, составлен список родителей. Родители имеют возможность
свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с
деятельностью ДОУ, стилем общения воспитателей с дошкольниками,
получают необходимую информацию или консультацию.
Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи
как первого и самого главного действующего лица в воспитании и
образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-
образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей,
так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы
в дальнейшем его продвижении.
Согласно полученным данным по результатам анкетирования на предмет
удовлетворенности родителей работой нашего учреждения, детский сад
имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Отрадно, что родители
поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и
начинания. Практически во всех группах родители активно включаются в
обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного
ребенка.
Участие родителей в жизни детского сада, влияет не только на развитие
образования в целом, расширяет состав участников образовательного
процесса, ответственных и заинтересованных в его положительном
результате, но и вселяет уверенность в получении качественного
дошкольного образования, повышает уровень доверия родителей (законных
представителей) к образовательной организации, содействует повышению
авторитета родителей в семье, повышает самооценку воспитанников, чьи
родители уважаемы и востребованы в детском саду, что, несомненно,
способствует сближению взрослых и детей.