Литературный мини-музей в детском саду как средство развития интереса к чтению
Автор: Хаустова Светлана Станиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №56 Населённый пункт: Город Апатиты, Мурманская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Литературный мини-музей в детском саду как средство развития интереса к чтению Раздел: дошкольное образование
Тема: «Литературный мини-музей в детском саду, как средство
развития интереса к чтению»
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе детского сада
должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности и охватывать следующие направления
развития и образования детей:
Познавательное развитие – представление о социокультурных
ценностях нашего народа.
Речевое развитие – овладение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой,
детской литературой.
Многие педагоги и психологи отмечают, что современные
дошкольники все реже читают (и самостоятельно и со взрослыми). Несмотря
на то, что во многих группах детских садов есть книжные уголки для чтения и
мини-библиотеки, сегодня речь идет о том, что и сказка уходит из детского
сада, хотя без нее трудно представить детство. К сожалению, современная
информационная среда меняет жизнь не только взрослых, но и детей. Как
при этом развить у дошкольника интерес к чтению и сформировать любовь к
книгам. Поэтому мы и решили создать в нашей группе литературный мини-
музей « Книги – наши лучшие друзья». Обратились за помощью к родителям.
Они откликнулись на нашу просьбу и вместе с детьми участвовали в
создании музея: приносили разнообразные книги, помогали в оформлении
экспозиции. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-
музее не только можно, но и нужно брать книги с полок, читать и
рассматривать иллюстрации. В обычном музее ребенок лишь пассивный
созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, причем не только он
сам, но и его родители, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат
общения и совместной работы воспитателей, детей и их семей.
Цель создания мини-музея:
Обогащение предметно-развивающей среды для разностороннего развития
ребенка.
Задачи мини-музея:
Формирование у детей системы ценностей, приобщение их к мировой
и отечественной культуре.
Развитие познавательного интереса, эмоциональной сферы,
воображения, эстетического вкуса, творческих способностей.
Формирование интереса и привычки к чтению, навыков бережного
отношения к книге.
Умение искать и находить нужную информацию.
Основные принципы работы нашего мини-музея:
Наглядность - обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное
восприятие.
Доступность - обеспечивает непосредственное использование книг для
чтения и рассматривания.
Интегративность - позволяет воспитателю с помощью экспонатов музея
познакомить дошкольников с разными областями человеческой
деятельности: историей, природой, культурой.
Принцип деятельности - представляет ребенку возможность
реализовывать новые виды деятельности, например, пополнение
музея книгами, сделанными своими руками.
Культуросообразность - помогает приобщать детей к мировой
социокультуре, общечеловеческим ценностям.
Разнообразность – книги в мини-музее разные по содержанию, по
жанру, по форме, по размеру, по назначению и т.д.
Непрерывность – музей, являясь частью образовательного
пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной
детской деятельностью, отражает тематику занятий, экскурсий, игр.
Партнерство – музей является результатом сотрудничества взрослых и
детей, детского сада и семьи и благодаря чему реализуются права
ребенка.
Структура мини-музея, его разделы:
Любимые сказки нашей группы.
Книги наших мам и пап, бабушек и дедушек.
Книжки-раскладушки, книги-панорамы.
Книжки-малышки.
Умные книги.
Книжки, сделанные из разных материалов.
Книжки разной формы.
Книги, сделанные нашими руками.
Звуковые книжки.
В нашем музее работает «Книжкина больница», где дети, вооружившись
ножницами, клеем, цветной бумагой, ремонтируют старые, потрепанные
книжки. После такой трудотерапии дети начинают более бережно относиться
к книгам: аккуратно перелистывать страницы, убирать книги на место.
В мини-музее книги дети знакомятся с разными видами книг, с поэтами и
писателями, с историей книгопечатания, с иллюстрациями к текстам.
Экспонатами нашего музея стали книги разной величины и толщины,
старинные и современные, книги разных жанров, звуковые книги, книги из
разных материалов и так далее. В нашем музее очень много интересных
книг с яркими красочными иллюстрациями. Мы рассказываем детям, что
над изданием книги трудятся не только писатели, но и художники. Что за
книга без картинок. Слова писателя оживают под кистью художника.
Писатель и художник часто работают вместе. Дети с большим интересом
рассматривают иллюстрации к книгам, составляют по ним свои маленькие
рассказы. На занятиях по художественному творчеству мы предлагаем детям
стать художниками, придумать и нарисовать свои иллюстрации к какой-либо
сказке или рассказу.
В нашем мини-музее мы выставляем коллекции книг по различным
темам: «Любимые книги наших мам и пап», «Любимые сказки», «Любимые
книги дедушек и бабушек». Дети с интересом рассматривали книгу, которой
почти 100лет, бережно перелистывали пожелтевшие страницы и
представляли, как эту книгу когда-то читала чья-то прабабушка.
Большой вклад в наш литературный мини-музей внесли родители,
которые участвовали в семейном конкурсе « Книга, выполненная своими
руками». На полках появились разнообразные самодельные книги
необычной формы: книга «Сундучок сказок», книги в виде машинки,
бабочки, домика. Дети проявили к таким книгам огромный интерес, с
удовольствием их читали и рассматривали иллюстрации.
Во время экскурсии по музею проводим беседы с детьми с опорой на
экспонаты того или иного раздела. Поскольку всякая экспозиция
представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она
предполагает постоянный открытый диалог. Рассматривая книги в музее,
дети усваивают опыт реальных взаимоотношений, учатся считаться с
интересами других, приобретают умение выражать личное отношение к
событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную
деятельность и деятельность других, развивают речь, как связующую нить в
общении со сверстниками, со взрослыми.
Таким образом, мини-музей в группе является эффективным и
действенным средством развития интереса дошкольников к чтению.