Напоминание

Проблема оценивания учебной деятельности студентов в рамках ФГОС


Автор: Небензя Валентина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ЖНТ
Населённый пункт: г. Жирновск, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проблема оценивания учебной деятельности студентов в рамках ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Проблема оценивания учебной деятельности студентов в рамках

ФГОС
В.С. Небензя преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Жирновский нефтяной техникум"
Ключевые слова:
учебная деятельность, государственные стандарты, образовательные стандарты, оценка. Итогом данного процесса оценивания является оценка-результат, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением или закономерным изменением взаимодействия со средой, осознаваемым как оценка лишь вторично. Педагогический аспект оценки заключается в раскрытии ряда ее важнейших воспитательных функций и путей совершенствования методики ее применения в управлении образовательным процессом, показе путей повышения эффективности педагогической деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, о сновного общего, среднего (полного) общего, н ач а л ь н о го профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными
программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путём соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика. Результатом учебной деятельности является не получение готового продукта, а овладение способами и знаниями, которые в дальнейшем позволят получить какой-либо продукт. Сущность учебной деятельности — присвоение научных знаний, перестройка всей личности ученика, т.е. в отличие от других видов деятельности результатом учебной являются изменения в самом субъекте. Эти изменения происходят в общем развитии личности, в умственном развитии в целом, в уровне знаний, умений, навыков, в уровне сформированное самой деятельности. Таким образом, парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, студент сам ничего в этих знаниях не меняет. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена. Проблема контроля и оценки знаний студентов является важной составляющей процесса обучения. В настоящее время, когда глобализация достигла и сферы образования, многие учебные заведения начали пересматривать внутреннюю политику контроля учебной деятельности и предлагать новые методы оценки знаний студентов. Основными целями пересмотра системы оценивания знаний являются в первую очередь повышение качества образования и уровня подготовки специалистов, так как оценка знаний студентов является механизмом обратной связи, позволяющим преподавателю объективно увидеть результаты своей деятельности и откорректировать имеющиеся проблемы. В то же время оценка знаний студентов является и своеобразным обучающим инструментом. Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей.
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся. Использование полностью положительной десятибалльной шкалы оценивания в педагогической практике более достоверно и доказательно, по сравнению с существующей пятибалльной, а фактически трехбалльной системой оценивания, отражает фактическую степень обученности учащихся, что связано с использованием градационных баллов, являющихся стимулирующими и способствующих активизации учебно- познавательной деятельности учащихся. Использование только положительной десятибалльной шкалы оценивания обеспечивает образовательные потребности ученика в соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями и создает для учащихся ситуацию успешности, так как основные показатели степени обученности расположены по возрастающей, в отличие от показателей в так называемой пятибалльной шкале, где показатели степени обученности расположены по убывающей. Граница между предыдущим и последующим баллами значительно сужена, вследствие чего можно более точно наблюдать прирост степени обученности учащихся. Использование полностью положительной десятибалльной шкалы оценивания в школьной практике позволяет избежать нивелирования оценок обучаемых разного уровня, что создает комфортную атмосферу учения для учащихся с разными способностями в разных учебных заведениях. Использование разработанных полностью положительных десятибалльных шкал предусматривает оценивание творческих возможностей школьников, развивает потребность в самообразовании и стимулирует интеллектуальный ро ст обучаемых на о с н о в е многовариантной положительной шкалы оценивания. Также стоит учитывать стимулирующие системы, как рейтинговая система, за которой возможно будущее систем оценивая, т.к в современным бальным системам немало вопросов. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов, состоящая из текущего, промежуточного и итогового контроля, вызывает большую
удовлетворенность студентов системой оценок и позволяет проявить субъектность студента в учебном процессе. Разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков, модулей и тем, а также проведение по ним контрольных акций формирует у студентов адекватную систему оценивания своих знаний по предмету и дает возможность самим контролировать учебный процесс. Использование активной обратной связи и оптимальное распределение фронтальных, индивидуальных и групповых видов работы и их соответствие определенному отрезку учебного материала помогают достигнуть более высокого уровня освоения знаний студентами и усиливают их самоконтроль в ходе учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Принят Государственной Думой 21.12 2012 г., Одобрен Советом Федерации 26.12. 2012 г. 2. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок // Высшее образование в России. №3, 2003. 3. Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О технологии оценки качества знаний // Высшее образование в России. №3, 2003. 4. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения / В. И. Звонников, Е. В. Бережнова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.


В раздел образования