Развитие психомоторных процессов на уроках физкультуры в школе.
Автор: Филонова Марина Петровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ лицей №64 Населённый пункт: город Краснодар Наименование материала: Статья Тема: Развитие психомоторных процессов на уроках физкультуры в школе. Раздел: среднее образование
Карта личности К.К. Платонова
Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение,
качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры
личности.
Личностный подход, как один из принципов психологии, требует преломлять
изучение любых психических явлений человека через понимание его личности в целом.
Структура личности, по К.К. Платонову, состоит из четырех основных подструктур,
к которым присоединяются также обособленные свойства структурных характеристик
личности, дополняемые биографическими данными и сведениями о состоянии здоровья и
условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности,
особенно при первоначальном знакомстве, а также используется при выборе средств и
методов педагогического воздействия.
Исследование может приводиться на основе не только самооценки, но и (что
значительно лучше) сопоставления самооценки с данными при заполнении карты
личности лицами, хорошо знающими испытуемого.
1. ФОНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1
2
3
4
5
å
2.
С
П
О
С
О
Б
Н
О
С
Т
И
1
1
3.
Х
А
Р
А
К
Т
Е
Р
2
4. НАПРАВЛЕННОСТЬ
2
1
2
3
4
5
6
7
å
3
3
4
5. ОПЫТ
4
1
2
3
4
5
6
å
5
-
5
6
6. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
å
1
2
3
4
5
6
7
8
9
å
å
7. ТЕМПЕРАМЕНТ
Инструкция по заполнению Карты личности
1.1. Состояние здоровья: 5 – отличное здоровье; 4 – здоровье совсем не беспокоит; 3 –
редкие,
быстро
проходящие
заболевания;
2
–
хронические
заболевания,
мало
отражающиеся
на
трудоспособности;
1
–
хронические
заболевания,
заметно
отражающиеся на трудоспособности.
1.2. Отношение к своему здоровью: 5 – совсем не думает о своем здоровье; 4 – склонен его
переоценивать; 3 – отношение к здоровью соответствует его состоянию; 2 – переоценивает
свою болезнь, проявляет черты мнительности; 1 – резко переоценивает свою болезнь,
очень мнителен.
1.3. Условия работы оцениваются по одной шкале с условиями в семье.
1.4. Условия в семье: 5 – условия весьма благоприятные; 4 – благоприятные, однако не
дают
полного
удовлетворения;
3
–
неопределенные
и
непостоянные;
2
–
малоблагоприятные, что вызывает переживания; 1 – очень неблагоприятные.
1.5. Физкультурная
активность:
5
–
активно
занимается
спортом,
имеет
разряд;
4
–
занимается спортом нерегулярно, но с большим интересом; 3 – занимается ежедневно
утренней
зарядкой;
проявляет
интерес
к
спортивной
жизни;
2
–
утренней
зарядкой
занимается
нерегулярно,
интереса
к
спортивной
жизни
не
проявляет,
1
–
утренней
зарядкой не занимается, спортом не интересуется.
2.1.
–
2.6.
Способности
являются
общими
качествами
личности.
Их
оценивают
по
успешности деятельности субъекта в той или иной области (основной для него или
побочной)
и
по
выраженности
у
субъекта
к
ней
интереса.
Причем
для
оценки
способностей
особо
важно
учитывать
признание
у
субъекта
данной
способности
окружающими.
2.1. – 2.5. Обозначенные так способности оценивают согласно следующей шкале: 5 –
признанный
талант
к
данному
виду
деятельности;
4
–
отчетливо
выраженные
способности,
заметно
выделяющие
личность
среди
окружающих;
3
–
выраженные
интересы к данному виду деятельности при способностях, не выделяющих личность
среди сверстников; 2 – отсутствие способностей, затрудняющее освоение и осуществление
данной
деятельности;
1
–
выраженная
неспособность
к
ней.
При
этом
необходимо
предостеречь
от
подмены
способностей
опытом
работы
в
данной
области,
который
оценивается
в
подструктуре
опыта
(5),
и
помнить,
что
психомоторные
способности
оценивают
по
достижениям
в
спорте,
ручном
мастерстве,
вождении
автомобиля,
мотоцикла и т.д.
2.6. Нравственно-правовые способности: 5 – высокий уровень нравственного и правового
сознания, коллективизма, чуткость, уважение как постоянная основа отношения к людям и
активного
противодействия
нарушениям
нравственно-правовых
норм;
4
–
высокий
уровень нравственного и правового сознания, но пассивное отношение к нарушениям
норм; 3 – редкие и неярко выраженные поступки, в которых проявляются отступления от
нравственных
и
правовых
норм
под
влиянием
внешних
обстоятельств;
2
–
частые
отклонения от нравственных и правовых норм; 1 – систематические отклонения от них,
основывающиеся на соответствующем мировоззрения.
3.1. – 3.5. Оценивая характер, следует помнить, что он является как бы каркасом личности.
Черты личности, по-разному группируясь друг с другом, взаимообусловлены отношением
личности
к
многочисленным
явлениям
действительности.
Подчеркнем,
что
черты
характера
всегда
нравственно
окрашены.
Выделяют
следующие
главные,
т.е.
характерологические отношения личности: к обществу, к труду, к людям, к самому себе и
к собственности. Оценивая черты характера, следует использовать следующую шкалу: 5 –
названное свойство личности развито очень хорошо, ярко выражено и проявляется часто в
различных видах деятельности, являясь чертой характера; 4 – выражено заметно, но
проявляется непостоянно, хотя противоположное ему свойство проявляется крайне редко;
3
–
оно
и
противоположное
ему
свойство
уравновешивают
друг
друга,
хотя
оба
проявляются нечасто; 2 – заметно более выражено и чаще проявляется противоположное
названному свойство личности; 1 – свойство, противоположное названному, проявляется
часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 0 – нет сведений для
оценки данного свойства личности. Причем не следует злоупотреблять баллом 5. Его надо
ставить только в бесспорных случаях, когда указанная черта характера систематически
проявляется
различных
видах
деятельности
изучаемой
личности,
выражается
как
ее
привычка.
Давая оценку пяти группам черт характера (3.1-3.5), следует руководствоваться
изложенными ниже пояснениями.
3.1.
Отношение
к
обществу
выражается
в
идейности,
патриотизме,
чувстве
долга,
солидарности, интернационализме, принципиальности, оптимизме и их антиподах.
3.2. Отношение к труду оценивают с учетом трудолюбия или лени, дисциплинированности
- недисциплинированности, добросовестности - недобросовестности, обязательности -
необязательности.
Здесь
оцениваются
и
качества
характера,
отражающие
степень
трудовой
активности,
деловитости,
практичности,
инициативности,
организованности,
собранности и противоположные им черты.
3.3. Отношение к людям обобщает: а) гуманистические - антигуманистические черты
характера (человеколюбие - человеконенавистничество, альтруизм - эгоизм, благородство -
низость,
доверчивость
-
недоверчивость,
честность
-
лживость
и
т.п.);
б)
коммуникабельные - некоммуникабельные черты характера (общительность - замкнутость,
коллективизм - индивидуализм, вежливость - грубость, воспитанность - невоспитанность,
терпимость - нетерпимость, уступчивость - упрямство и т.д.).
3 . 4 . Отношение
к
самому
себе
оценивается
наличием
или
отсутствием
чувства
собственного достоинства, самоуважения, гордости, чести, самолюбия и их негативных
проявлений – тщеславия, честолюбия, чванства, гордыни и т.п. Важнейшая роль в данной
группе черт принадлежит совести, которая является основным внутренним регулятором
морального поведения личности.
3.5. Отношение к собственности оценивают обобщенно с учетом: бережливости - скупости,
щедрости - жадности, аккуратности - неаккуратности и т.п.
4.1
–
4.7. Направленность
характеризует
ориентировку
жизненного
пути
человека
в
отношении к различным сторонам действительности, это как бы вектор, указывающий,
куда
или
на
какие
цели
направлена
личность
и
какими
мотивами
и
ценностными
ориентациями
она
при
этом
руководствуется.
Уровень
направленности
выражается
в
социальной
зрелости
личности,
степени
ее
идейности
и
сознательности,
широта
же
свидетельствует о большом круге интересов, где должен быть главный центральный
интерес. Интенсивность направленности связана с эмоциональной окраской, она может
иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений,
через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности. Устойчивость
направленности характеризуется ее протяженностью во времени; это качество личности в
первую очередь связано с реализацией целей направленности и деятельности.
4 . 1 . Уровень
направленности:
5
–
убеждения,
идеалы
и
склонности
соответствуют
моральным нормам; 4 – преобладают высокие убеждения, но имеют место и отдельные
склонности,
противоречащие
им;
3
– убеждения
и
склонности
противоречивы,
без
заметного
преобладания
положительных
или
отрицательных;
2
–
направленность
неустойчива, но с преобладанием элементов, противоречащих моральным нормам; 1 –
ярко выражена направленность, противоположная моральным и правовым нормам.
4.2. Широта направленности: 5 – широкий круг профессиональных, художественных,
литературных,
музыкальных,
спортивных,
технических
или
других
интересов;
4
–
наличие, кроме профессиональных, еще одной-двух четко выраженных линий интересов;
3 – только профессиональный интерес; 2 – наличие одной ярко выраженной линии
интересов – хобби; 1 – отсутствие какой-либо ярко выраженной линии интересов.
4.3. Интенсивность направленности: 5 – ярко выраженная интенсивность убеждений и
интересов, проявляющаяся как страсть; 4
– интенсивность убеждений и стремлений,
выделяющая
личность
с
положительной
стороны;
3
–
интенсивность
убеждений
и
интересов, не выделяющая личность среди окружающих; 2 – пониженная интенсивность
интересов и отсутствие идеалов, характеризующие субъекта с отрицательной стороны; 1 –
полное равнодушие к окружающему миру и отсутствие интересов.
4.4. Устойчивость направленности: 5 – направленность не изменилась с юношеского
возраста; 4– направленность измениласьв жизни один раз;
3 – направленность менялась в жизни несколько раз, но сохранялась по несколько лет; 2 –
направленность меняется по несколько раз в течение года; 1 – полная неустойчивость
направленности.
4.5. Действенность направленности: 5 – почти все стремления и убеждения реализуются в
деятельности;
4
–
осуществляется
большая
часть
стремлений;
3
–
осуществляется
значительная
их
часть;
2
–
реализуется
только
та
часть
стремлений,
которую
легко
осуществить; 1 – направленность пассивна и в деятельности не реализуется.
4.6.
Профессиональную
направленность
определяют
в
отношении
основной
специальности, оценивают применительно к следующему кругу вопросов: 5 – субъект
избрал
данную
профессию
по
желанию,
давно,
и
ему
приходилось
преодолевать
препятствия на пути к ней, он профессией доволен; 4 – желание у субъекта избрать
данную профессию несколько раз менялось, однако пришлось преодолевать препятствия
на
пути
к
ней,
он
ею
доволен;
3
и
2
–
оцениваются
по
степени
устойчивости
профессионального
интереса
и
его
удовлетворенности,
1
–
выбор
профессии
был
случайным, субъект хотел бы поменять профессию.
4.7.
Атеистическая
или
религиозная
направленность:
5
–
воинствующий
атеист,
4
–
последовательный, но не активный атеист, 3 – атеист с элементами суеверий, 4 – пассивно
религиозный, 5 – активный борец за религию.
5.1. – 5.6. В подструктуру опыта личности входят ее черты, формирующиеся в процессе
обучения: знания и умения. Они определяют как профессиональную подготовленность
(5.1.), так и уровень различных аспектов культуры (5.2.-5.6).
5.1. Профессиональную подготовленность (по основной специальности) оценивают по
успешности трудовой деятельности: 5 – отличная, 4 – хорошая, 3 – посредственная, 2–
плохая, 1 – очень плохая.
5.2. – 5.6. Культуру личности оценивают так: 5 – общепризнанная очень высокая культура,
которая
может
служить
образцом
для
других,
причем
выполнение
соответствующих
умений стало потребностью; 4 – высокий уровень умений, выделяющий личность среди
окружающих;
3
–
средний
уровень
культуры,
не
выделяющий
личность
среди
окружающих; 2 – пониженный уровень культурных умений, выделяющий личность с
отрицательной стороны; 1 – нет элементарной культуры в данной области.
При этом надо иметь в виду, что психомоторную культуру (5.6.) учитывают, обобщая
трудовые,
двигательные
и
спортивные
навыки.
Во
всех
случаях
нельзя
смешивать
культуру как проявление опыта, подготовленности в данной области со способностями к
данной деятельности с соответствующей направленностью, которой в карте посвящены
специальные пункты (2 и 4).
6.1.
– 6.9.
Когда
говорят
об
особенностях
психических
процессов,
то
подчеркивают
динамические моменты психики относительно кратковременно длящиеся. В психических
процессах тесно взаимосвязаны познавательные и аффективные компоненты, они и лежат
в основе свойств личности как более устойчивые ее проявления.
6.1 – 6.3. При оценке эмоциональных особенностей учитывают, какое настроение чаще
свойственно субъекту – веселое, угнетенное или спокойное, ровное; что чаще возникает у
субъекта в ответ на разного рода трудности – растерянность, неуверенность или, наоборот,
собранность, сознание своей силы, чувство азарта.
6.1. Эмоциональную возбудимость оценивают баллами 5 и 4, если субъекту свойственна
высокая степень впечатлительности (всякое приятное событие вызывает чувство радости,
а всякие мелкие неприятности сильно огорчают), раздражение чаще возникает сразу,
вынужденные ожидания возбуждают, после неудач, неприятностей долго переживает;
баллами 2 и 1 оценивают низкие степени выраженности эмоций у субъекта; а баллом 3 –
если субъект не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения и раздражение у него
накапливается постепенно.
6.2.
Эмоционально-моторная
устойчиво сть: 5
–
нарушения
психомоторики
(напряженность; нарушение координации, увеличение тремора) ни при каких эмоциях не
возникают; 4 – возникает незначительная напряженность при сильных эмоциях в сложной
обстановке;
3
–
быстро
проходящая
напряженность
наблюдается
при
каждой
деятельности; 2 – выражены стойкие нарушения психомоторики, с трудом поддающиеся
устранению;
1
–
выраженные
эмоционально-моторные
нарушения
не
устраняются
никакими мерами.
6.3.
Стеничностъ
эмоций: 5
–
обычно
несколько
приподнятое
настроение,
положительно влияющее на деятельность; 4 – настроение обычно ровное, угнетение и
растерянность
отмечаются
крайне
редко;
3
–
свойственна
смена
настроений,
однако
выраженного преобладания стенических или астенических эмоций нет; 2 – преобладают
угнетенное настроение и астенические эмоции, отрицательно влияющие на деятельность;
1 – настроение всегда угнетенное, сменяющееся безразличием.
6.4.
Внимательность:
5
–
субъекту
легко
одновременно
делать
два
дела
и
более
(например, писать письмо и разговаривать, бывая в театре или кино, удается заметить все,
что происходит на сцене или экране), в разговоре с легкостью переходит с одной темы на
другую, легко воспринимает и запоминает второстепенные вопросы, беглые замечания,
может работать при шуме; 4 – внимание чаще приковывается к чему-нибудь одному,
помехи отвлекают, но не надолго; 3 – может сосредоточиться на чем-то своём, слабо
помехоустойчив, переход с одной темы разговора на другую затруднен; 2 – отвлекается
при
объяснении,
рассеян,
в
беседе
теряет
нить
разговора,
смена
темы
представляет
большую трудность; 1 – не способен сосредоточиться.
6.5.
Память
оценивают
обобщенно
по
таким,
например,
показателям:
5
–
легко
вспоминает, где и когда слышал или читал о данном предмете (причем
помнит название и место в книге), хорошо и с одного раза запоминает имена, даты, смысл
прочитанного, элементы физических упражнений, узнает человека много лет спустя, даже
если видел его один раз; 4 – память хорошая, но бывают случаи забывания лиц, имен, дат,
формул; 3 – запоминает только смысл прочитанного, вспоминает с усилием; 2 – помнит
отдельные
детали
услышанного
или
прочитанного,
задание
для
запоминания
ему
приходится повторять несколько раз; 1 – к длительному сохранению информации не
способен.
6.6. Сообразительность как мыслительный процесс оценивается по следующей шкале: 5 –
быстро
и
хорошо
понимает
ставящиеся
перед
ним
вопросы,
находчив,
быстро
ориентируется в новой тактической обстановке (например, в спортивных играх легко
разгадывает замысел "противника"); 4 – то же, только выражено в меньшей степени; 3 –
удачное решение обычно запаздывает, либо имеется склонность к излишне быстрым, но
непродуманным ответам; 2 – тугодум, приемы, помогающие выполнению задачи, находит
медленно; 1 – выражена в минимальной степени.
6.7. Воображение (или фантазия) оценивают баллом 5 в тех случаях, когда его можно
назвать творческим, проявляющимся в любой изобразительной, конструкторской, научной
и т.п. деятельности; 4 – если воображение раз-вито, но чаще проявляется в одном виде
деятельности;
3
–
воображение
проявляется
эпизодически;
2
–
очень
редко;
1
–
отсутствует.
6.8. – 6.9. Воля связана с сознательной саморегуляцией субъектом своего поведения и
выражается в преодолении трудностей. Наиболее существенными характеристиками для
понимания воли являются самообладание и целеустремленность.
6.8.
Самообладание оценивают по следующей шкале: 5 – в сложной обстановке легко
владеет собой, легко подавляет вспышки гнева; 4 – при сильном возбуждения удается
казаться
вполне
спокойным,
однако
переживания
сопровождаются
усиленной
жестикуляцией,
изменением
мимики,
голоса
и
т.п.;
3
–
известны
случаи
потеря
самообладания, совершения поступков, в которых потом приходится раскаиваться; 2 – с
трудом и редко подавляет вспышки гнева; 1 – не владеет навыками саморегуляции.
6.9. Целеустремленность, настойчивость и решительность оценивают по тому, способен
ли
человек
длительно
и
стойко
держаться
принятого
решения,
насколько
настойчив,
упорен в преодоления трудностей, стоящих на пути, к достижению цели; что более
свойственно: колебание при принятии решений или решительность. При выборе баллов
(от 1 до 5) необходимо учитывать степень выраженности всех этих проявлений личности.
7.1 – 7.3. Свойства биологически обусловленной подструктуры личности (темперамент)
изменяются значительно меньше, чем свойства других подструктур, чаще компенсируясь и
маскируясь последними.
7.1. Степень проявления силы (оценивается баллами 5 и 4) или слабости (оценивается
баллами 2 и 1) нервных процессов может быть определен по следующим особенностям
трудовой деятельности: насколько субъект вынослив в работе; насколько влияют на его
работоспособность шум и другие сильные и непривычные раздражители; сохраняет ли он
самообладание в трудных, опасных условиях, может ли длительно работать, без признаков
усталости и не снижая результатов и т. п.
7.2.
Степень
проявления
уравновешенности
(оценивается
баллами
5
и
4)
или
неуравновешенности
(оценивается
баллами
2
и
1)
нервных процессов может
быть
выявлена по следующим признакам: работает ли субъект
в ровном темпе или склонен
работать порывами; настроение его ровное, спокойное или часто меняется; как он ведет
себя при вынужденном ожидании – спокоен или сильно раздражается; при утомлении
легче
засыпает
и
крепче
спит
или,
напротив,
утомление
вызывает
бессонницу
прерывистый сон и т.п.
7.3.
Степень подвижности (оценивается баллами 5 и 4) или инертности (оценивается
баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим показателям:
легко ли переходит субъект от одного вида деятельности к другому, быстро ли включается
в работу, не мешают ли ему на новой работе старые навыки; легко ли он приобретает
положительные привычки и избавляется от вредных; быстро ли принимает решения,
быстро ли засыпает и просыпается и т.п.
При оценке указанных выше черт личности балл 3 ставится, когда нет оснований
говорить
о
преобладании
силы
или
слабости,
подвижности
или
инертности,
уравновешенности или неуравновешенности.
Заполнение карты личности предваряется инструкцией. Ее рекомендуется составлять
лицам, хорошо знающим обследуемого, при этом желательно, чтобы эксперты находились
с ним в разнообразных неформальных взаимоотношениях (например, начальник,
подчиненный, член команды, член семьи и т.д.). Возможно также заполнение карты
методом самооценки.
Каждая черта личности, учитываемая в карте, оценивается по пятибалльной системе:
5 – названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена,
проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;
4 – заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей
черта проявляется очень редко;
3 – она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях
уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;
2 – заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта
личности;
1 – противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных
видах деятельности, так как стала чертой характера;
0 – если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.
По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков:
раньше была менее свойственна, теперь развивается и улучшается все более;
остается без изменения;
раньше была более свойственна, ухудшается.
Динамика оценивается за последние три года, если это особо не оговорено.
Балл 3 и знак «=» должны встречаться чаще других.
Карта личности – это только форма фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и
оценка каждой черты личности должны опираться на знание определенных типичных
случаев из жизни человека, на которого заполняется карта, его действий и поступков, в
которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности. Если этих сведений
нет, тогда ставится балл 0.
Карта личности заполняется как на основе самооценки, так и на основе оценок
одним или несколькими лицами, знающими данного человека. В последнем (наилучшем)
случае, т.е. при применении метода обобщения независимых характеристик (МОНХ), в
итоговой
карте
выставляется
обобщенный
балл.
Способ
заполнения
карты
–
подчеркивание. Обработка результатов:
1.Результаты заполнения «Карты личности» отразите в схеме. Пояснения, по всей
видимости, требует только оценка темперамента. Учитывая, что нет "хороших" и "плохих"
темпераментов,
баллы
по
этой
структуре
не
суммируют.
При
диагностике
типа
темперамента поможет приведенная «Схема определения типа темперамента» и некоторые
пояснения.
При
интерпретации
общего
балла
надо
помнить,
что
разброс
данного
показателя возможен от 6 до 195, причем средний балл – обычно около 130.