Что нужно знать родителям о речи ребёнка-дошкольника.
Автор: Бочкова Вера Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Павелецкий детский сад" Населённый пункт: г, Скопин Наименование материала: Статья Тема: Что нужно знать родителям о речи ребёнка-дошкольника. Раздел: дошкольное образование
о речи ребёнка-дошкольника.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, по-
детски
любознателен,
успешно
учился
в
школе.
Но
часто
в
силу
своей
занятости или по ряду других причин, мы не уделяем должного внимания
тому, как развивается наш ребёнок в раннем и дошкольном детстве. А ведь
именно в этом возрасте закладывается фундамент физического, психического
и интеллектуального благополучия ребёнка. То, что основы человеческой
личности
закладываются
именно
в
первые
5-6
лет
жизни,
признают
большинство педагогов и психологов. Стоит отметить, что своевременное
устранение у детей дошкольного возраста нарушений звукопроизношения
ведет
к
правильному
становлению
устной
речи.
На
основе
устной
впоследствии
формируется
письменная
речь,
а
без
этих
процессов
невозможно полноценное обучение в школе. Консультацию логопеда нужно
получить как можно раньше, поскольку исправлять речевые нарушения с
возрастом
становится
все
сложнее.
Логопедические
занятия
дают
детям
возможность
полностью
реализовать
свой
потенциал
в
школьной
деятельности, дают ощущение психологического комфорта, желание ходить в
школу,
получать
и
усваивать
новые
знания!
Таким
образом,
дети
будут
подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная
цель работы логопеда.
Я перечислю основные симптомы, при которых нужно обращаться к
логопеду. Их несложно определить родителям. Пожалуйста, внимательно
прочитайте эти правила и прислушайтесь к своему малышу.
1.Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт
забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой
слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду
примерно в год.
2.Если
ребенок
в
1,5-2,5
года
практически
не
имеет
нормальных,
понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди»,
а говорит на «своём» языке, причем много и активно - в это же время
идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.
3.Если
ребенок
в
1,5-3
года
«всё
понимает,
а
говорить
не
хочет»,
общается жестами и «мычанием» - не ждите пока «сам заговорит»,
лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия.
4.Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник»,
«лямпотька» - это может быть не «баловство», а серьезное речевое
нарушение.
5.Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, то есть искажает звуки –
обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на
возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы
говорят
об
отсутствии
или
замене
звуков
«предшественниками»
в
норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно
оно не исправится.
6.Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом
– после второй учебной четверти обязательно сходите к логопеду и
психологу: возможно, у ребенка логопедические или психологические
проблемы.
7. Если у ребенка после какой-либо травмы (падение, ушиб, «лёгкое
сотрясение
мозга»)
начались
проблемы
с
письмом:
пропуски
букв,
слогов, письмо мимо строчек, - проверьтесь не только у логопеда, но и
у невропатолога, так как это могут быть симптомы серьёзной черепно-
мозговой травмы и афазии.
В целом, в логопедии действует правило: чем раньше начать лечение,
тем меньше проблем будет в будущем. Я желаю вам успехов!
8-910-569-16-39 Вера Бочкова, учитель-логопед
I квалификационной категории
Развиваем пальчики—развиваем речь!
Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью при работе над постановкой и
развитием речи.
Пальчиковые игры для малышей дают возможность родителям и воспитателям играть с
детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым
играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается
внимательность и способность сосредотачиваться.
Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между
взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик,
дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с
удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят
малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше
осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка,
хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства
уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или
действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка",
"Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более
маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен
максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные
слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать
текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых
игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки
и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает
к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно,
показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание
ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует
малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные
тексты на любую подходящую мелодию.
Бабушка очки надела И внучонка разглядела (Большой палец правой и левой руки вместе с
остальными образуют колечко).
Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. (Ладони направлены под углом,
кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев
касаются друг друга, выполняя прямую линию).
Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти,
внимания, мимики детей и учат общению.
Периодичность обследования речи ребенка
Поскольку речь не статична, она непрерывно развивается, становится все более совершенной,
каждый год необходимо проверять у логопеда соответствие речи Вашего ребенка определенным
параметрам речевого развития.Таким образом, начиная с 3-х лет необходимо 1 раз в год
проходить профилактический осмотр у логопеда. Если ребенок ходит в сад, то логопед
осматривает детей каждый год вместе с другими врачами. Обычно профосмотры проводятся в
начале весны. И Вы можете поинтересоваться у воспитателей, что логопед записал в медицинской
карте.
Если у Вас домашний ребенок, сходите в поликлинику к логопеду самостоятельно.Ежегодный
профосмотр подходит только в случае, если речь ребёнка развивается в соответствии с
возрастными нормами.
Если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, к логопеду лучше обратиться
в любое время: не дожидаясь 3-х лет, не дожидаясь нового года.
При каких симптомах нужно обращаться к логопеду:
Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа
«кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…),
стоит обратиться к логопеду примерно в год.
Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных слов типа
«мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причем
много и активно - в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.
Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и
«мычанием» - не ждите пока «сам заговорит», лучше перестраховаться и убедиться, что
это не алалия.
Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - это
может быть не «баловство», а серьезное речевое нарушение.
Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, т.е. искажает звуки – обратитесь к логопеду в
любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков,
потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками»
в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не
исправится.
Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом – после второй
учебной четверти сходите к школьному логопеду или в МСЧ: возможно, у ребенка
логопедические или психологические проблемы.
Если у ребенка после какой либо травмы (падение, ушиб,«лёгкое сотрясение мозга»)
начались проблемы с письмом - пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… -
проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, т.к. это могут быть симптомы
серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия…
В целом, в логопедии действует правило:
чем раньше начать лечение, тем меньше проблем будет в будущем.
Как развивать речевые навыки?
1.
Помните, что воспитание малыша начинается еще до его рождения: начинайте общение с
малышом как можно раньше, разнообразьте звуковые раздражители, меняйте интонацию,
слушайте музыку.
2.
Стремитесь к созданию комфортного состояния у вашего ребенка. Обращайте внимание
особенности плача вашего малыша.
3.
Соблюдайте режим кормления. При кормлении грудью следите, чтобы малыш правильно
захватывал сосок. Нормализация процесса кормления необходима для нормального
речевого развития ребенка.
4.
При общении с малышом вырабатывайте партнерские отношения, не стремитесь навязать
ему свой стиль общения: помните, что важным условием общения является выбор
времени и учет эмоционального настроения ребенка.
5.
При общении с ребенком первого года жизни используйте эмоциональную материнскую
речь: разнообразьте интонации, растягивайте слова и звуки, используйте ключевые слова,
упрощайте высказывание.
6.
Обращаясь к ребенку, дайте ему время для возможного ответа. Соблюдайте паузу между
окончанием детских звуков и началом вашей речи.
7.
Обращайтесь к ребенку по имени.
8.
Не забывайте, что малыш должен не только вас слышать, но и видеть ваше лицо, иметь
возможность следить за движениями ваших губ, изменяющейся мимики.
9.
Поощряйте произнесение ребенком звуков.
10.
Поиграйте в игру с подражанием, произносите звуки, а затем простые слова и предложите
ребенку повторять их вслед за вами. Начните с самых простых звуков, не произносите
сложных слов.
11.
Комментируйте свои действия.
12.
Называя предметы, показывайте их ребенку. Старайтесь повторять такое «обучение» по
нескольку раз в день. Поощряйте попытки ребенка вслед за вами назвать предмет.
13.
Делайте массаж рук, тренируйте пальчики, используйте развивающие игры. Развивайте
ручные способности вашего малыша.
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много
вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или
дочь к школе. Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и
писать. Но это большое заблуждение!
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти
процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов
осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом
письмо).
Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной
речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?
1.
Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет
какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и
слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…
2.
У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и
последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…
3.
Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый
сок, а яблочный…
4.
Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может
подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…
5.
Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в
которую играл; объяснить, что ему хочется…
6.
Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению
письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером,
самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю
очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и
письма).
И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры,
играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это
также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка –
будущего ученика!!!
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи у
дошкольников, показывают, что данное нарушение, проявляющееся в результате расстройства
моторной реализации речи, характеризуется сложной структурой. В связи с этим, процесс его
коррекции, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение
специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности
развития детей с данным видом речевых нарушений, позволит повысить эффективность
коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте,
предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно,
снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Поскольку у дошкольников хорошо
развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и
доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае
применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет
предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание
содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Компьютерный герой-тигренок вовлекает детей в различные игры и упражнения, что помогает
моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое
для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель
крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером
по общению».
Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию
сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития.
Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней
окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и
развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-
логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений
и способствуют формированию и развитию языковых средств. Занятия на компьютере имеют
большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально
при работе с дошкольниками, страдающими псевдобульбарной дизартрией легкой степени. В
процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными
задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором
«мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является
формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного
анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Продолжительность разовой работы на компьютере для детей 5 лет и для детей 6 лет, имеющих
отклонения в состоянии здоровья, составляет 10 минут, для детей 7—12 лет - 15—20 минут. Для
детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения и имеющих повышенную возбудимость,
нагрузку следует дозировать индивидуально.
Развиваем речь ребенка на прогулке, дома и на даче
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически
правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать
ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают логопедическую группу
или занятия с логопедом. Если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует
возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого
воспитания. Ведь любому ростку легче расцвести на взрыхлённой и удобренной почве, нежели
пробиваться на заброшенном и затоптанном пустыре.
Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно
организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на
ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого
развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные
домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские
книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить.
Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок
или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная
(умение слушать
слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию вступать в
партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у
вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста.
Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное,
круглое, большое, спелое, вымытое, и т.д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других
членов своей семьи, друзей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А
пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для
пальчиков.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? –
«Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за
правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. А когда в руках несколько яблок, самое время
их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока»
(первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой и т.д.) Аналогичным
образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для
развития детской речи.
На прогулке. В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него
речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки»,
«Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за
погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми,
транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме
беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить
ребёнка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц,
звуки ветра и т.д. Это развивает слуховое внимание.