Автор: Потеряхина Наталья Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ СШ № 2 п. Усть-Камчатск Населённый пункт: п.Усть-Камчатск, Камчатский край Наименование материала: педагогический проект Тема: "Эмблема толерантности" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 п. Усть-Камчатск»
Усть-Камчатского муниципального района
Камчатского края
«Эмблема толерантности»
Автор: Потеряхина Наталья Владимировна
Педагог-психолог МБОУ СШ № 2
п. Усть-Камчатск
2016 год
“Жизнь
в
условиях
многообразия
является
одним
из
источников серьёзных проблем для обществ, в которых
п о д р а с т а ю т
н а ш и
д е т и .
В
м и р е ,
г д е
взаимопроникновение
различных
культур
принимает
всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам
“жизни
общества”
стало
первоочередной
задачей
воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств
и
правительств
мира,
министрам
и
чиновникам,
ответственным за образование на всех уровнях, к мерам
больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем
учителям,
религиозным
сообществам,
журналистам
и
родителям:
воспитывайте
и
учите
наших
детей
и
молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к
другим
народам,
их
истории
и
культуре,
учите
их
основам
человеческого
общежития,
учите
тому,
насколько
важно
отказываться
от
насилия
и
искать
мирные пути разрешения споров и конфликтов”.
(Федерико Майор Сарагоса)
В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск
жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего
поколения.
Это
тревожит
все
прогрессивное
человечество
земли.
Как
бороться с этим? Все чаще возникают разговоры о толерантном мире, в
котором гласной ценностью является неповторимая и неприкосновенная
человеческая личность.
Практическая работа по формированию толерантности в современном
обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным
навыкам
толерантного
поведения,
но
и
с
формированием
у
них
определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой
предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа.
Речь идет о таких качествах, как чувство собственного достоинства и умение
уважать
достоинство
других,
осознание
того,
что
каждый человек
многообразен
в
своих
проявлениях
и
не
похож
на
других,
позитивное
отношение к себе самому и представителям других народов и иных культур.
Данный
проект
ставит
своей целью
формирование
установки
на
толерантное
поведение.
Достичь
это
планируется
через
решение
следующих задач:
знакомство с понятием «толерантность»;
осознание характеристик толерантного и не толерантного человека;
осознание
особенностей
поведения
человека,
погруженного
в
непривычную культурную ситуацию.
Проект информационно-игровой, групповой, краткосрочный, на уровне
школы , предназначен для обучающихся 8-9 классов средней общеобра-
зовательной школы.
Руководитель- заместитель директора по воспитательной работе, педагог-
психолог
Участники проекта - обучающихся 8-9 классов
Этапы реализации проекта:
Первый этап. Разработка проекта
Довести до участников важность данной темы.
Наметить план действия.
Информировать обучающихся о проведении .
Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу
(по теме проекта).
Подбор методической литературы:
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и
другими:
Тренинг толерантности для подростков. — М: Генезис, 2000.
Харрис Т.Э. Я — ОК, ты — ОК. — М.: Академия, 2006.
Второй этап. Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3-й этап. Итоговый.
Включает в себя сбор и обработку методических и практических
материалов, обобщение материалов проекта, публикация в школьных СМИ.
Продукт проекта – эмблема (герб, символ) толерантности.
Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, компьютер, книги о
толерантности, иллюстрации для проведения бесед по данной теме,
видеоматериалы, материалы для продуктивной ИЗО деятельности.
При условии реализации данного проекта можно предположить
следующие результаты:
1.
Создание в школе необходимых условий по приобщению к
элементарным общепринятым нормам толерантных
взаимоотношений.
2.
Способность обучающихся договариваться, оказывать друг другу
поддержку, понимать настроение других, выражать свое настроение
при помощи слов.
3.
Оформление выставки , статьи в школьную газету, информации на
школьный сайт, фотоматериалов обучающимися, занимающимися в
школьном Пресс-центре.
СОДЕРЖАНИЕ
Толерантность. Что это ?
Это качество человека, которое включает в себя: уважение других
людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей
на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.
Толерантность включает в себя признание права людей быть другим.
А чем люди могут отличаться друг от друга?
(Ответы учащихся: языком, религией, национальностью, традициями,
возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом.)
Давайте проверим, поняли ли мы, что такое толерантность.
Упражнение «Линейка»
У двери класса встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что для толерантного
человека характерно
«непринятие, отвержение других; представление о
том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других».
А у окна — те, кто считает, что для толерантного человека свойственно
абсолютное
принятие
мнения
других,
отказ
от
своего
мнения,
своих
традиций.
Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому
полюсу.
(Учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее
проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора.)
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение , но ближе к
окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать
собственное мнение, но в то же время с уважением относится к мнению
других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления,
насмешки, предубеждение
(например, «все чукчи — глупые», «все грузчики — пьяницы» и др.).
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих
вариантах:
«Я хороший — ты плохой»; продолжите ряд :
«Я плохой — ты хороший»;
«Я плохой — ты плохой»;
«Я хороший — ты хороший».
Последний вариант как раз и отражает позицию толерантного человека.
То есть первый шаг к развитию толерантности — уважение к себе, своей
стране, своим традициям.
Итак, мы выяснили, что толерантный человек с уважением относится к
представителям другой культуры, другого народа. Давайте посмотрим, легко
ли это сделать.
Ролевая игра «Незнакомцы»
Учащиеся разбиваются на две команды.
Инструкция. Каждая команда — это отдельный народ. Ваши народы еще не
знакомы друг с другом. Только недавно они установили контакт, теперь идет
процесс
активного
изучения
другой
культуры.
От
каждого
народа
выдвигаются три посла. Их задача — познакомиться с другой культурой,
как
можно
больше
узнать
о
ней,
составить
свое
представление
и
перечислить характеристики этого народа.
Подготовка к игре:
• в каждой команде выбираются три посла;
• команды получают описания характеристик своего народа, знакомятся с
ними втайне от другой команды.
Команда А
Вы — устийцы, представители небольшой страны Устия, имеющей богатую
историю и культуру. Вы убеждены, что жизнь — это праздник и надо
радоваться каждому мгновению. Основное ваше занятие — подготовка и
проведение всевозможных праздников.
Жизнерадостность — вот ваш стиль жизни. Поэтому вы всегда улыбаетесь.
Если к вам обращаются с вопросом, то, прежде чем ответить, вы некоторое
время смеетесь. Это считается проявлением уважения к человеку, ведь вы
дарите ему свой смех, радость жизни. При общении вы немногословны и
отвечаете, только если собеседник улыбнется вам.
Сами вы также обращаетесь с вопросом только к тому, кто улыбается вам.
Если среди окружающих таких нет, то вы сами начинаете смеяться, чтобы
вызвать ответную улыбку.
Команда В
Вы — погодайцы, представители небольшой страны Погодайя,
имеющей богатую историю и культуру. Больше всего в жизни вы цените
знания. Чтение книг — вот ваше основное занятие. Вы с книгой везде и
всюду. У вас не принято обращаться к человеку, если он занят чтением,
отвлекать его. Поэтому если читающему задают вопрос, то, прежде чем
ответить, он говорит: «О, как я несчастен!» — показывая тем самым, что
вынужден оторваться от любимого занятия. А затем уже отвечает на вопрос.
Вы
обладаете
большими
знаниями,
постоянно
размышляете
над
прочитанным, поэтому очень серьезны. И стараетесь обращаться только к
тем людям, которые так же серьезны, как и вы.
Далее члены команд обсуждают, как будут себя вести, что делать, когда
их посетят послы другого народа. Это ни в коем случае не должны слышать
представители другой команды.
Послы готовят вопросы, с помощью которых можно что-либо узнать о
другом народе.
Ход игры:
Послы
от
каждого
народа
по
очереди
отправляются
в
гости
к
представителям другой культуры. Там они проводят 2 минуты, задавая
подготовленные вопросы.
По возвращении в свои команды они проводят обсуждение с членами
своей команды и записывают перечень характеристик другого народа.
Обсуждение:
– Что вы чувствовали, попав в другую культуру? (Недоумение, удивление,
шок, страх, беззащитность.)
– Что вы узнали о другом народе? (На доске записываются названные
учащимися характеристики, затем они сравниваются с действительными,
записанными на карточке.)
Подведение итогов игры:
Оказывается, одно и то же поведение людей можно объяснить по-разному.
Многие
исходят
из
того,
что
их
собственная
культура
«правильнее»,
а
попадая
в
другую
культуру,
видят
ее
особенности
в
отрицательном
значении.
Попадание в другую культуру вызывает страх, чувство незащищенности.
Давайте
же
будем
доброжелательно
и
с
пониманием
относиться
к
представителям других культур и в целом к людям, чем-то отличающимся
от нас!
Упражнение «Эмблема толерантности»
Учащиеся объединяются в микро группы. Их задача — нарисовать эмблему
(герб, символ) толерантности, то, что могло бы печататься на плакатах.
Представители
от
каждой
команды
демонстрируют
и
поясняют
свои
рисунки.
Рекфлексия аудитории :
1.
Что нового вы узнали ?
2.
Что запомнилось ?
3.
Что не понравилось ? Почему ?
4.
Что вызвало трудности? В чем выражаются эти трудности?