Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Автор: Шарикова Марина Константиновна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Г.о. Балашиха "Детский сад комбинированного вида №54 "Чиполлино" Населённый пункт: Московская область Наименование материала: Статья Тема: Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
В
любом
возрасте
в
сказках
можно
открыть
нечто
сокровенное
и
волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый
«банк
жизненных
ситуаций»,
поэтому
очень
важно,
чтобы
осознание
«сказочных
уроков»
начиналось
с
раннего
возраста,
с
ответа
на
вопрос:
«Чему нас учит сказка?»
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со
спектаклями-сказками.
Учитывается
интерес
детей
к
этому
жанру,
доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки
для
нравственного
и
эстетического
воспитания
детей.
Наиболее
целесообразной
формой
работы
в
этом
направлении
считается
театрализованная деятельность.
Главной целью театрализованной деятельности является создание
условий
для
коррекции
речевых
нарушений детей
и
развития
их
мотивации
на
устранение
своих
речевых
дефектов. Кроме
того
развиваются
познавательные
способности,
произвольная
регуляция
деятельности, эмоционально - личностная сфера. Развиваются эстетические
способности.
Возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней,
у детей появляется мотив быть, как настоящие актеры – интересными,
запоминающимися в своей роли, понятными. Они включаются в работу:
они с удовольствием занимаются над коррекцией речи с логопедом, над
своей
ролью
с
воспитателем, пение
и
танец
отрабатывают
с
музыкальным руководителем.
Однако,
неустойчивость
внимания,
плохая
слуховая
и
зрительная
память,
слабость
мотивации
и
контроля,
трудности
при
ориентировке
в
пространстве,
недостаточная
скоординированность
движений,
недостаточное
развитие
познавательной
деятельности,
нечёткая
дифференцированность
словаря,
нарушения
грамматического
строя
речи,
трудности
усвоения
логико-грамматических
конструкций,
недостаточность
фон етико- фон ематического
восп риятия,
н е с ф о р м и р о в а н н о с т ь
целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы,
свойственные
детям
с
общим
недоразвитием
речи
(ОНР),
в
различной
степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным
процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость;
де т я м
с
п о в ы ш е н н о й
в о з буд и м о с т ь ю
н е
х в ат а е т
в н и м а н и я ,
сосредоточенности. Все эти факторы необходимо учитывать при организации
игр для детей с ОНР. (Общее недоразвитие речи — различные сложные
речевые
расстройства,
при
которых
нарушено
формирование
всех
компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой
стороны (лексики, грамматики)).
Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста.
Д л я
д е т е й
с
о б щ и м
н е д о р а з в и т и е м
р е ч и ,
о б у ч а ю щ и х с я
в
специализированных группах, игровая деятельность сохраняет своё значение
как
необходимое
условие
развития
интеллекта,
психических
процессов,
личности в целом.
В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать
игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность,
совершенствуют
речевые
навыки,
способствуют
развитию
психических
процессов, повышают эмоциональную активность.
Особая роль уделяется игровым упражнениям на сочетание слова и
движения . Это игры со словами и движениями, подвижные музыкальные
игры, диалогические игры с жестикуляцией. Театрализованная сюжетно –
тематическая
форма
игр
давала
возможность
детям
почувствовать
себя
уверенно
и
свободно,
способствовала
развитию
двигательных
навыков,
речевой моторики, темпа и ритма речи, слухового внимания.
Детям
становится
интересно,
когда
они
сами
превращаются
в
сказочных
героев.
Они
пытаются
имитировать
ролевые
движения,
наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Всему
этому способствуют театрализованные игры.
Театрализованная
игра
имеет
коррекционную
направленность
и
рассматривается
как
организация
совместной
игровой
и
речевой
деятельности, в процессе которой ребенок создает образ действием, словом,
что дает возможность активно развивать его речь.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным
играм,
складывающийся
в
процессе
просмотра
небольших
кукольных
спектаклей,
которые
показывают
педагоги,
взяв
за
основу
содержание
знакомых
ребенку
потешек,
стихов
или
сказок.
В
дальнейшем
важно
стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные
фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в
формировании
уважительного
отношения
детей
друг
к
другу,
развитии
коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок — игр, которые
дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объёме
овладеть творческим процессом.
Одна из ведущих ролей принадлежит педагогу. Речь педагога служит
образцом для подражания. Дети наблюдают, как педагог говорит, действует
за персонажей. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на
контрастах.
Театрализованные игры включают в себя все виды театра, доступные
детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и
другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и
разыгрываются сценки.
Большое
значение
придаётся
оформлению
театрализованных
игр,
обсуждению
вместе
с
детьми
атрибутов
игры,
костюмов.
Последние
особенно важны для детей с ОНР, у которых слабо развито воображение: они
помогают «входить в образ». Этот творческий процесс доставляет радость
всем: и детям, и педагогам.
В театрализованных играх используется музыка, которая подчёркивает
характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при
этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма.
Движения в свою очередь повышают активность речедвигательного
анализатора,
«балансируют»
процессы
возбуждения
и
торможения.
Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.
Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и
решение
задач
коррекционного
обучения
(расширение
знаний
об
окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие
речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) -
с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
Создание спектакля
с детьми — очень увлекательное и полезное
занятие.
Совместная
творческая
деятельность
вовлекает
в
процесс
постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать
застенчивость и зажатость.
Успешность и результативность спектакля зависит от сотрудничества
многих
специалистов
д/с и, конечно
же, участия
родителей. Ведь
подготовка,
как
в
настоящих
театрах:
костюмы,
грим,
декорации,
бутафорские атрибуты, шумовые фоны, светотехнические эффекты и т.п. А
главное – настоящее актерское волнение…
В ходе подготовки к спектаклю, мы старались соблюдать несколько
основных правил:
В работе над спектаклем важно не перегружать детей, предоставить
возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, не
распределяя их среди наиболее способных.
Работа
над
спектаклем начинается
со
знакомства с
пьесой. В
каждом
спектакле
обязательно
присутствуют
музыкальная
и
хореографическая части. Первое прочтение пьесы должно быть
эмоционально
насыщенным,
чтобы
пробудить
интерес
к
предстоящей работе.
Следующий
этап
–
пробы
детей
на
различные
роли
и
распределение ролей. Чаще взрослые видят ребенка в той или
иной роли, но и детям надо дать возможность по своему желанию
выбрать
роль, чтобы
он
перевоплотившись в
героя, проиграл
небольшой этюд.
В
спектакле
должны
принять
участие
все дети
группы
без
исключения.
В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с
желанием и радостью.
После распределения ролей начинается индивидуальная работа с
детьми
над
образом, отдельными эпизодами, картинами, спектаклем
в
целом.
Заключительный этап – генеральная репетиция.
Премьера (для детей и педагогов ДОУ) — это всегда волнение, суета
и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Повторный показ – для
родителей актеров, гостей.
Дети
на
практике
начинают
понимать,
что
такое
коллективность
театрального
искусства,
как
от
внимания
и
ответственности
каждого
исполнителя зависит успех спектакля. В конце представления детей нужно
наградить. Это могут быть цветы, сувениры, диплом юного актера.
Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления.
Ребята
слишком
возбуждены
и
вряд
ли
смогут
оценить
свои
успехи
и
неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько
критически они способны относиться к собственной игре.
Обязательно нужно создать фотогалерею, видеозаписи. Так может
начаться одна из интереснейших страниц в судьбе ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Театрализованная
деятельность
позволяет
ребенку
решать
многие
проблемы
ситуации
опосредованно
от
лица
какого-либо
персонажа.
Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким
образом,
театрализованные
занятия
помогают
всесторонне
развивать
ребенка.
П р и м е н е н и е
те ат р а л и з о в а н н о й
де я тел ь н о с т и
о к а з ы в а е т
положительное
влияние
в
коррекции
эмоционально-личностной
сферы
у
детей с ОНР. Наблюдается значительное повышение речевой активности и
коммуникативной
направленности
речи,
использование
различных
типов
коммуникативных высказываний (обращение — побуждение, обращение —
вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение
способов
невербального
(неречевого)
общения:
овладение
смысловым
аспектом
человеческой
мимики,
естественных
и
экспрессивных
жестов,
использование их в практике общения; развитие связной, диалогической
речи.
Таким
образом,
искусство
театра,
театрализованная
деятельность
до ш кол ь н и ко в
явл яютс я
э ффе к ти вн ым
ср едство м
ко р р е к ц и и
коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР и может быть
рекомендована в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с
детьми с нормативным развитием.
Список рекомендуемой литературы:
Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М.,1983.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
1991.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации //
Театр и образование:сб. научных трудов. М., 1992.
Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М.,
1985.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения
и коррекционные программы. М., 1995.
Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
Чурилина Э.Г.Методика
и
организация
театральной
деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2001
Швайко Г.С.
Игры
и
игровые
упражнения
для
развития
речи.
М.,1983.
Шилгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Золотые правила поведения актеров:
Говорить негромко (не кричать);
Ходить спокойно (не бегать);
Помнить для чего мы находимся в зале (не отвлекаться);
Смело показывать свои способности ;
Заботиться друг о друге (не обижать);
Помогать друг другу (не смеяться);
Внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).