Автор: Чайка Светлана Дмитриевна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ Илирская СОШ №1 Населённый пункт: село Илир, Братского района, Иркутской области Наименование материала: Сценарий внеурочного мероприятия Тема: "Музыка и поэзия. Вечер аристократов." Раздел: среднее образование
Разработка внеурочного костюмированного мероприятия «Музыка и поэзия. Вечер
аристократов»
Разработала: учитель музыки Чайка Светлана Дмитриевна.
Место проведения: библиотека СОШ №1
Участники: учащиеся 3 класса. Девочки в бальных платьях, у каждой в руках веер.
Мальчики в белых рубашках, тёмных брюках. Ведущий – учитель в вечернем длинном
платье.
Литературный материал: стихи М. Ю. Лермонтова, В. Дубровина, И. Козлова, Л.
Озерова, К. Бальмонта, Е. Бекетовой, А. Фета, Т. Травника.
Музыкальное оформление: музыка А. Шнитке, Л. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена,
А. Варламова, А. Рубинштейна, С. Рахманинова.
Сценарий мероприятия «Музыка и поэзия. Вечер аристократов»
Звучит музыка:
Альфред Шнитке Сюита в старинном стиле.
Ведущий (на фоне музыки): На серебряной тонкой бумаге
Под серебряной мглой облаков
Музыканты – извечные маги
Вызывают виденья веков.
И проходят века вереницей,
И валторны и скрипки звучат:
То былое в мелодиях снится,
То в грядущее тянется взгляд.
***
А всего-то высокой отваге
Мгле забвения наперекор
На серебряной тонкой бумаге
Образ музыки вывел гравёр.
(Б. Дубровин)
Ведущий: Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку
прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков
тому назад, помогает лучше понять самого себя и своих современников. Общение с
искусством волнует, будит фантазию и воображение у людей, даёт им возможность
испытывать чувства радости, восторга, грусти, отчаяния, любви, силы для творческих
поисков и открытий.
Различные виды искусства всегда волновали русских людей: песня и танец, поэзия и
живопись, скульптура и архитектура.
Сегодня мы проведём вечер музыки и поэзии в тёплой, изысканной атмосфере высшего
общества.
Звучит музыка: Фридерик. Шопен Ноктюрн
***
(чтец №1 на фоне музыки): Музыка льется –
Играют ноктюрны Шопена.
Как светла эта музыка,
Как волшебна!
Отступают муки, утихает боль.
Только эта музыка рядом с тобой.
Звук дрожит, замирает.
Все тише… тише…
Мы в душе эту музыку
Еще долго слышим.
Ведущий: О польском композиторе Фридерике Шопене (1810-1849) говорили, что
«клавиши под его пальцами начинают петь». Ноктюрны и прелюдии, вальсы и мазурки,
полонезы и баллады. В этих произведениях композитор оставил свой яркий след.
Под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых
выражены чувства и мысли поэтов.
Звучит музыка: Ф. Шопен Вальс
(чтец № 2 на фоне музыки) Стихотворение Л. Озеров Вальс
Ведущий: «Меня вдохновляло желание создать что-то прекрасное и художественное.
Музыка приходила и я записывал её» - так писал Сергей Рахманинов о своём творчестве.
(чтец № 3) Е. Бекетова «Сирень»
(чтец № 4) К. Бальмонт «Островок»
Ведущий: Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому,
что их по особому прочитали и услышали композиторы. Лирические стихотворения часто
становились основой романсов и песен.
С. Рахманинов написал два прекрасных романса, которые так и назвал «Сирень» и
«Островок».
Звучит музыка: С. Рахманинов романсы «Сирень», «Островок».
Ведущий: Следующее стихотворение вдохновило сразу двух композиторов:
Александра Егоровича Варламова (19 в.) и Антона Григорьевича Рубинштейна (19 в.) Так
появилось сразу два романса с одинаковым названием «Горные вершины»
(чтец № 5) М. Ю. Лермонтов «Горные вершины»
Ведущий: А сейчас, уважаемые дамы и господа, просим прослушать эти шедевры.
Звучит музыка: А. Варламов романс «Горные вершины»
А. Рубинштейн романс «Горные вершины»
Ведущий: Высшее общество русского дворянства отличалось внешней изысканностью,
утончённостью, изяществом манер, благородством. В красивых домах, прекрасных залах,
залитых ярким светом, богато украшенных золочёными узорами на розовых, белых и
голубых панелях, обставленных красивейшей мебелью, проходили вечера поэзии, музыки
и танца. Блистали в великолепных нарядах прекрасные дамы и кавалеры.. В напудренных
париках они были похожи на фарфоровых куколок.
(чтец № 6) Афанасий Афанасьевич Фет «Вот грянула мазурка»
Звучит музыка: Ф. Шопен Мазурка (учащиеся в паре исполняют
импровизированный танец в стиле мазурки)
Ведущий: Дамы и кавалеры любили гулять в красивых садах, источающих нежный запах
роз, сидеть у прохладных фантанов и читать поэтические строки о прекрасных дальних
странах. Поэты и музыканты также любили предаваться лирическим настроениям.
Звучит музыка: Ф. Шуберт «Баркарола»
(чтец № 7, 8 на фоне музыки) И. Козлов «Венецианская ночь»
(учащиеся парами исполняют импровизированный танец в стиле менуэт)
Ведущий: Теперь уж давнею зимою
На благодатный звёздный свет
Шли странники, их было трое –
Художник, Музыкант, Поэт.
Земная жизнь летит годами
И промедления в том нет,
Но сохраняют миг желаний
Художник, Музыкант, Поэт.
Ведут нас верною тропою
Три «да» сквозь непролазность «нет»
По знакам, данным им судьбою –
Художник, Музыкант, Поэт.
***
Вот так, от веку и до века
Несут служенья яркий свет…
Три ангела? Три человека?
Художник, Музыкант, Поэт…
(Терентий Травник)
Звучит музыка: Альфред Шнитке Сюита в старинном стиле. Менуэт
Ведущий (на фоне музыки): Если человек проживёт свою жизнь и не прикоснётся к
произведениям великих творцов, не проникнется красотой и богатством чувств, он потеряет много,
очень много… Пусть этого не случится ни с кем из вас!
Уважаемые дамы и господа! Спасибо вам за творческое вдохновение, за искренность мыслей, за
теплоту ваших сердец!