«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость
за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры
поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным
традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат,
природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако
к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет
к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни
способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает
творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его
с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или
дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески
утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как
свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в
тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на
исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному
застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других
народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках,
литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой
частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной
войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие
важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к
врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы
победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших
жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц,
площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека,
ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому
начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,
художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых
народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных
сквозь сито веков.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть
национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они
— часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как
нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами,
сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным
ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются
слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки,
прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность,
веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются
различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются
положительные качества людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать
народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками
тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти
наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она,
пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным
изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы
состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от
архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой
представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как
основы его любви к Родине.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение
которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и
поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Подготовила: Плодухина М. А.- воспитатель МБОУ СШ №12 19.01.2017г.