Проблема оценивания учебной деятельности студентов в рамках ФГОС
Автор: Небензя Валентина Сергеевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ ЖНТ Населённый пункт: г. Жирновск, Волгоградская область Наименование материала: Статья Тема: Проблема оценивания учебной деятельности студентов в рамках ФГОС Раздел: среднее профессиональное
Проблема оценивания учебной деятельности студентов в рамках
ФГОС
В.С. Небензя
преподаватель государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения "Жирновский нефтяной техникум"
Ключевые слова: учебная деятельность, государственные стандарты,
образовательные стандарты, оценка.
Итогом
данного
процесса
оценивания
является
оценка-результат,
которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может
выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его
вербальной
версией,
оценочным
суждением
или
закономерным
изменением взаимодействия со средой, осознаваемым как оценка лишь
вторично. Педагогический аспект оценки заключается в раскрытии ряда
ее
важнейших
воспитательных
функций
и
путей
совершенствования
методики
ее
применения
в
управлении
образовательным
процессом,
показе путей повышения эффективности педагогической деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
представляют
собой
совокупность
требований,
обязательных
при
реализации
основных
образовательных
программ
начального
общего,
о сновного
общего,
среднего
(полного)
общего,
н ач а л ь н о го
профессионального,
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования
образовательными
учреждениями,
имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального
общего,
основного
общего,
среднего
(полного)
общего,
начального
профессионального,
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального образования.
Учебная
деятельность
—
это
вид
практической
педагогической
деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой
частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными
программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Учебная
деятельность
может
быть
осуществлена
только
путём
соответствующего
выполнения
деятельности
учителя
и
деятельности
ученика.
Результатом учебной деятельности является не получение готового
продукта,
а
овладение
способами
и
знаниями,
которые
в
дальнейшем
позволят получить какой-либо продукт. Сущность учебной деятельности
— присвоение научных знаний, перестройка всей личности ученика, т.е. в
отличие
от
других
видов
деятельности
результатом
учебной
являются
изменения в самом субъекте. Эти изменения происходят в общем развитии
личности, в умственном развитии в целом, в уровне знаний, умений,
навыков, в уровне сформированное самой деятельности. Таким образом,
парадокс
учебной
деятельности
состоит
в
том,
что,
усваивая
знания,
студент сам ничего в этих знаниях не меняет.
Система
оценивания
занимает
особое
место
в
новых
ФГОС.
Оценивание
рассматривается
как
одна
из
важных
целей
обучения,
предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и
отметку. Как учитель, так и ученик
имеют право изменить оценку и
отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена.
Проблема контроля и оценки знаний студентов является важной
составляющей процесса обучения. В настоящее время, когда глобализация
достигла
и
сферы
образования,
многие
учебные
заведения
начали
пересматривать внутреннюю политику контроля учебной деятельности и
предлагать новые методы оценки знаний студентов. Основными целями
пересмотра
системы
оценивания
знаний
являются
в
первую
очередь
повышение качества образования и уровня подготовки специалистов, так
как
оценка
знаний
студентов
является
механизмом
обратной
связи,
позволяющим
преподавателю
объективно
увидеть
результаты
своей
деятельности и откорректировать имеющиеся проблемы. В то же время
оценка
знаний
студентов
является
и
своеобразным
обучающим
инструментом.
Правильная
методика
проведения
контроля
побуждает
учащихся
изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то
же
время
знание
и
творческая
реализация
в
профессиональной
педагогической
деятельности
методов,
приемов
и
средств
управления
учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные
задачи и достигать поставленных образовательный целей.
В системе учебной работы должны находить свое применение все
рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы
обеспечить
необходимую
систематичность
и
глубину
контроля
за
качеством успеваемости обучающихся.
Использование полностью положительной десятибалльной шкалы
оценивания в педагогической практике более достоверно и доказательно,
по сравнению с существующей пятибалльной, а фактически трехбалльной
системой
оценивания,
отражает
фактическую
степень
обученности
учащихся,
что
связано
с
использованием
градационных
баллов,
являющихся стимулирующими и способствующих активизации учебно-
познавательной деятельности учащихся.
Использование
только
положительной
десятибалльной
шкалы
оценивания
обеспечивает
образовательные
потребности
ученика
в
соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями и
создает для учащихся ситуацию успешности, так как основные показатели
степени
обученности
расположены
по
возрастающей,
в
отличие
от
показателей
в
так
называемой
пятибалльной
шкале,
где
показатели
степени
обученности
расположены
по
убывающей.
Граница
между
предыдущим и последующим баллами значительно сужена, вследствие
чего
можно
более
точно
наблюдать
прирост
степени
обученности
учащихся.
Использование полностью положительной десятибалльной шкалы
оценивания
в
школьной
практике
позволяет
избежать
нивелирования
оценок обучаемых разного уровня, что создает комфортную атмосферу
учения
для
учащихся
с
разными
способностями
в
разных
учебных
заведениях.
Использование
разработанных
полностью
положительных
десятибалльных
шкал
предусматривает
оценивание
творческих
возможностей школьников, развивает потребность в самообразовании и
стимулирует
интеллектуальный
ро ст
обучаемых
на
о с н о в е
многовариантной положительной шкалы оценивания.
Также стоит учитывать стимулирующие системы, как рейтинговая
система,
за
которой
возможно
будущее
систем
оценивая,
т.к
в
современным бальным системам немало вопросов.
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов, состоящая из
текущего,
промежуточного
и
итогового
контроля,
вызывает
большую
удовлетворенность
студентов
системой
оценок
и
позволяет
проявить
субъектность студента в учебном процессе.
Разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных,
логически завершенных блоков, модулей и тем, а также проведение по ним
контрольных
акций
формирует
у
студентов
адекватную
систему
оценивания
своих
знаний
по
предмету
и
дает
возможность
самим
контролировать учебный процесс.
Использование
активной
обратной
связи
и
оптимальное
распределение фронтальных, индивидуальных и групповых видов работы
и их соответствие определенному отрезку учебного материала помогают
достигнуть
более
высокого
уровня
освоения
знаний
студентами
и
усиливают их самоконтроль в ходе учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» // Принят Государственной Думой 21.12
2012 г., Одобрен Советом Федерации 26.12. 2012 г.
2.
Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных
оценок // Высшее образование в России. №3, 2003.
3.
Куклин
В.Ж.,
Мешалкин
В.И.,
Наводнов
В.Г.,
Савельев
Б.А.
О
технологии оценки качества знаний // Высшее образование в России.
№3, 2003.
4.
Звонников,
В.
И.
Современные
средства
оценивания
результатов
обучения / В. И. Звонников, Е. В. Бережнова. – М. : Издательский
центр «Академия», 2007. – 224 с.