Автор: Котова Любовь Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с.Корнилово" Томского района Населённый пункт: Томская обл., Томский район,с.Корнилово Наименование материала: Конспект мастер-класса для родителей Тема: "Сказки-шумелки" Раздел: дошкольное образование
Конспект мастер-класса для родителей "Сказки – шумелки».
Автор: Котова Любовь Александровна
Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад с. Корнилово» Томского района
Томской области
Цель: Познакомить родителей с основными приёмами игры на детских музыкальных
инструментах.
Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной
деятельности.
Материал: шумовые музыкальные инструменты, детские стихи, видео сказки-шумелки
«Новый год» Е. и С.Железновых (автор видео Котова Л.А.).
Участники
мастер-класса: родители, воспитанники подготовительной группы, педагоги
ДОУ.
Предварительная работа: подбор несложной сказки, детских стихотворений,
индивидуальная беседа с родителями.
Ход
мастер-класса:
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде
деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах.
А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям.
Так что же такое шум? (ответы родителей)
Шум — беспорядочные, непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые
оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают
определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым ?
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с
неопределенной высотой звука.
Я попрошу вас вспомнить их название? (барабаны, гонг, маракас, тарелки, бубен,
треугольник, кастаньеты и т. д.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то,
что освоение их не требует специальной подготовки.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении,
сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных
навыков у дошкольников.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность,
воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается
уровень познавательных и творческих способностей.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками.
Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим
рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские
погремушки, ложки. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан,
пергамент, газета и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток, прищепки,
бигуди. Природные материалы: желуди, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по
одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его
использовать (родители описывают музыкальные инструменты).
Спасибо, за активное участие! Но мне хотелось бы дополнить, что при помощи шумовых
инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания , которые условно
можно разделить на несколько групп:
1. Игра под фонограмму (подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.)
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему.
3. Звуковая иллюстрация стихов.
4. Сказки-шумелки.
3. Практическая часть.
Я предлагаю вам немного поиграть!
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми
инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок . Такой совместный
игровой досуг для ребёнка вы можете организовать без специальной методической
или музыкальной подготовки.
В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается
возможность что-либо изобразить шумом.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по
сложности и объёму.
Важно заранее определить шумовое оформление для выбранной сказочки,
смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные
обозначения в тексте.
Благодаря использованию инструментов сказка становится более интересной и
яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также
предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и
выразительно, выдерживайте паузы.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным
сигналом.
Мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то
же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его
творческую инициативу.
Давайте немного поиграем.
Игра "Звуковой бутерброд".
Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые
и металлические.
Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые –
колбаса
Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты
А теперь кладу колбасу- шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические
Осталась колбаса- только шумовые
Съела и колбасу - шумовые замолкают.
"Бутерброд" можно делать в любой последовательности и "съедать" его тоже как угодно.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказочку. Но сначала мы сделаем
презентацию инструментов ( из чего он сделан для чего нужен и как на нем играть) .
Новый год.
Новогодним вечером на небе загорелись звёздочки - треугольник
И Дед Мороз приехал на санках в лес - бубенцы
Он положил мешок с подарками под ёлку и стал ждать зверей.
Первым прибежал зайка - барабан
Потом прилетел дятел - шлепаем по коленям.
Тихо - тихо пришла лисичка - стучим подушечками пальцев по барабану
По веткам прискакала белочка - ксилофон
Пришёл большой медведь - стучим кулаками по барабану
Прибежали маленькие мышки - встряхиваем кастаньеты
И Дед Мороз развесил на ёлке игрушки - играем на металлофоне
И уехал - бубенцы
А звери стали танцевать - все инструменты.
А сейчас смотрим на экран и исполняем нашу сказку-шумелку «Новый год».
Видео сказки-шумелки «Новый год».
На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в
самостоятельной деятельности детей?