"Рекомендации педагогам ДОУ по проведению праздников и развлечений"
Автор: Федоров Юрий Кузьмич Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4" Населённый пункт: город Зима, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Рекомендации педагогам ДОУ по проведению праздников и развлечений" Раздел: дошкольное образование
ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Главное
- это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный
подъем, сформировать праздничную культуру. Подготовка к празднику вызывает у детей
интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные
и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в
момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми
возникает
полезное
сотрудничество.
Важно,
чтобы
ребенок
не
был
пассивным
созерцателем, наблюдателем и слушателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским
стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках,
принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений
детского сада.
При организации праздников следует соблюдать принципы, которые характерны
для русского досуга - душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие
их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии.
Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать
ребенка
интерес
к
предстоящему
празднику,
наметить
совместные
действия
всего
коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день
прошел
весело
и
интересно.
В
первую
очередь следует продумать план-конспект
праздника.
В е г о составлении
принимают
участие
музыкальный
руководитель,
воспитатель, методист, заведующая и т.д. План-конспект составляют таким образом, чтобы
в него можно было внести изменения. Ведущие, музыкальный руководитель и воспитатель
вместе
обдумывают
программу
праздника,
расположение
детей,
последовательность
детских выступлений и сюрпризных моментов. При составлении сценария праздника на
любую тему нужно обеспечить: яркое и торжественное начало праздника; развертывание
с ю ж е т а
п р а з д н и к а ,
г д е
о т р а ж а е т с я
о с н о в н а я
и д е я ,
п р е д у с м а т р и в а ю т с я
д е т с к и е
в ы с т у п л е н и я ,
и н с ц е н и р о в а н и е
с к а з о к ,
с ю р п р и з н ы е
м ом е н т ы ,
и г р ы ,
п е с н и ,
т а н ц ы ,
ч т е н и е
с т и хо в ,
ко т о р ы е
и д у т
п о
л и н и и
у в е л и ч е н и я
э м о ц и о н а л ь н о го
п од ъ е м а ;
к ул ь м и н а ц и ю .
Музыкальный
руководитель,
воспитатель
продумывают,
где
дети
будут
сидеть,
переодеваться, где будут расположены праздничные атрибуты. При составлении сценария
и отборе произведений для исполнения следует использовать песни, танцы, игры, которые
дети хорошо знают, а при исполнении получают удовольствие. При подборе песен надо
учитывать
направленность
праздника.
Сейчас
появилось
очень
много
произведений
современных
композиторов,
но
не
всегда
их
песни
по
своей
музыкальной
фактуре
доступны детям, не имеющим достаточных певческих навыков. Целесообразнее подбирать
более простые по музыкальной фактуре песни, чтобы дети смогли их исполнить на
высоком уровне. Их количество зависит от сценария праздника: в среднем не более 4-5
песен. Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не затягивался по «техническим»
причинам. Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он как бы объединяет детей
и взрослых, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит, и
оживляет весь праздник. Ведущий должен владеть хорошей литературной речью, уметь
шутить и, что особенно важно, быть эмоциональным и находчивым, искренним, веселым,
естественным и жизнерадостным. Очень важно привлекать детей к оформлению зала и
группы,
использовать
их
рисунки,
поделки.
Это
способствует
воспитанию
художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию,
аппликации, конструированию и т.д.).
Среди практиков существует мнение, что лучше не приглашать на праздник
родителей, так как дети в этом случае чувствуют себя спокойнее. Это спорный вопрос.
Лучше всего, если на празднике будут приглашены гости, которые станут активными
участниками веселья. Музыкальный руководитель, воспитатель и заведующий обязательно
проводят
перед
праздником
предварительную
работу
с
родителями.
В
беседах
они
обращают внимание мам, пап, бабушек и дедушек на то, что не все дети на праздничном
утреннике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок
обязательно выступит персонально. Кроме того, многие родители приходят на праздник с
видеокамерой
и
иногда
мешают
общему
веселью
своим
некорректным
поведением.
аведующая
детским
садом
может
поручить
одному
из
родителей
(сотрудников),
владеющему
технологией
видеосъемок,
осуществить
видеозапись
праздника,
а
затем
остальные родители смогут переписать ее для себя. Родители могут помогать в пошиве
костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении зала и т. д.
Совместные
переживания
детей
и
взрослых
сближают
их;
родители
узнают
о
способностях и возможностях своего ребенка и в будущем смогут помочь ему стать
интересным и активным школьником. В свою очередь дети чувствуют, что их любят,
родители заботятся о них, интересуются ими и стремятся помочь. При оформлении
помещения к празднику следует помнить об основных правилах, дизайн должен:
-отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
-развивать художественно-эстетический вкус;
-создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
При
подготовке
к
празднику
нужно
обеспечить
выполнение
санитарно-
гигиенических правил (уборка помещения, организация чаепития). Это позволит
сформировать у детей навыки соблюдения правил этикета праздничного «застолья», в
соответствии
с
которыми
положено,
чтобы
стол
был
покрыт
скатертью,
празднично
сервирован и т.д.
Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьезно,
вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен
детям;
следует
учитывать
возможности
каждого
ребенка
и
группы
в
целом
и
не
перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для
детей, и они являются его активными участниками.
Длительность праздника в старших группах составляет 30-35 минут, в младших
группах
до
20
минут.
Мы
стараемся
не
совмещать
группы
детей
на
утренниках
и
праздниках.
24.
Особое
внимание
следует
уделить
использованию
на
празднике
аудиозаписей.
Чрезмерное
количество
фонограммы
отрицательно
сказывается
на
формировании детского слуха, так как нередко записи бывают низкого качества. Кроме
того, каждое произведение записано в авторском исполнении, и не всегда дети могут
почувствовать, как следует его исполнять, а воспитатель вынужден при помощи счета,
движений рук, голосом помогать им. На праздниках лучше всего использовать «живую»
музыку. Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса.
Использовать аудиозаписи нужно умеренно и грамотно в начале или конце праздника, при
выходе сказочных героев, роли которых исполняют взрослые, в сюрпризных моментах.
Включая в сценарий праздника выступления взрослых, следует помнить, что праздник -
это не спектакль, а общее веселье, где активность принадлежит детям. Воспитатель может
исполнить только ту роль, которая недоступна ребенку по своей сложности исполнения.
Исполнение роли взрослым должно быть эмоциональным и художественным, чтобы дети
получили яркое впечатление от сказочного героя. Особое внимание следует уделить играм
и танцам. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные
моменты, участвуют взрослые, мамы, папы, старшие сестры и братья. Используя игры,
нужно помнить, что они являются частью сценария и должны сочетаться с содержанием
праздника.
В
программу
обязательно
входят
пляски,
хороводы,
народные
и
бальные
танцы. Их направленность зависит от содержания праздника. В своей практике мы часто
используем старинны танцы, хороводы. Используя их, необходимо вести предварительную
работу по ознакомлению детей с содержанием танца/хоровода, его основной идеей и затем
— детально отработать движения и продумать костюмы для танцующих. Сольные танцы,
которые исполняются взрослыми, будут ярким сюрпризом для детей. На праздниках, как
правило, исполняется два общих танца и в зависимости от сценария два-три сольных.
Следует помнить, что дети любят играть и танцевать вместе со взрослыми, при этом
веселье становится всеобщим.
При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не
украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть
небольшими,
соответствующими
содержанию
праздника
и
возрасту
детей,
высокохудожественными.
Использование
в
праздничной
программе
инсценированных
сказок,
рассказов,
пьес,
стихов
вносит
в
действие
элемент
театрализации.
В
театрализованных
представлениях
обязательно
должны
участвовать
дети.
Их
непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.
Таким образом, при продуктивном взаимодействии педагогов ДОУ при подготовке
и разработке праздников и развлечений, мы достигнем основной нашей цели – доставить
детям радость и удовольствие от музыкального мероприятия.