Напоминание

Литературный мини-музей в детском саду как средство развития интереса к чтению


Автор: Хаустова Светлана Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №56
Населённый пункт: Город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературный мини-музей в детском саду как средство развития интереса к чтению
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: «Литературный мини-музей в детском саду, как средство

развития интереса к чтению»



Согласно требованиям
ФГОС развивающая среда в группе детского сада должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей:  Познавательное развитие – представление о социокультурных ценностях нашего народа.  Речевое развитие – овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Многие педагоги и психологи отмечают, что современные дошкольники все реже читают (и самостоятельно и со взрослыми). Несмотря на то, что во многих группах детских садов есть книжные уголки для чтения и мини-библиотеки, сегодня речь идет о том, что и сказка уходит из детского сада, хотя без нее трудно представить детство. К сожалению, современная информационная среда меняет жизнь не только взрослых, но и детей. Как при этом развить у дошкольника интерес к чтению и сформировать любовь к книгам. Поэтому мы и решили создать в нашей группе литературный мини- музей « Книги – наши лучшие друзья». Обратились за помощью к родителям. Они откликнулись на нашу просьбу и вместе с детьми участвовали в создании музея: приносили разнообразные книги, помогали в оформлении экспозиции. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини- музее не только можно, но и нужно брать книги с полок, читать и рассматривать иллюстрации. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его родители, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения и совместной работы воспитателей, детей и их семей. Цель создания мини-музея: Обогащение предметно-развивающей среды для разностороннего развития ребенка.
Задачи мини-музея:  Формирование у детей системы ценностей, приобщение их к мировой и отечественной культуре.  Развитие познавательного интереса, эмоциональной сферы, воображения, эстетического вкуса, творческих способностей.  Формирование интереса и привычки к чтению, навыков бережного отношения к книге.  Умение искать и находить нужную информацию. Основные принципы работы нашего мини-музея:  Наглядность - обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.  Доступность - обеспечивает непосредственное использование книг для чтения и рассматривания.  Интегративность - позволяет воспитателю с помощью экспонатов музея познакомить дошкольников с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.  Принцип деятельности - представляет ребенку возможность реализовывать новые виды деятельности, например, пополнение музея книгами, сделанными своими руками.  Культуросообразность - помогает приобщать детей к мировой социокультуре, общечеловеческим ценностям.  Разнообразность – книги в мини-музее разные по содержанию, по жанру, по форме, по размеру, по назначению и т.д.  Непрерывность – музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражает тематику занятий, экскурсий, игр.  Партнерство – музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, детского сада и семьи и благодаря чему реализуются права ребенка.
Структура мини-музея, его разделы:  Любимые сказки нашей группы.  Книги наших мам и пап, бабушек и дедушек.  Книжки-раскладушки, книги-панорамы.  Книжки-малышки.  Умные книги.  Книжки, сделанные из разных материалов.  Книжки разной формы.  Книги, сделанные нашими руками.  Звуковые книжки. В нашем музее работает «Книжкина больница», где дети, вооружившись ножницами, клеем, цветной бумагой, ремонтируют старые, потрепанные книжки. После такой трудотерапии дети начинают более бережно относиться к книгам: аккуратно перелистывать страницы, убирать книги на место. В мини-музее книги дети знакомятся с разными видами книг, с поэтами и писателями, с историей книгопечатания, с иллюстрациями к текстам. Экспонатами нашего музея стали книги разной величины и толщины, старинные и современные, книги разных жанров, звуковые книги, книги из разных материалов и так далее. В нашем музее очень много интересных книг с яркими красочными иллюстрациями. Мы рассказываем детям, что над изданием книги трудятся не только писатели, но и художники. Что за книга без картинок. Слова писателя оживают под кистью художника. Писатель и художник часто работают вместе. Дети с большим интересом рассматривают иллюстрации к книгам, составляют по ним свои маленькие рассказы. На занятиях по художественному творчеству мы предлагаем детям стать художниками, придумать и нарисовать свои иллюстрации к какой-либо сказке или рассказу. В нашем мини-музее мы выставляем коллекции книг по различным темам: «Любимые книги наших мам и пап», «Любимые сказки», «Любимые
книги дедушек и бабушек». Дети с интересом рассматривали книгу, которой почти 100лет, бережно перелистывали пожелтевшие страницы и представляли, как эту книгу когда-то читала чья-то прабабушка. Большой вклад в наш литературный мини-музей внесли родители, которые участвовали в семейном конкурсе « Книга, выполненная своими руками». На полках появились разнообразные самодельные книги необычной формы: книга «Сундучок сказок», книги в виде машинки, бабочки, домика. Дети проявили к таким книгам огромный интерес, с удовольствием их читали и рассматривали иллюстрации. Во время экскурсии по музею проводим беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. Поскольку всякая экспозиция представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный открытый диалог. Рассматривая книги в музее, дети усваивают опыт реальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность других, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, со взрослыми. Таким образом, мини-музей в группе является эффективным и действенным средством развития интереса дошкольников к чтению.


В раздел образования