Напоминание

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев


Автор: Гусейнова Маина Керемалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №41 "Росинка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев
Раздел: дошкольное образование





Назад






Подготовила:Гусейнова Маина Керемалиевна воспитатель МАДОУ ДС №41 «Росинка» г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Уважаемые родители!

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В. Сухомлинский
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. К пяти годам речь ребенка должна быть полностью сформирована.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой

гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров в коре головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Пальчиковая гимнастика помогает ребенку сконцентрировать свое внимание и правильно его распределять, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка. Выполняя упражнения и сопровождая их короткими стишками, ребенок совершенствует свою речь, ее темп и ритм. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. У малыша развивается воображение и фантазия.
Следите,
чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При
необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Четко соблюдайте заданный ритм. Пальчиковая гимнастика полезна не только детям с задержкой в развитии речи, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно выполнять пальчиковую гимнастику?
Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев.
Упражнения подбираются
с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарика из пластилина. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши. В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов. В более старшем возрасте используют стихотворения, которые сопровождаются движениями кистей рук. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой рукой.
ПОМНИТЕ! Любые упражнения будут эффективны только при

регулярных занятиях! Занимайтесь не более 5 минут в день!

Деткам нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в любую свободную минутку. Они знают много игр и с легкостью заучивают текст, сопровождающий игру. Вот некоторые из них. Попробуем? Тогда готовьтесь!
Пальчиковая гимнастика

«Домик».

1,2,3,4,5

Вышли пальчики гулять.

1,2,3,4,5

В домик спрятались опять.
Разжимать пальцы из кулака, начиная с большого. Ритмично сжимать пальцы в кулак. Сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.
«Замок»

На двери висит замок .

Кто его открыть бы смог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И – открыли!
Руки в замке.Пальчики тянем, не разжимая. Потянули. Вращаем руки. Стучим основанием ладоней. Руки разжимаются.
«Котик»

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.


Вымыл ухо.

Вытер сухо.
Выполнять действия по смыслу


Массаж и самомассаж «Перчатки».
Поглаживание ладоней и пальцев рук.«Надеваем и снимаем перчатки».
«Домик».

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы.

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз-

Это самый лучший груз.
Соединение одноименных подушечек пальцев на каждую строку стихотворения. Мизинцы, безымянные, средние, указательные. Все пальцы сжаты в кулак, а большие подняты вверх.
«Ягоды»

С ветки ягодки снимаю,

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко,

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть,

Лёгким будет к дому путь!
Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
«Сорока»

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,


Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!
дети на ладошке «варят» кашу поочередно загибают пальцы с мизинца показывают большой палец грозят указательным пальцем большому пальцу разводят обе руки в стороны
Массаж и самомассаж

«Игра с карандашами».
Предложить покатать карандаши между ладоней или по столу (сначала одной рукой, потом другой и вместе обеими руками).
«Капуста».

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем
. Резкие движения кистями вверх-вниз. Имитация движений на терке. Движения пальцев, имитирующие посыпание солью. Сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
«Дом»

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу.


Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том.
Постукивать кулачками друг о друга. Соединить кончики пальцев обеих рук. Поднять выпрямленные ладони вверх. Похлопать ладонями.
«Сливы»

Большой пальчик сливы трясёт.

Второй их собирает.

Третий их домой несёт.

Четвёртый высыпает.

Самый маленький – «шалун»

Всё, всё съедает.
Разгибаем большой палец. Разгибаем указательный палец. Разгибаем средний палец. Разгибаем безымянный. Разгибаем мизинец.
Массаж и самомассаж

«Игра с бумажными шариками».
Предложить сделать из бумаги шарики и покатать между ладонями или по столу.
«Белка».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.
Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с большого (затем пальцы левой руки, потом одновременно пальцы обеих рук).

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?.

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу
.

«Пять пальчиков»

У детишек – шалунишек,

Девочек и мальчиков,

Знаем мы, на каждой ручке

Пять веселых пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять.
Дети показывают ладони, покачивают запястьями влево - вправо.Поочередно загибают пальчики.
Массаж и самомассаж

«Игра с мячиками».
Предложить покатать мячики между ладонями и по столу.
«Пальчики».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик- прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик – не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!


В детский сад идти пора!
Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с мизинца. (Затем пальцы левой руки).Обращаются к большому пальчику. Разгибают все пальчики.


В раздел образования