Напоминание

"Сказки-шумелки"


Автор: Котова Любовь Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с.Корнилово" Томского района
Населённый пункт: Томская обл., Томский район,с.Корнилово
Наименование материала: Конспект мастер-класса для родителей
Тема: "Сказки-шумелки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект мастер-класса для родителей "Сказки – шумелки».

Автор:
Котова Любовь Александровна Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад с. Корнилово» Томского района Томской области
Цель:
Познакомить родителей с основными приёмами игры на детских музыкальных инструментах. Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности.
Материал:
шумовые музыкальные инструменты, детские стихи, видео сказки-шумелки «Новый год» Е. и С.Железновых (автор видео Котова Л.А.).
Участники

мастер-класса:
родители, воспитанники подготовительной группы, педагоги ДОУ.
Предварительная работа:
подбор несложной сказки, детских стихотворений, индивидуальная беседа с родителями.
Ход

мастер-класса:

1. Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям.
Так что же такое шум?
(ответы родителей)
Шум
— беспорядочные, непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым ?
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука. Я попрошу вас вспомнить их название? (барабаны, гонг, маракас, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками.
Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки, ложки. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток, прищепки, бигуди. Природные материалы: желуди, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать (родители описывают музыкальные инструменты). Спасибо, за активное участие! Но мне хотелось бы дополнить, что при помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные
игровые задания
, которые условно можно разделить на несколько групп: 1. Игра под фонограмму (подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.) 2. Импровизация звуковых картин на заданную тему. 3. Звуковая иллюстрация стихов. 4. Сказки-шумелки. 3. Практическая часть. Я предлагаю вам немного поиграть! Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание
сказок-шумелок
. Такой совместный игровой досуг для ребёнка вы можете организовать без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.  Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.  Важно заранее определить шумовое оформление для выбранной сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
 Благодаря использованию инструментов сказка становится более интересной и яркой.  Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.  Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.  Вступление можно подсказывать взглядом, жестом.  Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.  Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.  Мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.  Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу. Давайте немного поиграем.
Игра "Звуковой бутерброд".
Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые – колбаса
Цель игры:
научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть: Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты А теперь кладу колбасу- шумовые инструменты Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические Осталась колбаса- только шумовые Съела и колбасу - шумовые замолкают. "Бутерброд" можно делать в любой последовательности и "съедать" его тоже как угодно. А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказочку. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов ( из чего он сделан для чего нужен и как на нем играть) .
Новый год.
Новогодним вечером на небе загорелись звёздочки -
треугольник
И Дед Мороз приехал на санках в лес
- бубенцы
Он положил мешок с подарками под ёлку и стал ждать зверей. Первым прибежал зайка -
барабан
Потом прилетел дятел
- шлепаем по коленям.

Тихо - тихо пришла лисичка -
стучим подушечками пальцев по барабану
По веткам прискакала белочка
- ксилофон
Пришёл большой медведь
- стучим кулаками по барабану
Прибежали маленькие мышки -
встряхиваем кастаньеты
И Дед Мороз развесил на ёлке игрушки -
играем на металлофоне
И уехал
- бубенцы
А звери стали танцевать -
все инструменты.
А сейчас смотрим на экран и исполняем нашу сказку-шумелку «Новый год».
Видео сказки-шумелки «Новый год».
На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся? 2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали? 3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?


В раздел образования