Автор: Кожемякина Ирина Ивановна Должность: учитель географии и биологии Учебное заведение: МОУ СШ №117 Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: Конспект урока с использованием информационных технологий Тема: Царства живой природы Раздел: среднее образование
Тема урока: «Царства живой природы».
Кожемякина И.И., учитель географии
Цель:
учащиеся узнают о разнообразии живой природы
смогут называть царства и выявлять их особенности
смогут делать выводы о значимости каждого царства
самостоятельно определять принадлежность организмов
к определенным царствам природы
выдвигать гипотезы и отстаивать свою точку зрения
Оборудование: мультимедиа проектор, хрестоматии по географии, таблица
«Природный круговорот веществ», учебник, инструктивные карты, ручки с красным и
зеленым стержнем.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: нетрадиционный, проблемно-диалоговый
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах
Ход урока:
Живые организмы на Земле очень многочисленны и разнообразны, их насчитывается
несколько миллионов видов, но при этом все они относятся всего к четырем
царствам живой природы. Попробуем вспомнить и назвать эти царства.
Давайте подумаем, а какое же из них самое главное и значимое?
Для этого мы познакомимся с ними поближе.
Задание 1.Дайте характеристику царств по предложенному в инструктивной карте
плану, используя учебник и доп. литературу. Работа выполняется по вариантам, каждый
вариант заполняет по два царства. Безошибочность выполнения -2 балла, неполно или
неточно-1балл.
Представление царств обоих вариантов длится по 2 минуты, во время чего происходит
полное заполнение таблицы.
А теперь попробуем применить полученные знания на практике.
Задание 2. Используя слайды с изображением живых организмов, выберите
представителей каждого царства и запишите их в отдельный столбик.
Работа выполняется в парах, каждый учащийся прорабатывает по два царства, а затем
производится взаимопроверка. Работа выполняется ручкой с зеленым, а проверка
ручкой с красным стержнем ( из инструктивной карты). Безошибочность – 2 балла.
Следующее задание – индивидуальная работа.
Задание 3. Используя приобретенные на уроке знания, соотнесите перечисленные
характерные особенности с царствами живой природы. Напротив верных утверждений
знак «+» (из инструктивной карты).
Пункты
сравнения
Бактерии
Грибы
Растения
Животные
1. Число видов
2. Особенности
строения
3. Значение в
природе
Утверждения:
1.Они являются опылителями растений.
2.Питаются готовым органическим веществом, бывают одноклеточными и
многоклеточными.
3.Очищают воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
4. В их клетках нет ядра.
5.Только они, используя энергию солнца, образуют органические вещества.
6.Имеют микроскопические размеры и высокую жизнеспособность.
7.Ведут неподвижный образ жизни, разлагают остатки животных и растений.
8.Представителей данного царства, обобщенно называют – фауна.
Утверждения
Царства
1
2
3
4
5
6
7
8
Бактерии
+
+
Грибы
+
+
Растения
+
+
Животные
+
+
Сверьте свои ответы с ключом на доске. Безошибочное выполнение – 2 балла, 1-2
ошибки – 1балл.
Задание 4.Прослушав сообщение на тему: «Круговорот веществ в природе»
(опережающее задание) заполнить в тетради схему круговорота (образец в
инструктивной карте).
А теперь, давайте повторим главное…..
Итак, мы сегодня с вами подробно изучили царства живой природы, приводили
примеры представителей каждого царства, выявляли их особенности, сравнивали их по
значимости, но так и не решили, какое из них самое главное? Какие есть
предположения?
Если возникнут трудности в выдвижении решающей гипотезы, то можно применить
побуждающий диалог. Например:
- давайте вспомним, представители какого царства нам чаще всего попадаются на
глаза?
- какие организмы образуют органические вещества, которыми питаются организмы
всех царств?
- кто поставляет кислород для дыхания всем живым существам?
Конечно, каждое царство выполняет свою, определенную роль, но царство растений
особенно важно для природы!
Выставляются оценки за устные выступления.
А скажите ребята, у кого-то изменилось мнение по этому вопросу в ходе урока?
Как?
А пригодятся ли знания по этой теме на других уроках? Подумайте, на каких?
Тетради сдаются на проверку.
Д/З: Изучить параграф 25, ( по выбору) составить кроссворд на тему : «Представители
царств живой природы» или подготовить 5-6 предложений по теме, которые нужно
будет закончить.