Напоминание

Художественно-эстетическое развитие


Автор: Кириенко Руслана Рустемовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Мурманска №83
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Художественно-эстетическое развитие
Раздел: дошкольное образование





Назад




«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.Сухомлинский
Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). В основе художественно-эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Цель моей работы: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Задачи:  Знакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. 1
 Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие, интерес к искусству.  Формировать бережное отношение к произведениям искусства. Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. В своей работе по художественно-эстетическому развитию я использую методику Марины Владимировны Мацкевич «Встреча в пространстве картины». Все мы знаем, что восприятие ребёнка характеризуется особым, «наивным реализмом» и поэтому картины дети часто воспринимают как «окно» в реальность художественного образа. Особенность методики данной методики в том, что она призвана активизировать все первичные чувства детей. В первую очередь перед «вхождением в картину» необходимо дать детям несколько секунд для рассмотрения полотна. После этого предложить детям найти место, через которое художник «приглашает войти» в пространство. Если дети затрудняются, следует дать подсказку: в картине надо найти «следы», которые помогут проникнуть в картину. Когда дети «попадают» в пространство картины необходимо предложить детям замереть и осмотреться. Очень живой отклик у детей вызывает предложение прикоснуться к чему-либо или подойти к чему-нибудь (лошадь, дом, береза и т.д.) Таким образом, методика М.В.Мацкевич позволяет удовлетворить тактильную потребность ребёнка. 2
Когда дети осмотрелись, прикоснулись, почувствовали на ощупь можно активировать слуховые и обонятельные ощущения. Например, если рассматривать картину «Масленица» Бориса Михайловича Кустодиева, можно предложить ребёнку вдохнуть воздух и сказать: какие запахи и ароматы в нем проносятся? Или прислушаться: как кричит ворона, как скрипит снег и т.д. Желательно, что бы дети высказались сами, ведь и они на минуту почувствовали себя героями картины. Если обсуждение картины пойдёт активно, необязательно нагружать детей вопросами с подключением всех первичных чувств. Не менее важный момент- это «возвращение» из художественного пространства. Финал занятия должен быть кратким и ярким. Данную методику можно применять как непосредственно самостоятельное занятие и как часть комплексного занятия. Использование методики М.В.Мацкевич «Встреча в пространстве картины» даёт возможность воспитателю формировать у детей основы художественной культуры, развивать интерес к искусству как виду творческой деятельности; развивать художественное восприятие произведений живописи. 3


В раздел образования