Напоминание

"Эмблема толерантности"


Автор: Потеряхина Наталья Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СШ № 2 п. Усть-Камчатск
Населённый пункт: п.Усть-Камчатск, Камчатский край
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Эмблема толерантности"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 п. Усть-Камчатск» Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края
«Эмблема толерантности»

Автор: Потеряхина Наталья Владимировна

Педагог-психолог МБОУ СШ № 2
п. Усть-Камчатск 2016 год “Жизнь в условиях многообразия является одним из
источников серьёзных проблем для обществ, в которых п о д р а с т а ю т н а ш и д е т и . В м и р е , г д е взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. (Федерико Майор Сарагоса) В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бороться с этим? Все чаще возникают разговоры о толерантном мире, в котором гласной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Практическая работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа. Речь идет о таких качествах, как чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других, позитивное отношение к себе самому и представителям других народов и иных культур.
Данный проект ставит своей целью формирование установки на толерантное поведение. Достичь это планируется через решение следующих задач:  знакомство с понятием «толерантность»;  осознание характеристик толерантного и не толерантного человека;  осознание особенностей поведения человека, погруженного в непривычную культурную ситуацию. Проект информационно-игровой, групповой, краткосрочный, на уровне школы , предназначен для обучающихся 8-9 классов средней общеобра- зовательной школы. Руководитель- заместитель директора по воспитательной работе, педагог- психолог Участники проекта - обучающихся 8-9 классов Этапы реализации проекта:
Первый этап.
Разработка проекта Довести до участников важность данной темы. Наметить план действия. Информировать обучающихся о проведении . Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта). Подбор методической литературы: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М: Генезис, 2000. Харрис Т.Э. Я — ОК, ты — ОК. — М.: Академия, 2006.
Второй этап. Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3-й этап. Итоговый.
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта, публикация в школьных СМИ. Продукт проекта – эмблема (герб, символ) толерантности.
Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, компьютер, книги о толерантности, иллюстрации для проведения бесед по данной теме, видеоматериалы, материалы для продуктивной ИЗО деятельности. При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты: 1. Создание в школе необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам толерантных взаимоотношений. 2. Способность обучающихся договариваться, оказывать друг другу поддержку, понимать настроение других, выражать свое настроение при помощи слов. 3. Оформление выставки , статьи в школьную газету, информации на школьный сайт, фотоматериалов обучающимися, занимающимися в школьном Пресс-центре.
СОДЕРЖАНИЕ
Толерантность. Что это ? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения. Толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (Ответы учащихся: языком, религией, национальностью, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом.) Давайте проверим, поняли ли мы, что такое толерантность. Упражнение «Линейка» У двери класса встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что для толерантного человека характерно «непринятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна — те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций.
Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу. (Учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора.)
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение
, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать собственное мнение, но в то же время с уважением относится к мнению других. А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение (например, «все чукчи — глупые», «все грузчики — пьяницы» и др.). Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах: «Я хороший — ты плохой»; продолжите ряд : «Я плохой — ты хороший»; «Я плохой — ты плохой»; «Я хороший — ты хороший». Последний вариант как раз и отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности — уважение к себе, своей стране, своим традициям. Итак, мы выяснили, что толерантный человек с уважением относится к представителям другой культуры, другого народа. Давайте посмотрим, легко ли это сделать. Ролевая игра «Незнакомцы» Учащиеся разбиваются на две команды. Инструкция. Каждая команда — это отдельный народ. Ваши народы еще не знакомы друг с другом. Только недавно они установили контакт, теперь идет процесс активного изучения другой культуры. От каждого народа выдвигаются три посла. Их задача — познакомиться с другой культурой, как можно больше узнать о ней, составить свое представление и перечислить характеристики этого народа. Подготовка к игре:
• в каждой команде выбираются три посла; • команды получают описания характеристик своего народа, знакомятся с ними втайне от другой команды. Команда А Вы — устийцы, представители небольшой страны Устия, имеющей богатую историю и культуру. Вы убеждены, что жизнь — это праздник и надо радоваться каждому мгновению. Основное ваше занятие — подготовка и проведение всевозможных праздников. Жизнерадостность — вот ваш стиль жизни. Поэтому вы всегда улыбаетесь. Если к вам обращаются с вопросом, то, прежде чем ответить, вы некоторое время смеетесь. Это считается проявлением уважения к человеку, ведь вы дарите ему свой смех, радость жизни. При общении вы немногословны и отвечаете, только если собеседник улыбнется вам. Сами вы также обращаетесь с вопросом только к тому, кто улыбается вам. Если среди окружающих таких нет, то вы сами начинаете смеяться, чтобы вызвать ответную улыбку. Команда В Вы — погодайцы, представители небольшой страны Погодайя, имеющей богатую историю и культуру. Больше всего в жизни вы цените знания. Чтение книг — вот ваше основное занятие. Вы с книгой везде и всюду. У вас не принято обращаться к человеку, если он занят чтением, отвлекать его. Поэтому если читающему задают вопрос, то, прежде чем ответить, он говорит: «О, как я несчастен!» — показывая тем самым, что вынужден оторваться от любимого занятия. А затем уже отвечает на вопрос. Вы обладаете большими знаниями, постоянно размышляете над прочитанным, поэтому очень серьезны. И стараетесь обращаться только к тем людям, которые так же серьезны, как и вы. Далее члены команд обсуждают, как будут себя вести, что делать, когда их посетят послы другого народа. Это ни в коем случае не должны слышать представители другой команды. Послы готовят вопросы, с помощью которых можно что-либо узнать о другом народе. Ход игры:
Послы от каждого народа по очереди отправляются в гости к представителям другой культуры. Там они проводят 2 минуты, задавая подготовленные вопросы. По возвращении в свои команды они проводят обсуждение с членами своей команды и записывают перечень характеристик другого народа. Обсуждение: – Что вы чувствовали, попав в другую культуру? (Недоумение, удивление, шок, страх, беззащитность.) – Что вы узнали о другом народе? (На доске записываются названные учащимися характеристики, затем они сравниваются с действительными, записанными на карточке.) Подведение итогов игры: Оказывается, одно и то же поведение людей можно объяснить по-разному. Многие исходят из того, что их собственная культура «правильнее», а попадая в другую культуру, видят ее особенности в отрицательном значении. Попадание в другую культуру вызывает страх, чувство незащищенности. Давайте же будем доброжелательно и с пониманием относиться к представителям других культур и в целом к людям, чем-то отличающимся от нас! Упражнение «Эмблема толерантности» Учащиеся объединяются в микро группы. Их задача — нарисовать эмблему (герб, символ) толерантности, то, что могло бы печататься на плакатах. Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки. Рекфлексия аудитории : 1. Что нового вы узнали ? 2. Что запомнилось ? 3. Что не понравилось ? Почему ? 4. Что вызвало трудности? В чем выражаются эти трудности?


В раздел образования