Напоминание

Проект ИОМ


Автор: Иванова Дарья Николаевна
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: МБОУ "Техтюрская СОШ"
Населённый пункт: с.Техтюр
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект ИОМ
Раздел: среднее образование





Назад





Проект
индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Цель проекта ИОМ
: качественная подготовка детей с ОВЗ к полноценной жизни в обществе, формирование у них уверенности в своих силах.
Задачи:
 Изучение проблемы формирования социальных навыков детей с ОВЗ.  Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии по формированию навыков социального взаимодействия.  Распространение опыта работы по социальной адаптации детей с ОВЗ.  Провести социальную работу с детьми с ОВЗ и их родителями, оказывая социально - педагогическую поддержку.
Гипотеза:

Если
в школе реализуются индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ по формированию навыков социального взаимодействия и будут созданы условия для проведения целенаправленной работы, включающие:  раннюю диагностику, внешнюю и внутреннюю дифференциацию образования;  коррекционно-развивающую работу, проводимую педагогами-дефектологами, психологами, педагогами дополнительного образования и другими специалистами индивидуально или в небольших группах;  усиленное внимание к вопросам охраны здоровья детей;  реализацию идеи оказания всесторонней, своевременной помощи этой категории обучающихся;  консультационно-методическую поддержку родителей детей с ОВЗ,
то возможно
 будут сформированы навыки социального взаимодействия у детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта), способствующие непрерывному процессу социализации с дальнейшей интеграцией их в общество на основе индивидуальных образовательных маршрутов.
Ожидаемые результаты:
 положительная динамика в развитии детей;  успешная социальная адаптация детей с ОВЗ.
Алгоритм создания индивидуальной программы

по формировании социальных навыков у детей с ОВЗ.
1. Диагностика социальных навыков у обучающихся, воспитанников.
2.

Создание индивидуального образовательного маршрута.
3. Мониторинг формирования социальных навыков. 4. Корректировка индивидуального образовательного маршрута. 5. Закрепление полученных навыков в социальной среде. 6. Создание социального портрета ребенка с ОВЗ
Так как я не логопед, не психолог, не социолог школы, а учитель надомного обучения , то основным направлением
ИОМ
беру: 1.
Коррекционно-образовательная деятельность для детей с нарушением

интеллекта
Цель: Формирование познавательной деятельности обучающегося. Задачи:  Развитие памяти (точности, прочности, запоминания и готовности к воспроизведению).  Развитие произвольного внимания (извлечение из памяти наиболее необходимых сведений).  Развитие мышления (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, умозаключения, обобщения, систематизации). 2.
Коррекционно-воспитательная деятельность для детей с нарушением

интеллекта.
Цель: Формирование социальных навыков. Задачи:  Коррекция искаженных представлений о жизни, природе, обществе.  Воспитание умения анализировать свою деятельность, сравнивать её с образцом.  Расширение круга культурных потребностей ребёнка.
Критерии формирования умений и навыков по видам деятельности у детей с

нарушением интеллекта

ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ
 5 баллов – Полное соответствие программным требованиям, самостоятельное выполнение заданий.  4 балла – Соответствие программным требованиям, самокоррекция после стимулирующей помощи.  3 балла – Неполное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи. 2 балла – Частичное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи.  1 балл – Фрагментарное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи.  0 баллов – Неусвоение ЗУНов, невыполнение заданий, отказ от заданий, смысловая неадекватность. Р
азвитие речи

Умения и навыки, необходимые для обучающегося
1ч 2ч 3ч 4ч 1. Умение называть свое имя 2. Умение называть свою фамилию 3. Умение называть имена одноклассников 4. Умение при произнесении имени показывать учеников своего класса
5. Знать название реальных предметов (школьные принадлежности) 6. Знать название реальных предметов (обстановка в классе) 7. Уметь повторять фразы, обозначающей просьбу и действие 8. Уметь выполнять просьбу и действие 9. Уметь проговаривать вслед за учителем чистоговорки 10. Уметь высказываться предложением, состоящим из 1 слова 11. Уметь высказываться предложением, состоящим из 2 слов 12. Уметь высказываться распространенными предложениями 13. Уметь понимать смысл коротких простых сюжетов (сказок, потешек) 14. Уметь воспроизводить короткие простые сюжеты 15. Уметь соотносить игрушки и их названия 16. Уметь называть части тела у себя (руки, ноги, голова, туловище, пальцы и т.д.) 17. Уметь называть части тела у товарища 18. Умение высказывать элементарные наблюдения за погодой 19. Умение высказывать элементарные наблюдения за живой природой 20. Уметь самостоятельно рассказывать об увиденном.
Предметно-практическая деятельность (ППД)

Умения и навыки, необходимые для обучающегося
I II III IV 1. Имитация жестов, мимики. 2. Имитация движений окружения 3. Подражание голосам 4. Подражание речи 5. Воспроизведение образцов букв, слогов 6. Повторение схем поведения 7. Ориентация в пространстве 8. Ориентация во времени 9. Соединение элементов (застёгивание, связывание, оклеивание) 10. Открытие и закрытие предметов
11. Разрезание (ножом, ножницами, пилкой для бумаги). 12. Приготовление простых блюд, варка, выпекание 13. Работа с техническими устройствами (компьютером, телефоном, утюгом, калькулятором и т.д) 14. Умение фиксировать взор на деятельности педагога 15. Умение выполнять простые статические подражательные действия за учителем 16. Умение выполнять простые динамические подражательные действия за учителем 17. Умение выполнять простые статические действия по словесной инструкции 18. Умение выполнять простые динамические действия по словесной инструкции 19. Умение катать мячик по подражанию 20. Умение катать мячик по словесной инструкции 21. Умение бросать мяч в корзину по подражанию 22. Умение бросать мяч в корзину по словесной инструкции 23. Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по подражанию 24. Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по словесной инструкции 25. Умение складывать пирамидку по подражанию 26. Умениескладывать пирамидку по словесной инструкции 27. Умение нанизывать пуговицы на нитку 28. Умение катать машинку в определенном направлении 29. Умение строить из кубиков фигуры по подражанию 30. Умение строить из кубиков фигуры по словесной инструкции 31. Умение складывать простые мозаики 32. Умение группировать предметы по форме, величине, цвету 33. Умение складывать разрезные картинки из 2-3 частей
Я как член семьи, ученик, потребитель

Умения и навыки, необходимые для обучающегося
I II III IV 1. Моё место в семье (роль и функции) 2. Члены семьи, их занятия и обязанности
3. Моя квартира (помещения, вещи) 4. Название и адрес школы 5. Виды и функции школьных помещений 6. Сотрудники школы и их функции 7. Структура дня в школе 8. Школьные правила и нормы 9. Нормы совместной жизни в классе 10. Формы вежливости 11. Участие в коллективных играх 12. Участие в коллективном труде 13. Магазины (ассортимент, оплата) 14. Пункты общественного питания 15. Средства транспорта 16. Пункты услуг 17. Газ, отопление, водопровод 18. Почта и телекоммуникации 19. Домашняя техника и аппаратура 20. Инструменты, правила безопасности при работе сними
Самообслуживание

Умения и навыки, необходимые для обучающегося
1ч 2ч 3ч 4ч 1. Умение различать и показывать части тела 2. Уметь называть части тела по показу 3. Уметь различать и показывать предметы санитарии и гигиены 4. Уметь называть предметы санитарии и гигиены по показу 5. Уметь различать действия связанные с гигиеной тела 6. Уметь совершать действия связанные с гигиеной тела 7. Умение хранения сангигиенических предметов 8. Умение надевать одежду правильно 9. Умение застегивать пуговицы 10. Умение застегивать молнию 11. Умение шнуровать ботинки 12. Умение надевать обувь
13. Умение надевать верхнюю одежду 14. Умение прибирать снятую одежду 15. Умение называть и различать предметы необходимые для приема пищи 16. Умение мыть руки 17. Умение правильно пользоваться ложкой, вилкой 18. Умение убирать за собой посуду 19. Умение самостоятельно ходить в туалет 20. Умение не мешать окружающим криком шумом
Личная гигиена, самоориентация, моё здоровье

Умения и навыки, необходимые для обучающегося
I II III IV 1. Навыки ухода за руками 2. Навыки ухода за лицом (умывание, вытирание) 3. Навыки ухода за телом 4. Навыки ухода за ногами 5. Гигиена полости рта 6. Интимная гигиена 7. Использование туалетных принадлежностей, косметики 8. Осознание собственного тела 9. Ориентация в строении тела 10. Ориентация в пространстве 11. Половая идентификация 12. Идентификация с именем, фамилией 13. Знание имени, фамилии 14. Идентификация с адресом 15. Знание своего адреса 16. Детальные вопросы периода созревания 17. Необходимость поддержания здорового образа жизни 18. Поведение в случае недомогания 19. Пользование медицинскими услугами для сохранения здоровья 20. Пользование медицинскими услугами для восстановления здоровья
Еда, одевание, физиологические потребности


Умения и навыки, необходимые для обучающегося
I II III IV 1. Умение мыть руки перед едой 2. Эстетический приём пищи 3. Умение накрывать на стол 4. Использование столовых приборов (ложка, вилка) 5. Умение пользоваться столовым ножом 6. Умение различать и называть посуду 7. Умение убирать за собой посуду 8. Умение правильно надевать одежду 9. Умение выбора одежды в зависимости от погоды. 10. Умение выбора одежды в зависимости от времени суток 11. Умение выбора одежды в зависимости от ситуации 12. Умение застёгивать пуговицы, молнию 13. Умение надевать обувь 14. Умение шнуровать ботинки 15. Умение прибирать снятую одежду 16. Умение ухаживать за одеждой (чистка, хранение) 17. Умение ухаживать за обувью 18. Умение пользоваться туалетом 19. Сообщение о сигналах, поступающих от тела ( голод, жажда) 20. Сообщение о сигналах, поступающих от тела (боль, её локализация)
Восприятие, сенсорная интеграция, мышление, общение

Умения и навыки, необходимые для обучающегося
I II III IV 1. Регистрация органами чувств раздражителей, поступающих из окружающей действительности 2. Нахождение подобия и различий между раздражителями, воспринимаемыми разными органами чувств. 3. Создание наблюдений и представлений о предметах на основании информации от анализаторов органов чувств 4. Практическое понимание элементарных математических понятий 5. Практическое понимание элементарных природных понятий 6. Практическое понимание элементарных художественных понятий
7. Практическое понимание элементарных музыкальных понятий 8. Практическое понимание элементарных лингвистических понятий 9. Определение простейших причин, вызывающих следствие 10. Простейшая классификация 11. Исключение лишнего 12. Сравнение 13. Понимание неязыковых сообщений 14. Понимание речевых знаково- символических сообщений 15. Понимание содержания общественных ситуаций, представлений 16. Чтение (буквенно- слоговое) 17. Передача невыбранной информации 18. Высказывание речевых сообщений и их передача с помощью знаков, символов
Трудовая деятельность

Умения и навыки, необходимые для обучающегося
1ч 2ч 3ч 4ч 1. Умение правильно сидеть за партой 2. Умение соблюдать порядок на рабочем месте 3. Участие в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя 4. Повторение за учителем анализа образца изделия 5. Умение ориентироваться на листе бумаги (верх- низ) 6. Умение ориентироваться на листе бумаги (лево- право) 7. Правильное расположение листа бумаги, материалов на рабочей плоскости. 8. Показ основных геометрических форм 9. Называние основных геометрических форм 10. Сгибание и разгибание бумаги 11. Разрывание бумаги по прямым линиям. 12. Умение держать ножницы 13. Резание ножницами по прямой линии 14. Резание ножницами по ломаной линии 15. Резание ножницами по дугообразной линии 16. Вырезание простых геометрических фигур
17. Сплющивание, скатывание пластилина 18. Прилаживание, соединение деталей из пластилина 19. Связывание ниток узлом 20. Наматывание ниток в клубок
Математические ЗУНы

Умения и навыки, необходимые для обучающегося
1ч 2ч 3ч 4ч 1. Умение слушать учителя (родителей) 2. Умение выполнять инструкцию учителя (родителей) 3. Знать формы (круглый, квадратный, треугольный) 4. Знать цвета 5. Уметь показывать предметы разных цветов 6. Знать размеры: большой маленький 7. Уметь ориентироваться на листе бумаги: верх-низ 8. Уметь ориентироваться на листе бумаги: начало- конец строки 9. Уметь определять положение предметов в пространстве (в, на, близко, далеко) 10. Знать временные представления (утро, день, вечер, ночь) 11. Знать количества: один 12. Знать количества: много 13. Знать количества: ни одного 14. Уметь держать ручку, карандаш 15. Уметь обводить по шаблону геометрические фигуры 16. Уметь обводить по трафарету геометрические фигуры 17. Уметь штриховать 18. Уметь штриховать в заданном направлении 19. Уметь рисовать геометрические фигуры по точкам 20. Знать геометрические формы (квадрат, круг, треугольник)
ЗУНы по письму

Умения и навыки, необходимые для обучающегося
1ч 2ч 3ч 4ч 1. Умение правильно сидеть за партой
2. Умение вставать и садиться на уроке по просьбе педагога 3. Умение слушать педагога 4. Умение выполнять простые инструкции педагога 5. Умение выполнять сложные (двухступенчатые) инструкции педагога 6. Умение держать карандаш, ручку 7. Умение узнавать предмет по контуру 8. Умение соотносить контур предмета с реальным предметом 9. Умение распознавать группы предметов, один- много 10. Умение узнавать заштрихованные предметы 11. Умение определять начало и конец строки 12. Умение определять верх и низ страницы 13. Умение показывать цвета и предметы соответствующих цветов 14. Названия цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый) 15. Складывание разрезанных картинок из 2-3 частей 16. Умение выполнять упражнения для развития мелкой моторики по показу 17. Умение выполнять упражнения для развития мелкой моторики по словесной инструкции 18. Обводка по шаблону, по трафарету 19. Штриховка 20. Складывание фигур из палочек
Образ личности ребенка с ОВЗ
Коммуникативная компетентность: • Способен к эффективному межличностному взаимодействию; • Владеет навыками конструктивного взаимодействия в социуме. Социальная компетентность: • Готов к сотрудничеству в коллективе; • Готов и умеет вести здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни; • Знает и соблюдает законы РФ Личностная компетентность: • Ответственность за свои поступки перед семьей. коллективом и т.д.; • Толерантность; • Активен в познании окружающего мира и др.
Список литературы
1. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребёнок. М.: АПН, 1960.
2. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Малер. – М.: Аркти, 2002. 3. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Академия, 2003. 4. Маллер, А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. / А.Р. Маллер. - М., 1990. 5. Малер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М., 1988. 6. Малер, А.Р. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми. / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. // Дефектология. - 1984. - №1 7. Маллер, А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью / А.Р. Маллер // Дефектология. – 1991. - №5. 8. Маллер, А.Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида / А.Р. Маллер // Дефектология. - 1995, № 5 9. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями в развитии / А.Р. Маллер. – М.: Аркти, 1992. 10. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М.Мастюкова. – М., 1992. 11. Певзнер М.С. Дети - олигофрены. М.: АПН, 1959. 12. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983. 13. Проектирование содержания коррекционно - образовательного процесса: методические рекомендации и рабочая программа для участников педагогической мастерской / Е.Н. Казымова [и др.]; Курган: ИПК и ПРО, 2003. – 68с.


В раздел образования