Автор: Кириенко Руслана Рустемовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г.Мурманска №83 Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: методическая разработка Тема: Художественно-эстетическое развитие Раздел: дошкольное образование
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического
воспитания».
В.А.Сухомлинский
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и
др.).
В основе художественно-эстетического воспитания лежит совместная
деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к
восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности,
осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.
Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются
индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его
общего развития.
Цель моей работы: формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности.
Задачи:
Знакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в
картинах художников.
1
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие, интерес
к искусству.
Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих
условий: объема и качества художественной информации, форм организации и
видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки,
мастерство и способности педагога.
В своей работе по художественно-эстетическому развитию я использую методику
Марины Владимировны Мацкевич «Встреча в пространстве картины». Все мы
знаем, что восприятие ребёнка характеризуется особым, «наивным реализмом» и
поэтому картины дети часто воспринимают как «окно» в реальность
художественного образа.
Особенность методики данной методики в том, что она призвана активизировать
все первичные чувства детей.
В первую очередь перед «вхождением в картину» необходимо дать детям
несколько секунд для рассмотрения полотна. После этого предложить детям найти
место, через которое художник «приглашает войти» в пространство. Если дети
затрудняются, следует дать подсказку: в картине надо найти «следы», которые
помогут проникнуть в картину. Когда дети «попадают» в пространство картины
необходимо предложить детям замереть и осмотреться.
Очень живой отклик у детей вызывает предложение прикоснуться к чему-либо
или подойти к чему-нибудь (лошадь, дом, береза и т.д.)
Таким образом, методика М.В.Мацкевич позволяет удовлетворить тактильную
потребность ребёнка.
2
Когда дети осмотрелись, прикоснулись, почувствовали на ощупь можно
активировать слуховые и обонятельные ощущения. Например, если рассматривать
картину «Масленица» Бориса Михайловича Кустодиева, можно предложить
ребёнку вдохнуть воздух и сказать: какие запахи и ароматы в нем проносятся?
Или прислушаться: как кричит ворона, как скрипит снег и т.д.
Желательно, что бы дети высказались сами, ведь и они на минуту почувствовали
себя героями картины.
Если обсуждение картины пойдёт активно, необязательно нагружать детей
вопросами с подключением всех первичных чувств. Не менее важный момент- это
«возвращение» из художественного пространства. Финал занятия должен быть
кратким и ярким. Данную методику можно применять как непосредственно
самостоятельное занятие и как часть комплексного занятия.
Использование методики М.В.Мацкевич «Встреча в пространстве картины» даёт
возможность воспитателю формировать у детей основы художественной
культуры, развивать интерес к искусству как виду творческой деятельности;
развивать художественное восприятие произведений живописи.
3