Автор: Гусейнова Маина Керемалиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №41 "Росинка" Населённый пункт: г. Нижневартовск Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев Раздел: дошкольное образование
В. Сухомлинский
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения,
которые сопровождаются движениями пальцев, например: «Мы писали, мы
писали, наши пальчики устали».
Доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на
развитие детской речи. К пяти годам речь ребенка должна быть полностью
сформирована.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой
гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к
возбуждению речевых центров в коре головного мозга, что в свою очередь
стимулирует развитие речи.
Пальчиковая гимнастика помогает ребенку сконцентрировать свое
внимание и правильно его распределять, учит вслушиваться и понимать
смысл речи, повышает речевую активность ребенка.
Выполняя упражнения и сопровождая их короткими стишками, ребенок
совершенствует свою речь, ее темп и ритм. В результате освоения всех
упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность
и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому. У малыша развивается воображение и
фантазия.
Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение
кисти и пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При
необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй
рукой. Четко соблюдайте заданный ритм.
Пальчиковая гимнастика полезна не только детям с задержкой в развитии
речи, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно выполнять пальчиковую гимнастику?
Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с
6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой
его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение
2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные
упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев.
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так,
малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного
диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого
упражнения можно использовать шарика из пластилина.
Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные
пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши.
В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания:
застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов.
В более старшем возрасте используют стихотворения, которые
сопровождаются движениями кистей рук.
Сначала все упражнения выполняются медленно.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой рукой.
ПОМНИТЕ! Любые упражнения будут эффективны только при
регулярных занятиях! Занимайтесь не более 5 минут в день!
Деткам нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в
любую свободную минутку. Они знают много игр и с легкостью заучивают
текст, сопровождающий игру. Вот некоторые из них. Попробуем? Тогда
готовьтесь!
Пальчиковая гимнастика
«Домик».
1,2,3,4,5
Вышли пальчики гулять.
1,2,3,4,5
В домик спрятались опять.
Разжимать пальцы из кулака, начиная с большого.
Ритмично сжимать пальцы в кулак.
Сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.
«Замок»
На двери висит замок .
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И – открыли!
Руки в замке.Пальчики тянем, не разжимая.
Потянули.
Вращаем руки.
Стучим основанием ладоней.
Руки разжимаются.
«Котик»
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо. Выполнять действия по смыслу
Массаж и самомассаж «Перчатки». Поглаживание ладоней и пальцев рук.«Надеваем и снимаем
перчатки».
«Домик».
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз-
Это самый лучший груз.
Соединение одноименных подушечек пальцев на каждую строку стихотворения.
Мизинцы, безымянные, средние, указательные.
Все пальцы сжаты в кулак, а большие подняты вверх.
«Ягоды»
С ветки ягодки снимаю,
И в лукошко собираю.
Будет полное лукошко,
Я попробую немножко.
Я поем ещё чуть-чуть,
Лёгким будет к дому путь!
Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от
основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. Обе ладошки
сложить перед собой чашечкой. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также
сложенной ладошкой. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать
воображаемые ягодки и отправить их в рот. Имитируя ножки, средний и указательный пальчики
на обеих руках «убегают» как можно дальше.
«Сорока»
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!
дети на ладошке «варят» кашу
поочередно загибают пальцы с мизинца
показывают большой палец
грозят указательным пальцем большому пальцу
разводят обе руки в стороны
Массаж и самомассаж
«Игра с карандашами».
Предложить покатать карандаши между ладоней или по столу (сначала одной рукой, потом
другой и вместе обеими руками).
«Капуста».
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем .
Резкие движения кистями вверх-вниз.
Имитация движений на терке.
Движения пальцев, имитирующие посыпание солью.
Сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
«Дом»
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
Постукивать кулачками друг о друга.
Соединить кончики пальцев обеих рук.
Поднять выпрямленные ладони вверх.
Похлопать ладонями.
«Сливы»
Большой пальчик сливы трясёт.
Второй их собирает.
Третий их домой несёт.
Четвёртый высыпает.
Самый маленький – «шалун»
Всё, всё съедает.
Разгибаем большой палец.
Разгибаем указательный палец.
Разгибаем средний палец.
Разгибаем безымянный.
Разгибаем мизинец.
Массаж и самомассаж
«Игра с бумажными шариками».
Предложить сделать из бумаги шарики и покатать между ладонями или по столу.
«Белка».
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с большого (затем пальцы левой руки,
потом одновременно пальцы обеих рук).
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу .
«Пять пальчиков»
У детишек – шалунишек,
Девочек и мальчиков,
Знаем мы, на каждой ручке
Пять веселых пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети показывают ладони, покачивают
запястьями влево - вправо.Поочередно загибают пальчики.
Массаж и самомассаж
«Игра с мячиками».
Предложить покатать мячики между ладонями и по столу.
«Пальчики».
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик- прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише пальчик – не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с мизинца. (Затем пальцы левой
руки).Обращаются к большому пальчику. Разгибают все пальчики.