Напоминание

Взаимодействие дошкольной организации с семьёй в процессе введения ФГОС дошкольного образования


Автор: Бутакова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 103
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие дошкольной организации с семьёй в процессе введения ФГОС дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад





ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЁЙ В

ПРОЦЕССЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Бутакова Н.В.,воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 103 На сегодняшний день важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально- культурных особенностей современной жизни и на основе новых положений законодательства в образовании. Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности организации, его трудно выделить в отдельный блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в рамках триады: совместная деятельность с педагогом - самостоятельная деятельность - совместная деятельность с родителями (законными представителями). В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи:  повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);  создание атмосферы взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов образовательной организации, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.  установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.  объединение усилий семьи и образовательной организации для развития и воспитания детей.  приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;  изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;  изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Для их решения используются следующие методы:  индивидуальное или групповое консультирование;  просмотр родителями педагогических мероприятий и режимных моментов;  привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;  анкетирование;  опрос;  беседы с членами семьи;  наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
 анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;  фиксация дня ребенка. В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит в первую очередь педагогу. Устанавливая взаимоотношения с семьей, наше дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Мы считаем, если семья будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то он будет развит социально и как личность. Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей, педагогический коллектив ставит – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги ДОУ организуют взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, включают их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, стараются установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако из проведенного анкетирования, индивидуальных бесед, интервьюирования родителей мы сделали вывод, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка. Перед коллективом встала задача – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. Педагоги коллектива используют разнообразные современные формы работы с родителями: 1. Информационно – аналитические: - создан сайт образовательного учреждения ДОУ, где размещена информация об учреждении, отчеты о проделанной работе; -«Почта доверия». Это одна из форм взаимодействия с родителями, родители в письменной форме, могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей, старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистам письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, не каждый родитель может при личном контакте раскрыться воспитателю.
2. Наглядно-информационные (наглядно-ознакомительные и наглядно- просветительные: - В ДОУ создан и действует клуб «Родительский консилиум». В течение учебного года проходят 3 заседания. Педагоги проводят встречи с родителями в увлекательной, интересной форме. Темы подбираются с учетом пожеланий родителей, например: "С ребёнком играем - речь развиваем", "Нетрадиционные техники в художественной деятельность", " Как развивать талант ребенка?" и т.д. Организация родительского клуба связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Заседания клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога и родителей. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Стараемся, вовлекать детей в заседания клуба, включаем практическую часть или мастер- класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме. Это форма взаимодействия способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей. -Информационные стенды размещены в холле детского сада, а также имеются и в каждой возрастной группе. Родители получают информацию следующего характера: режим дня данной возрастной группы, сетка НОД детей, программное обеспечение. В них отражаются важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, продукты детского творчества, при необходимости эти стенды педагоги превращают в тематические: "Что такое безопасность?", "Осторожно - грипп" и т.п. 3. Познавательные: -Проводятся родительские гостиные, на которых педагоги знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. -Родительские собрания. Собрания стали проводить в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок. Педагоги используют видеозаписи, презентации деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Вырос процент посещения собраний родителями. - Востребована в детском саду в работе с родителями, такая форма, как диспут, дискуссия, мозговой штурм. Обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне
анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. -Активно используются семинары - практикумы, мастер- классы. Такие как: "Пластилинотерапия", "Бисероплетение", "Пескография" и многое другое. -В детском саду ежеквартально проходят Дни открытых дверей. Эта форма работы помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами; преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. -Очень интересно, увлекательно проходят выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов. Это выставки рисунков "Дорога - это опасно!", "Огонь-друг, огонь-враг!", "Осенние посиделки", выставки фотографий "Моя семья на отдыхе", "Папа, мама, я - спортивная семья", выставки поделок из природного материала и овощей, изготовленные руками взрослых и детей. 4. Досуговые: -Проводим совместные праздники, развлечения, досуги. Такие как "Встреча Нового года", "Масленица", "Праздник посвященный дню матери". В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами, читают стихи, приносят свои угощения детям… Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. -Активно используем метод проектов, здесь родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. В детском саду проходил проект «70 лет Великой Победе». Родители совместно с детьми собирали информацию о героях ВОВ. Делали зарисовки, фотографии, мультимедийные презентации по данной теме. В рамках данного проекта был проведён конкурс чтецов. Этот метод способствовал сближению родителей, детей и педагогов. 5. В ДОУ второй год функционирует для родителей, чьи дети пока еще не посещают детский сад - консультативный пункт. Разработано положение, план работы, составлен список родителей. Родители имеют возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ДОУ, стилем общения воспитателей с дошкольниками, получают необходимую информацию или консультацию. Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно- образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Согласно полученным данным по результатам анкетирования на предмет удовлетворенности родителей работой нашего учреждения, детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Отрадно, что родители поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и
начинания. Практически во всех группах родители активно включаются в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребенка. Участие родителей в жизни детского сада, влияет не только на развитие образования в целом, расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и заинтересованных в его положительном результате, но и вселяет уверенность в получении качественного дошкольного образования, повышает уровень доверия родителей (законных представителей) к образовательной организации, содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку воспитанников, чьи родители уважаемы и востребованы в детском саду, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.


В раздел образования